Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:07, контрольная работа

Описание работы

Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.
Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.

Содержание работы

1. Какие основные отрасли существуют в психологии? 3
2. Почему самосознание – это вершина сознания человека? 4
3. Каковы виды и функции речи? Могло бы существовать человечество без речи? 5
4. Дайте определение механизмов психологической защиты и объясните их роль. 6
5. Дайте определения и приведите примеры ухода, фантазирования, вытеснения. 6
6. Социальный статус. Систематизация социальных ролей. 7
7. Назовите и опишите четыре зоны межличностного общения. 8
8. Что мешает правильному восприятию других людей? 9
9. Почему обучение и воспитание в вузе называют этапом социализации? 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12

Файлы: 1 файл

психология - копия.docx

— 32.01 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Какие основные отрасли существуют в психологии? 3

2. Почему самосознание – это вершина сознания человека? 4

3. Каковы виды и функции речи? Могло бы существовать человечество без речи? 5

4. Дайте определение механизмов психологической защиты и объясните их роль. 6

5. Дайте определения и приведите примеры ухода, фантазирования, вытеснения. 6

6. Социальный статус. Систематизация социальных ролей. 7

7. Назовите и опишите четыре зоны межличностного общения. 8

8. Что мешает правильному восприятию других людей? 9

9. Почему обучение и воспитание в вузе называют этапом социализации? 11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12

 

 

 

  1. Какие основные отрасли существуют в психологии?

 

  • Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.
  • Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.
  • Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).
  • Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п.
  • Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разделы, например, психосемиотика, психосемантика.
  • Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке носит название клиническая психология.
  • Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.
  • Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология.
  • Психометрия (в отечественной психологии — математическая психология) постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.
  • Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.

 

Из всего сказанного выше можно  представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.

 

  1. Почему самосознание – это вершина сознания человека?

 

Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение  и отличие человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание—  это  осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки. Самосознание высшая форма сознания человека.

 

 

  1. Каковы виды и функции речи? Могло бы существовать человечество без речи?

 

К основным видам речевой  деятельности относятся:

  • говорение (устное выражение мысли),
  • слушание (восприятие речи на слух и ее понимание),
  • письмо (графическое, письменное выражение мысли) и
  • чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи);        

Функции речи.

Функция воздействия заключается  в способности человека посредством  речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них. Функция  сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством  слов, фраз. Функция выражения заключается  в том, что, с одной стороны, благодаря  речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность  речи, ее эмоциональность значительно  расширяет возможности общения. Функция обозначения состоит  в способности человека посредством  речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Человечество без речи не могло  бы существовать, потому что  если бы не было речи, то как бы сейчас люди жили на земле, "речь - орудие мысли" человек мыслит, затем излагает свою мысль.

Человечество без речи это не жизнь, не было бы различных технологий, да и не развивалась бы земля всё  бы и осталась как и самого  начала рождения Адамы и Евы. Следовательно человечество без речи не смогло бы развиваться.

 

 

 

 

  1. Дайте определение механизмов психологической защиты и объясните их роль.

 

Функциональное назначение и цель механизмов психологической  защиты заключается в ослаблении внутри личностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней  среды, возникающими в результате социального  взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость  и уравновешивая психику.

 

  1. Дайте определения и приведите примеры ухода, фантазирования, вытеснения.

 

Уход: Механизм психологической защиты, когда индивид неосознанно избегает психотравмирующей ситуации. В литературе этот тип защиты иногда называют "страусиным". Уход от психотравмы дает личности кратковременное облегчение, но при этом существенные потребности и желания остаются неудовлетворенными, цели – не реализованными, что и составляет причину дальнейших душевных исканий и переживаний. Примеры таких защит – необдуманные разводы, переезды, ссоры близких друзей и их расставания, уход из значимого для человека коллектива только из-за ссор с одним сотрудником, "уход в болезнь"( используется для того, чтобы замаскировать более глубокий конфликт, исследование которого будет отсрочено, пока этот новый синдром оказался в центре внимания анализа.) 

Фантазирование: С помощью механизма фантазирования больной, приукрашивая себя и свою жизнь, повышает чувство собственной ценности и контроль над окружением. Известен также защитный механизм ухода в болезнь, при формировании которого человек отказывается от ответственности и самостоятельного решения проблем, оправдывает болезнью свою несостоятельность, ищет опеки и признания, играя роль больного.

Вытеснение: Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку.

Действием этого механизма можно  объяснить многие случаи забывания  человеком выполнения каких-то обязанностей, которые, как оказывается при  более близком рассмотрении, для  него неприятны. Часто подавляются  воспоминания о неприятных происшествиях. Если какой-либо отрезок жизненного пути человека заполнен особенно тяжелыми переживаниями, амнезия может охватить такие отрезки прошлой жизни  человека.

