Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

Пищеварительная система обеспечивает усвоение организмом необходимых ему в качестве источника энергии, а также для обновления клеток и роста питательных веществ. Пищеварительный аппарат человека представлен пищеварительной трубкой, крупными железами пищеварительного тракта (слюнные железы, поджелудочная железа, печень), а также множеством мелких желез, залегающих в слизистой оболочке всех отделов пищеварительного тракта. Общая длина пищеварительного тракта от полости рта до заднего прохода составляет 8–10 м. По большей части он представляет собой изогнутую в виде петель трубку и состоит из переходящих одна в другую частей: полости рта, глотки, пищевода, желудка, тонкой, толстой и прямой кишки. От пищевода до прямой кишки стенки пищеварительной трубки образуются выстилающей ее изнутри слизистой оболочкой, подслизистой основой, мышечной оболочкой, наружной серозной, или соединительной, оболочкой.

Файлы: 1 файл

Альфия - контрольная Пищеварительный.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и  науки РФ

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО

«Тобольский государственный  педагогический

институт им. Д. И.Менделеева».

 

Кафедра социальной психологии

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

      

                                                                               Выполнил (а):

                                                                                            Студентка 15 группы

                                                                                           Гринченко Альфия Асхатовна                                                                          

                                                 

                                                                                            Проверил (а):

                                                                                          

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

Тобольск  2008 г.

 

  1. Пищеварительный аппарат (топография функции) и гигиена питания школьников.

Пищеварительная система обеспечивает усвоение организмом необходимых ему  в качестве источника энергии, а  также для обновления клеток и  роста питательных веществ. Пищеварительный  аппарат человека представлен пищеварительной  трубкой, крупными железами пищеварительного тракта (слюнные железы, поджелудочная железа, печень), а также множеством мелких желез, залегающих в слизистой оболочке всех отделов пищеварительного тракта. Общая длина пищеварительного тракта от полости рта до заднего прохода составляет 8–10 м. По большей части он представляет собой изогнутую в виде петель трубку и состоит из переходящих одна в другую частей: полости рта, глотки, пищевода, желудка, тонкой, толстой и прямой кишки. От пищевода до прямой кишки стенки пищеварительной трубки образуются выстилающей ее изнутри слизистой оболочкой, подслизистой основой, мышечной оболочкой, наружной серозной, или соединительной, оболочкой.

В начале пища вначале попадает в ротовую полость которую ограничивают челюсти: верхняя (неподвижная) и нижняя (подвижная). В челюстях находятся зубы – органы, служащие для откусывания и измельчения (пережевывания) пищи. У взрослого человека содержится 28-32 зуба. Зуб взрослого человека состоит из мягкой части – пульпы, пронизанной кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Пульпа окружена дентином – костеподобным веществом. Дентин составляет основу зуба – из него состоит большая часть коронки, шейки (часть зуба, расположенная на границе десны) и корня. Коронка зуба покрыта зубной эмалью, самым твердым веществом человеческого организма, служащей для предохранения зуба от внешних воздействий. Зубы по своему назначению делятся на: резцы, клыки и коренные зубы. Первые два вида зубов служат для откусывания пищи и имеют острую поверхность, а последний - для ее пережевывания и для этого имеет широкую жевательную поверхность. У взрослого человека находится по 4 клыка и резца, а остальные зубы – коренные.

Рис. Пищеварительный аппарат:

1 - околоушная  железа; 2 - зубы; 3 - полость рта; 4 - глотка; 5 - язык; 6 - подъязычная железа; 7 - поднижнечелюстная железа; 8 - пищевод; 9 - желудок; 10 - печень; 11 - общий желчный проток; 12 - сжиматель (сфинктер) привратника; 13 - желчный пузырь; 14 - поджелудочная железа; 15 - двенадцатиперстная кишка; 16 - крутой изгиб двенадцатиперстной кишки; 17 - левый изгиб ободочной кишки; 18 - правый изгиб ободочной кишки; 19 - тощая кишка; 20 - восходящая ободочная кишка; 21 - нисходящая ободочная кишка; 22 - поперечная ободочная кишка; 23 - илеоцекальный клапан; 24 - слепая кишка; 25 - аппендикс; 26 - подвздошная кишка; 27 - сигмовидная ободочная кишка; 28 - прямая кишка; 29 - наружный сжиматель заднего прохода.

