Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:18, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: изучить теорию феминизма и ее основные направления.
Задачи для решения поставленной цели:
- изучить исторические корни теории феминизма;
-исследовать основные направления в данной теории;
-рассмотреть теорию феминизма применительно к современному миру.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..…….3
1 Теория феминизма и ее исторические корни…………………..……...5
2 Основные направления теории феминизма……………………..……..9
3 Теория феминизма и современность........……………………….……17
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованных источников……………………………...…….25

Файлы: 1 файл

к. р. по теории феминизма.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………..…….3

1 Теория феминизма и ее исторические  корни…………………..……...5

2 Основные направления теории феминизма……………………..……..9

3 Теория феминизма и современность........……………………….……17

Заключение………………………………………………………………..24

Список использованных источников……………………………...…….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В контрольной работе рассмотрим тему «Теория феминизма». Данная тема будет актуальна всегда, пока не наступит равенство полов или матриархат. Поскольку женщина и мужчина это основа общества, и сколько будет существовать патриархат, столько и будет существовать феминизм. Теорию феминизма можно трактовать как идею создания новой формы общественного устройства, где не будет доминирующих - женщин или мужчин, где будет равноправие полов, так назывемый биархат.

Некоторые считают, что  неравенство полов и теория феминизма  это выдумки женщин, но еще в  Древнем мире ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины  в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах Древнего Мира. Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина». Со времен Сократа прошло два с половиной тысячелетия, но и в наши дни еще остались мужчины, которые так думают. Но так же есть и мужчины-феминисты, которые будут рады равенству полов.

В теориях феминизма  можно выделить такие основные идеи, как то, что нужно избавиться от стереотипа, что женщина должна быть домохозяйкой: сидеть дома, воспитывать  детей, следить за порядком и быть оберегом домашнего очага. Феминисты хотят, чтобы женщина была таким же «добытчиком» как и мужчина, даже не смотря на то, что еще с первобытных времен женщина была в основном домоседом, а если земледельческие времена, то дальше огорода она не «уходила».

Теория равенства полов может привести нарушению института семьи, его основных черт. Это можно заметить уже и сейчас, когда возрастает количество мужчин берущих декрет вместо женщины. Можно ли считать это нормальным, вопрос с двумя вариантами ответов: феминистка сказала бы, что это даже очень хорошо, но большинство мужчин сказали нет, это дело женщин. Встает вопрос, где есть грань между феминизмом, как теории равенства полов, и матриархатом. То есть, что можно считать равным для полов, а что ношей тяжелее, чем у противоположного пола. Так же есть такой вопрос о том, как разрознить омужествление женщины и становление мужчин более женственными, не есть ли это причиной теории феминизма, или его последствием.

В каждом подходе в теории феминизма рассматриваются разные аспекты, которые по-своему показывают проблемную ситуацию для женщин и каждый из подходов имеет свой вариант решение этой женской проблемы, как неравенство полов.

Объект в контрольной  работе: теория феминизма, предметы: различные направления изучаемой теории.

Цель контрольной работы: изучить теорию феминизма и ее основные направления.

Задачи для решения  поставленной цели:

- изучить исторические корни теории феминизма;

-исследовать основные  направления в данной теории;

-рассмотреть теорию феминизма применительно к современному миру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория феминизма и  ее исторические корни

 

Феминизм как современная  социально-политическая теория с каждым годом приобретает все большее  значение. Это объясняется в первую очередь тем, что развитие женского движения невозможно без теоретического обоснования. Значительная часть населения, как в РФ, так и во всех других странах, в настоящее время характеризуется определенной незащищенностью и испытывает на себе всю остроту последствий социально-экономических, политических решений, принимаемых мужской властью, которая не учитывает специфические интересы женщин.

Феминизм как теория ставит перед собой задачу обеспечить практическую реализацию прогрессивных идей эмансипации женщин, ликвидации дискриминации, а также смягчения многих деструктивных общественных явлений, социальное напряжение и создать более стабильное, динамичное и демократическое общество, возродить гуманизм и духовность общества и человека.

В нашей стране о феминизме  знают очень мало. Подчас эти знания ограничиваются представлением о том, что эта теория якобы выражает резко отрицательное отношение к мужской части человеческого рода.

Современный феминизм характеризует  прежде всего глубокий теоретический анализ социальных, экономических и политических проблем, не исключая и культуру. Феминизм как социально-политическая теория дает возможность более основательно изучить сущность международного женского движения, понять особенности возрождения роли женщин в социальной и культурной жизни, а также установить сходство и различие между феминологией и феминизмом.