 

  1. Социальный статус. Систематизация социальных ролей.

 

Социальный статус отражается как во внешнем поведении и  облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в  установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.). Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых  индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль —  это совокупность действий, которые  должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд  ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым  набором. Социальная роль распадается  на ролевые ожидания-то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или  иной роли, и на ролевое поведение-то, что человек реально выполняет  в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек  более или менее четко представляет связанные с ней права и  обязанности, приблизительно знает  схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих.

 

  1. Назовите и опишите четыре зоны межличностного общения.

 

Зона интимного общения, зона  личного общения, зона формального  общения и зона публичного общения.

  • Зона интимного общения: (от 0,5 м до непосредственного телесного контакта). На таком расстоянии обычно общаются влюбленные, родители с детьми, очень близкие друзья. Вы наверняка испытаете неловкость, если малознакомый человек попытается подойти к вам вплотную. Кроме самых близких людей в эту зону допускаются врачи, медсестры, портные и другие специалисты, профессия которых требует непосредственного телесного контакта с клиентом. Пытаясь при общении с кем-либо войти в эту зону, вы тем самым даете человеку понять, что хотели бы считать его своим другом. Психологические эксперименты выявили, что счастливые в браке супруги комфортно общаются именно на этой дистанции. И наоборот, супруги, которые не ладят между собой, сторонятся друг друга.
  • Зона личного общения: (от 0,5 до 1,5 м). Границы ее различны для разных культур. Как правило, на такой дистанции общаются хорошо знакомые люди. Это расстояние позволяет им дотрагиваться друг до друга, обмениваться рукопожатиями, похлопывать по плечу. Большинство людей считают эту зону своим личным пространством и не склонны впускать в нее посторонних людей.
  • Зона формального общения: (от 1,5 до 3 м). На такой дистанции обычно ведутся деловые, а также случайные  и малозначимые разговоры. Вам, наверное, знакомо выражение «соблюдать дистанцию», с помощью которого описывают  отношения начальника и подчиненного. И действительно, было бы странно, если бы собеседники говорили о личных и интимных вещах, стоя в трех метрах друг от друга, но такая дистанция  вполне уместна в ситуации формального  собеседования или деловых переговоров.
  • Зона публичного общения: (более 3 м). Если вы сидите в огромном зале и  слушаете выступление оратора, то можно  сказать, что вы попали в ситуацию публичного общения. Пространство, отделяющее вас от выступающего, и является этой зоной. В такой ситуации неуместны интимные жесты и комментарии; вы не можете пожать лектору руку, похлопать его по плечу или спросить, как он провел выходные дни. На такой дистанции невозможно даже деловое общение.

 

  1. Что мешает правильному восприятию других людей?

 

Есть некоторые  факторы, которые мешают правильно  воспринимать и оценивать людей.

Главные из них таковы:

1. Наличие заранее заданных установок,  оценок, убеждений, которые имеются  у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс  восприятия и оценивания другого  человека.

2. Наличие уже сформированных  стереотипов, в соответствии с  которыми наблюдаемые люди заранее  относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о другом сразу после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

4. Безотчетное структурирование  личности другого человека проявляется  в том, что логически объединяются  в целостный образ только строго  определенные черты, и тогда любое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

5. Эффект  «ореола» состоит в  том, что  первоначальное отношение  к какой-то  одной стороне личности  обобщается  и распространяется  на весь  образ человека, а затем  общее  впечатление переносится  на оценку  отдельных качеств  этого человека. Если оно благоприятно, то положительные  черты переоцениваются,  а недостатки  либо не замечаются, либо оправдываются.  И наоборот, если общее впечатление  отрицательное,  то даже благородные  поступки  другого человека не  замечаются  или истолковываются  превратно  как своекорыстные.

6. Специфика эффекта «проецирования» состоит в том, что другой личности приписываются по аналогии со своей собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить следующее: «Все люди подобны мне» или «Другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек увидит эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно и отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.

7. «Эффект первичности» проявляется  в том, что первая услышанная  или увиденная информация о  человеке или событии очень  существенна и незабываема, способна  повлиять на последующее отношение  к этому человеку. И если даже  потом вы получите информацию, которая опровергнет первичную,  все равно помнить и учитывать  вы больше будете именно ту. На восприятие влияет и настроение  самого человека: если оно мрачное  (например, из-за плохого самочувствия), то в первом впечатлении о  другом человеке могут преобладать  негативные чувства. Чтобы оно  было полнее и точнее, важно  положительно «настроиться на  него».

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"