Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

1. Охарактеризуйте понятие «темперамент».
2. Соотнесите природное и приобретенное в характере человека.
3. Укажите, какому типу темперамента – холерическому, сангвиниче-скому, флегматическому или меланхолическому – соответствует ха-рактеристика: «легкая приспособляемость к изменяющимся жизнен-ным условиям, повышенная контактность с окружающими людьми, легкое возникновение и быстрая смена чувств, стереотипы достаточно подвижны, раскован в новой обстановке, способен к быстрому переключению внимания, деятельности и общения».

Содержание работы

Понятие «темперамент»…...…………………………………………………3
Природное и приобретенное в характере человека………………………...7
Типы темперамента………………………………………………………….10
Список литературы………………….………………………………………14

Файлы: 1 файл

Копия Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.98 Кб (Скачать файл)

 

Вариант 15

  1. Охарактеризуйте понятие «темперамент».
  2. Соотнесите природное и приобретенное в характере человека.
  3. Укажите, какому типу темперамента – холерическому, сангвиническому, флегматическому или меланхолическому – соответствует характеристика: «легкая приспособляемость к изменяющимся жизненным условиям, повышенная контактность с окружающими людьми, легкое возникновение и быстрая смена чувств, стереотипы достаточно подвижны, раскован в новой обстановке, способен к быстрому переключению внимания, деятельности и общения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Понятие «темперамент»…...…………………………………………………3
  2. Природное и приобретенное в характере человека………………………...7
  3. Типы темперамента………………………………………………………….10

Список литературы………………….………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «темперамент»

 

Изучением темперамента занимается наука «психология». Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Психология – это наука о психике и психических явлениях.

Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Психология личности —  раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Термин «темперамент»  образован на основе латинского слова «temperamentum», обозначающего смесь, соотношение. Согласно представлениям того времени, в организме человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент [1;111].

Гиппократ (V в. До н.э.) описал четыре типа темперамента, определяемые той жидкостью, которая якобы преобладает в организме:

- преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.

- преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.

- преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.

- преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом [2].

Наиболее обоснованной является выдвинутая И. П. Павловым неврологическая теория темпераментов, выводящая особенности темперамента из физиологических свойств нервной системы человека.

И.П.Павлов определяет темперамент  как самую общую характеристику нервной системы отдельного человека: «темперамент, есть... основная характеристика нервной системы, придающая определенный облик всей деятельности каждого индивидуума». По учению И.П.Павлова, физиологической основой темпераментов являются устойчивые функциональные особенности нервной системы, позволяющие выделить несколько характерных типов нервной системы.

По силе раздражительного и тормозного процессов могут  быть выделены сильный и слабый типы нервной системы.

Животное с сильным  типом нервной системы адекватно  реагирует на внешние раздражения: интенсивные раздражители вызывают в коре его головного мозга сильные процессы возбуждения и торможения, неинтенсивные раздражители вызывают соответственно слабые реакции. У животного с слабым типом нервной системы все происходит наоборот.

По уравновешенности нервных  процессов могут быть выделены уравновешенный и неуравновешенный типы нервной системы. В первом случае наблюдается соответствие между силой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга. Сильное возбуждение уравновешивается такой же силой торможения в других отделах мозга. При неуравновешенном типе нервной системы это соответствие нарушается: возбуждение по силе может преобладать над процессами торможения и наоборот.

По подвижности нервных  процессов могут быть выделены подвижный  и малоподвижный типы нервной  системы. Первый характеризуется способностью нервных клеток коры быстро переходить от состояния возбуждения к состоянию торможения и наоборот. Малоподвижный тип характеризуется замедленной сменой этих процессов, их «застойностью».

Эти особенности нервной  системы выступают не изолированно, а всегда в органической связи  друг с другом. Действительный тип  нервной системы характеризуется одновременно особенностями и силы, и уравновешенности, и подвижности нервных процессов. Это позволило И.П.Павлову установить следующие четыре основных типа нервной системы: живой, безудержный, инертный и слабый, которым он дает следующую характеристику.

Живой тип характеризуется  наличием сильной нервной системы, отличающейся вместе с тем хорошей уравновешенностью возбудительного и тормозного процессов и их подвижностью, выражающейся в быстрой смене этих процессов.

Безудержный тип, отличаясь  наличием сильной нервной системы, характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов, а именно: преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Спокойный тип характеризуется  наличием сильной нервной системы, уравновешенностью процессов возбуждения  и торможения, но вместе с тем  их малой подвижностью: процессы возбуждения и торможения у этого типа нервной системы медленно и с трудом сменяют друг друга.

Слабый тип характеризуется  наличием слабой нервной системы, малой  работоспособностью нервных клеток, их быстрой истощаемостыо. Этот тип  нервной системы отличается слабым течением процессов возбуждения  и торможения неадекватно силе получаемых раздражителей, а в отдельных случаях даже срывом в работе нервных центров, появлением при воздействии сильных раздражителей «запредельного торможения» вместо нормального возбудительного процесса.

Установленные И.П.Павловым основные типы нервной системы позволяют объяснить многие особенности темпераментов [3].

У каждого темперамента можно  найти как положительные, так  и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль даёт возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика  — замкнутость и застенчивость; у флегматика — чрезмерная медлительность; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений.

Человек, обладающий любым  типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого [2].

Анализ внутренней структуры  темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием  у темперамента (в его обычных  психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого  поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей и др.

Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий  формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует.

Следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении человека не обязательно говорит о холерическом темпераменте. Оно может быть недостатков. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого — другие.

Бесспорно, что при любом  темпераменте можно развить все  общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят  от темперамента. Поэтому темперамент  — важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей [4].

 

 

  1. Природное и приобретенное в характере человека.

 

В психологии существует несколько  подходов к пояснению соотношения природного и приобретенного в характере человека. Согласно первым подходом, характер сводится к сумме темперамента и конституционных различий, т.е. определяется только наследственностью. Второй подход видит зависимость характера только от условий жизни и социализации личности, не находя в нем места для биологических предпосылок. Более объективным является признанный в отечественной психологии третий подход, согласно которому характер следует рассматривать как сплав типа высшей нервной деятельности человека и определенных временных нервных связей в коре головного мозга, образуются под воздействием жизненного опыта.

Характер выражается в  поведении, деятельности, а также  в манере общения человека. Например, в деятельности руководителей и преподавателей обязательно должны проявляться коммуникабельность, принципиальность, толерантность. В то же время для успешного осуществления деятельности им необходимы некоторые специфические особенности, в частности, руководитель должен проявлять предприимчивость, решительность, адаптивность, а преподаватель - увлеченность, наблюдательность, креативность.

Качества характера проявляются  также в мимике, пантомимики. Однако определение характера по внешности - очень сложная задача, поскольку  некоторые люди пытаются замаскировать внутреннее содержание характера внешней игрой. Однако, как бы искусно не играла человек ту или иную роль, она иногда «снимает» маску, к которой привыкли окружающие, и показывает свое истинное лицо. Очень часто такое случается в конфликтных ситуациях [5].

Характер – это своеобразие  склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самой себе.

Характер формируется  постепенно в процессе познания и  практической деятельности.

Характер конкретного  человека отражает как те общественно-исторические условия, в которых он живет, так  и направленность воспитания, поскольку  и первое и второе условия детерминируют  определенные черты характера личности.

В характере каждого человека надо видеть единство устойчивых и  динамических свойств. Основа, главный стержень характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается. Оставаясь самим собой, человек может проявлять то большую, то меньшую откровенность или замкнутость, решительность или нерешительность, твердость или мягкость.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"