В ротовой полости в процессе пережевывания пищи она не только измельчается, но и перемешивается со слюной, превращается в пищевой комок. Это перемешивание в ротовой полости осуществляется при помощи языка и мышц щек.

Слизистая оболочка ротовой полости  содержит чувствительные нервные окончания  – рецепторы, с помощью которых  воспринимает вкус, температуру, консистенцию и другие качества пищи. Возбуждение от рецепторов передается в центры продолговатого мозга. В результате, по законам рефлекса начинают включаться последовательно в работу слюнные, желудочные и поджелудочные железы, затем происходит вышеописанный акт жевания и глотание. Глотание – это акт, характеризующийся проталкиванием пищи в глотку при помощи языка и далее в результате сокращения мышц гортани – в пищевод.

Глотка - воронкообразный канал, выстланный слизистой оболочкой. Из полости рта через глотку в пищевод поступает пища; кроме того, через нее проходит воздух, поступая из полости носа и изо рта в гортань. (В глотке происходит перекрест пищеварительного и дыхательного путей).

Пищевод – цилиндрическая мышечная трубка, расположенная между глоткой и желудком длиной 22-30 см. Пищевод выстлан слизистой оболочкой, в подслизистой основе его находятся многочисленные собственные железы, секрет которых увлажняет пищу во время ее прохождения по пищеводу в желудок. Продвижение пищевого комка по пищеводу происходит за счет волнообразных сокращений его стенки – сокращение отдельных участков чередуется с их расслаблением. Из пищевода пища попадает в желудок.

Желудок - напоминающий по внешнему виду реторту, растяжимый орган, который является частью пищеварительного тракта и располагается между пищеводом и двенадцатиперстной кишкой. С пищеводом он соединяется через кардиальное отверстие, а с двенадцатиперстной кишкой - через отверстие привратника. Желудок изнутри покрыт слизистой оболочкой, в которой содержатся железы, вырабатывающие слизь, ферменты и соляную кислоту. Желудок является резервуаром для поглощенной пищи, которая в нем перемешивается и частично переваривается под влиянием желудочного сока. Вырабатываемый желудочными железами, расположенными в слизистой оболочке желудка, желудочный сок со держит соляную кислоту и фермент пепсин; эти вещества принимают участие в химической обработке поступающей в желудок пищи в процессе се переваривания. Здесь под влиянием желудочного сока расщепляются белки. Это - наряду с перемешивающим действием, оказываемым на пищу мышечными слоями желудка, - превращает ее в частично переваренную полужидкую массу, которая затем поступает в двенадцатиперстную кишку. Перемешивание химуса с желудочным соком и последующее его выталкивание в тонкую кишку осуществляется путем сокращения мышц стенок желудка.

Тонкая кишка занимает большую часть брюшной полости и располагается там в виде петель. Длина ее доходит до 4,5 м. Тонкая кишка делится на 12-иперстную, тощую и подвздошную кишки. Здесь протекает большая часть процессов переваривания пищи и всасывания её содержимого. Площадь внутренней поверхности тонкой кишки увеличивается за счет наличия на ней большого количества напоминающих пальцы выростов, которые называются ворсинками. Рядом с желудком расположена 12-и перстная кишка, которую выделяют в тонком кишечнике, т. к. в нее впадают пузырный проток желчного пузыря и проток поджелудочной железы.