Феминизм как направление в теории и практике женского движения уходит своими корнями в XVII век. Сам термин был введен в оборот Ш. Фурье - французским социалистом-утопистом - в 40-е гг. XIX столетия и предполагал решение проблемы равенства женщин и мужчин.

Американская исследовательница Л. Татл, издавшая «Энциклопедию феминизма» (Нью-Йорк, Оксфорд, 1986 г.), считает, что это социальное движение и идеология, состоящие из многих аспектов и мнений, что «простое определение, которое устроило бы каждого, кто считает себя феминистом, очень трудно сформулировать».1 И далее – «Феминист - это человек, который не имеет предубеждений против других людей из-за их пола и своими действиями способствует политическому, экономическому, духовному и сексуальному равноправию женщин». Феминизм акцентирует внимание на самоценности личности женщин, их праве на развитие, творчество, свободу в проявлении себя.

Одна из первых феминисток Франции, художница и философ, подруга  крупнейшего философа Р. Декарта, М. ван Шурман из Утрехта (1607-1678) выступала за научное образование женщин. Ее последовательница в Англии Б. Мэкин даже составила программу учебных занятий для женщин. М. Кавендиш (1623-1673 гг.) всю жизнь боролась за свое признание среди мужчин. Известная английская писательница М. Астелл, выступая против дискриминации женщин, заявляла, что если все мужчины рождены свободными, то как случилось, что все женщины рождены рабами? В 1744 г. в Англии стараниями Э. Хэйвуд начал выходить периодический женский журнал. Он был очень популярен и в Северной Америке, где феминизм получил распространение в период войны за независимость 1775 - 1783 гг. Во Франции развитие феминизма относится ко времени Великой Французской революции. Его теоретическую основу составила разработанная Олимпией де Гуж «Декларация о правах женщины и гражданки», содержащая требования не только предоставления женщинам гражданских и избирательных прав, но и государственных постов. Олимпию казнили, но борьба женщин за свои права с тех пор не прекращается.

Немалую роль в развитии феминизма сыграли сочинения Т. фон Гиппель «Об улучшении гражданских прав женщин» (1792 г.) и Мэри Уолстонкрафт «В защиту прав женщин». В конце XVIII века одна из первых феминисток Мэри Уоллстонкрафт обрушилась на несправедливость семейных отношений. Она защищала право женщин на равенство в семье, доступ к образованию и профессиональному самовыражению. Однако в отличие от современных феминисток она считала, что с общим развитием женщины на более высокий уровень поднимается и ее способность выполнять материнские обязанности.

Сторонник феминизма  рассматривает половой диморфизм как бинарное противостояние «мужчина-женщина», причем, мужчинам приписывается привилегированное положение, связанное с правом мужчины занимать в обществе более высокое место.

Через 50 лет Джон Стюарт Милль и Харриет Тэйлор подвергли  критике патриархальный уклад отношений  в семье. Они сошлись во взглядах на право женщин участвовать в  выборах, на правовое равенство в  браке и в доступе к образованию. Вместе с тем, Тэйлор выступала за более активное участие женщин в профессиональной сфере, Милль же видел предназначение женщин в домашней жизни, в заботе о благе детей. Милль подчеркивал роль семьи как школы нравственности для ее членов. Нравственное образование, по его мнению, должно проистекать из справедливости в отношениях между мужем и женой. Тем не менее, Милль охарактеризовал структуру семьи XIX века как подавляющую: для него семья - это рассадник деспотизма и «источник человеческих несчастий, увеличивающийся до ужасающих размеров».

Во второй половине XIX - начале XX в. феминистские организации уже существовали в ряде стран: рабочее женское движение, суфражизм (борьба за избирательные права женщин), демократическое женское движение. Феминизм выступал как мировоззрение, как социальное движение и как альтернативная теория культуры. Феминизм разделяли не только женщины, но и мужчины самого разного социального положения, национальности и вероисповедания.

Феминистские организации оформлялись в Международный альянс женщин - сторонниц равных прав и возможностей, к которому присоединился и Всероссийский союз равноправных женщин, основанный в 1905 г. Движение женщин России возникло задолго до 1905 г., оно развивалось на уже имевшихся традициях женских благотворительных союзов, обществ, журналов.

М. Бакунин в своей  работе «Запоздалый голос сороковых  годов» (по поводу женского вопроса) писал, что «все иные вопросы - суть вопросы о постороннем, но женский вопрос не может ни быть, ни считаться посторонним вопросом; в нем затронуты сущность и самый смысл всего бытия человека, и ответом на него, его разрешением даются ответы и разрешения по всем другим вопросам, затрагивающим жизнь человека». В России уже в 1899 г. появился первый печатный журнал «Женское дело».