Кишка двенадцатиперстная - первый из 3-х отделов тонкой кишки. В 12-иперстную кишку поступает желчь из желчного пузыря и сок поджелудочной железы. В стенках 12-иперстной кишки находится большое количество желез, которые секретируют богатый слизью щелочной секрет.

Кишка тощая - часть тонкой кишки.  Она соединяет 12-иперстную и подвздошную кишки.  

Тонкая кишка содержит много  желез, выделяющих кишечный сок. Здесь происходит основное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в лимфу и кровь.

Из тонкой кишки пища попадает в толстую кишку длиной 1,5 м., от которой отходит 15-и см аппендикс. Кишка ободочная - основная часть толстой кишки, в состав которой входят 4 отдела: восходящая, поперечная, нисходящая и сигмовидная ободочная кишка.

В толстом кишечнике в основном усваивается вода, электролиты и клетчатка, он заканчивается прямой кишкой, в которой собирается непереваренная пища. Кишка прямая - конечная часть толстой кишки (примерно 12 см длиной), которая начинается от сигмовидной ободочной кишки и заканчивается задним проходом. Во время акта дефекации каловые массы проходят через прямую кишку. Далее эта непереваренная пища через задний проход (анус) и выводится из организма.

 

 

 

 

2. Гигиена питания школьников.

Гигиена питания – раздел гигиены, изучающий проблемы полноценного и рационального питания здорового человека. Вопросы питания больных и принципы лечебного питания разрабатываются диетологией.

Учебная деятельность связана с умственными и физическими нагрузками, затратами энергии, восполнить которые можно с пищей. Гигиенисты отмечают рост среди учащихся алиментарнозависимых заболеваний, связанных с нарушением рационального питания. Особенно большое значение в рационе детей и подростков имеют белки животного происхождения. Они должны составлять не менее 50% от общего количества белка в рационе, а при повышенной нагрузке – около 60%. Индивидуальный рацион питания школьников определяется с учетом пола, возраста, росто-весовых показателей, интенсивности учебной нагрузки, характера и продолжительности дополнительных занятий, особенно в спортивных секциях. Надо учитывать также территориальные условия: в северных регионах калорийность рациона должна быть выше; одни регионы недополучают рыбные продукты, в других труднее со свежими овощами и фруктами и т.п. Изменения в рационе питания должны отражать и время года: недопустимо летом и осенью кормить школьников преимущественно кашами, макаронами и мясными продуктами.

К общим принципам рациона школьников можно отнести:

– удовлетворение потребности  детей в основных компонентах  пищи: белках, жирах и углеводах, а также в витаминах и минеральных  солях в соответствии с индивидуальными  физиологическими потребностями;

– сбалансированность рациона  по всем пищевым веществам;

– разнообразие рациона  питания;

– восстановление энергетических трат организма;

– проведение технологической  обработки, сохраняющей пищевую  ценность всех продуктов;

– исключение из рациона продуктов и блюд, обладающих отрицательным воздействием на пищеварительную систему;

– подбор диет с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

В последние годы снизился показатель охвата детей горячим  питанием, и в некоторых регионах он составляет менее 50%, что недопустимо. Дети недополучают кисломолочных продуктов, рыбы, соков и свежих фруктов, овощей, яиц, мясных продуктов. Многие учащиеся просто недоедают.

Правилами предусматривается  и соблюдение режима питания. От выделения  желудочного сока и других пищеварительных ферментов зависит усвоение пищи, поэтому так важна привычка питаться в одно и то же время. Школьникам необходим 4–5-разовый прием пищи с обязательным горячим питанием. На завтрак предпочтительны легкоусваиваемые продукты, на обед – продукты, богатые животными белками; на ужин – растительно-молочные продукты.