Таким образом, теория феминизма на раннем этапе своего существования касалась лишь проблем конкретных прав женщин: права на труд и равную оплату, гражданские права, что явно было недостаточно для подлинной эмансипации женщин. После Второй мировой войны сущность феминизма изменилась: он все больше начинает приобретать социально-политический характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основные направления теории феминизма

 

Теория феминизма подразумевает единую идеологию, но на самом деле внутри этого движения существует множество подгрупп. Из-за различных исторических прецедентов, различии в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также других факторов, феминистская идеология должна была двигаться в различных направлениях для того, чтобы достичь намеченных целей. Как результат, существует много разновидностей в теории феминизма. Ниже приведем список некоторых из них.

  • Анархо-феминизм
  • Вуманизм (от - женщина)
  • Духовный феминизм
  • Культуро-феминизм
  • Лесбийский феминизм
  • Либеральный феминизм
  • Индивидуалистский феминизм
  • Мужской феминизм
  • Марксистский феминизм, или социалистический феминизм
  • Материальный феминизм
  • Многокультурный феминизм
  • Поп-феминизм
  • Постколониальный феминизм
  • Постмодернистский феминизм (включающий в себя queer theory)
  • Психоаналитический феминизм
  • «Пушистый» феминизм («легкомысленный феминизм»)
  • Радикальный феминизм
  • Ролевой феминизм
  • Сексуально-либеральный феминизм (секс-позитивный феминизм, про-секс феминизм)
  • Сепаратистский феминизм
  • Социалистический феминизм
  • Социально-обусловленный феминизм
  • Трансфеминизм
  • Феминизм амазонок
  • Феминизм стран третьего мира
  • Французский феминизм
  • Экофеминизм
  • Экзистенциальный феминизм
  • Некоторые течения, подходы, и люди могут также быть описаны как прото-феминисты или пост-феминисты

Рассмотрим наиболее известные направления данной теории, такие как: социалистический и марксистский феминизм. Социалистический феминизм объединяет угнетение женщин с марксистскими идеями об эксплуатации, угнетении и труде. Социалистический феминизм рассматривает женщин как подвергающихся угнетению в связи с их неравным положением на рабочем месте и в быту. Проституция, работа на дому, уход за детьми и брак рассматриваются сторонниками этого течения как способы эксплуатации женщин патриархальной системой. Социалистический феминизм сосредотачивает своё внимание на широких изменениях, затрагивающих общество в целом. Сторонники социалистического феминизма видят необходимость совместной работы не только с мужчинами, но и со всеми другими группами, которые, как и женщины, подвергаются эксплуатации в рамках капиталистической системы.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс считали, что когда классовое угнетение будет уничтожено, исчезнет и половое неравенство. Эти мысли развиваются, в частности, в работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). Энгельс связывает подчинение женщины мужчине с формированием частной собственности, классового общества и изменением характера разделения труда в семье. По мнению марксистов, угнетение женщин полностью исчезнет только с окончательной ликвидацией общественного разделения труда и классового разделения. В частности, Александра Коллонтай подчеркивала, что «история борьбы работниц за лучшие условия труда, за более сносную жизнь есть история борьбы пролетариата за свое освобождение».

Некоторые социалистические феминисты  считают наивной точку зрения, согласно которой, гендерное угнетение является подчинённым по отношению к классовому угнетению, поэтому значительная часть усилий сторонников социалистического феминизма направлена на отделение гендерных феноменов от классовых феноменов. Существующие уже долгое время в Соединенных Штатах социалистические феминистские организации «Радикальные женщины» (Radical Women) и Свободная социалистическая партия (Freedom Socialist Party) подчёркивают, что в классических марксистских работах Фридриха Энгельса («Происхождение семьи…») и Августа Бебеля («Женщина и социализм») убедительно показана взаимосвязь гендерного угнетения и классовой эксплуатации.

Исследователь Валери Брайсон пишет: «Марксизм, несомненно, комплексная теория, хотя, открывая для феминизма возможности новых открытий, он не является чем-то типа «клада, из которого по желанию могут быть извлечены готовые ответы. Разработанные Марксом идеи в отношении классов и экономических процессов могут быть применены для анализа отношений полов, но их невозможно переносить автоматически». При этом в качестве «минуса» она отмечает, что марксизм исключает возможность внеэкономического угнетения, что означает, что любые возможности конфликта интересов между полами без экономической подоплеки исключаются, равно как и вероятность существования патриархата в бесклассовом обществе.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"