В школах не всегда уделяется  должное внимание современным принципам  правильного питания. При сочетании  пищевых продуктов в предлагаемых блюдах работники пищеблока и  санитарные врачи руководствуются нормами 70-х годов, тогда как сегодня считается, что совмещать мясо с картофелем и макаронными изделиями нежелательно, также вредно для пищеварения запивать пищу водой и традиционным компотом: происходит разжижение пищеварительного сока, пища хуже и дольше переваривается. Чай и кофе из баков, которым потчуют школьников и учителей, часто вообще лучше не пить, даже испытывая жажду.

Отдельного внимания заслуживает вопрос витаминопрофилактики учащихся. Специальные исследования показывают пониженное содержание витамина С в крови примерно 80% школьников, витамина А – примерно у 50% школьников, витамина В1 – примерно у 45% школьников. Целесообразно давать детям витаминные препараты особенно с ноября по май.

 

  1. Вегетативная нервная систем (строение и функции).

Вегетативная (автономная) нервная система - нервная система, часть нервной системы, регулирующая деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения, а также обмен веществ и рост; играет ведущую роль в поддержании постоянства внутренней среды организма и в приспособительных реакциях всех позвоночных, кроме круглоротых.

Термин "Вегетативная нервная система" ввёл в 1800 К. Биша, исходя из того, что  эта часть нервной системы  регулирует жизненные процессы, свойственные не только животным, но и растениям.


            Рис. Вегетативная (автономная) нервная система.

Схематическая часть  обозначена штриховыми (преганглионарные волокна) и Штрихпунктирными  (постганглионарные волокна) линиями, парасимпатическая часть – сплошными (преганглионарные волокна) и штриховые (постганглионарные волокна) линиями:

1 – продолговатый и задний мозг; 2 –  средний мозг; 3  – верхний шейный мозг; 4 – средний шейный узел; 5 – шейно-грудной (звёздчатый) узел; 6 –  большой внутренностный нерв; 7 – чревный нерв; 8 – малый внутренностный нерв; 9 – верхний брыжеечный узел; 10 –  нижний брыжеечный узел; 11 –  тазовый внутренностный нерв; 12 –  мочепузырное сплетение; 13  –  ресничный узел; 14 – глаз; 15 – поднижнечелюстной узел; 16 –  поднижнечелюстная железа; 17 – ушной узел; 18 –  околоушная железа; 19 – сердце; 20 –  желудок; 21 –  тонкая кишка; 22 –  надпочечник; 23 –  толстая кишка; 24 – мочевой пузырь; 25 – ветви к сосудам, мышечным волок и железам кожи.

 

 

Она также координирует деятельность всех внутренних органов, регулирует обменные, трофические процессы во всех органах и частях тела человека, поддерживает постоянство внутренней среды. По своей функции вегетативная нервная система неподконтрольна нашему сознанию, но находится в подчинении ЦНС (спинного мозга, мозжечка, гипоталамуса, базальных ядер конечного мозга, коры головного мозга). По расположению вегетативная (автономная) нервная система делится на центральный и периферический отделы.

К центральному отделу относятся: 1) надсегментарные центры, находящиеся в коре полушарий головного мозга (лобная и теменная доли), в подкорковых структурах, мозжечке и стволе мозга; 2) сегментарные центры: парасимпатические ядра III, VII, IX, и X пар черепных нервов, которые лежат в мозговом стволе; З) вегетативное (симпатическое) ядро бокового промежуточного столба спинного мозга, VIII шейного, всех грудных и двух верхних поясничных сегментов спинного мозга; 4) парасимпатические центры спинного мозга, расположенные в сером веществе трёх  крестцовых сегментов.

В периферический отдел входят: 1) правый и левый симпатический ствол с узлами, межузловыми ветвями и симпатическими нервами; 2) вегетативные (автономные) нервы, ветви и волокна, которые берут начало от головного и спинного мозга; З) вегетативные (автономные) органные сплетения; 4) узлы вегетативных (автономных) органных сплетений; 5) конечные узлы парасимпатической части вегетативной нервной системы.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"