Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:07, контрольная работа
Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.
Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.
1. Какие основные отрасли существуют в психологии? 3
2. Почему самосознание – это вершина сознания человека? 4
3. Каковы виды и функции речи? Могло бы существовать человечество без речи? 5
4. Дайте определение механизмов психологической защиты и объясните их роль. 6
5. Дайте определения и приведите примеры ухода, фантазирования, вытеснения. 6
6. Социальный статус. Систематизация социальных ролей. 7
7. Назовите и опишите четыре зоны межличностного общения. 8
8. Что мешает правильному восприятию других людей? 9
9. Почему обучение и воспитание в вузе называют этапом социализации? 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12
СОДЕРЖАНИЕ
1. Какие основные отрасли существуют в психологии? 3
2. Почему самосознание – это вершина сознания человека? 4
3. Каковы виды и функции речи? Могло бы существовать человечество без речи? 5
4. Дайте определение механизмов психологической защиты и объясните их роль. 6
5. Дайте определения и приведите примеры ухода, фантазирования, вытеснения. 6
6. Социальный статус. Систематизация социальных ролей. 7
7. Назовите и опишите четыре зоны межличностного общения. 8
8. Что мешает правильному восприятию других людей? 9
9. Почему обучение и воспитание в вузе называют этапом социализации? 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12
Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.
Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание— это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки. Самосознание высшая форма сознания человека.
К основным видам речевой деятельности относятся:
Функции речи.
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них. Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз. Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения. Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Человечество без речи не могло бы существовать, потому что если бы не было речи, то как бы сейчас люди жили на земле, "речь - орудие мысли" человек мыслит, затем излагает свою мысль.
Человечество без речи это не жизнь, не было бы различных технологий, да и не развивалась бы земля всё бы и осталась как и самого начала рождения Адамы и Евы. Следовательно человечество без речи не смогло бы развиваться.
Функциональное назначение и цель механизмов психологической защиты заключается в ослаблении внутри личностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.
Уход: Механизм психологической защиты, когда индивид неосознанно избегает психотравмирующей ситуации. В литературе этот тип защиты иногда называют "страусиным". Уход от психотравмы дает личности кратковременное облегчение, но при этом существенные потребности и желания остаются неудовлетворенными, цели – не реализованными, что и составляет причину дальнейших душевных исканий и переживаний. Примеры таких защит – необдуманные разводы, переезды, ссоры близких друзей и их расставания, уход из значимого для человека коллектива только из-за ссор с одним сотрудником, "уход в болезнь"( используется для того, чтобы замаскировать более глубокий конфликт, исследование которого будет отсрочено, пока этот новый синдром оказался в центре внимания анализа.)
Фантазирование: С помощью механизма фантазирования больной, приукрашивая себя и свою жизнь, повышает чувство собственной ценности и контроль над окружением. Известен также защитный механизм ухода в болезнь, при формировании которого человек отказывается от ответственности и самостоятельного решения проблем, оправдывает болезнью свою несостоятельность, ищет опеки и признания, играя роль больного.
Вытеснение: Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку.
Действием этого механизма можно объяснить многие случаи забывания человеком выполнения каких-то обязанностей, которые, как оказывается при более близком рассмотрении, для него неприятны. Часто подавляются воспоминания о неприятных происшествиях. Если какой-либо отрезок жизненного пути человека заполнен особенно тяжелыми переживаниями, амнезия может охватить такие отрезки прошлой жизни человека.
Социальный статус отражается
как во внешнем поведении и
облике (одежде, жаргоне и иных знаках
социальной и профессиональной принадлежности),
так и во внутренней позиции (в
установках, ценностных ориентациях, мотивациях
и т. д.). Социальный статус обозначает
конкретное место, которое занимает
индивид в данной социальной системе.
Совокупность требований, предъявляемых
индивиду обществам, образует содержание
социальной роли. Социальная роль —
это совокупность действий, которые
должен выполнить человек, занимающий
данный статус в социальной системе.
Каждый статус обычно включает ряд
ролей. Совокупность ролей, вытекающих
из данного статуса, называется ролевым
набором. Социальная роль распадается
на ролевые ожидания-то, чего согласно
«правилам игры» ждут от той или
иной роли, и на ролевое поведение-то,
что человек реально выполняет
в рамках своей роли. Всякий раз,
беря на себя ту или иную роль, человек
более или менее четко
Зона интимного общения, зона личного общения, зона формального общения и зона публичного общения.
Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей.
Главные из них таковы:
1. Наличие заранее заданных
2. Наличие уже сформированных
стереотипов, в соответствии с
которыми наблюдаемые люди
3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о другом сразу после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
4. Безотчетное структурирование
личности другого человека
5. Эффект «ореола» состоит в
том, что первоначальное
6. Специфика эффекта «проецирования» состоит в том, что другой личности приписываются по аналогии со своей собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить следующее: «Все люди подобны мне» или «Другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек увидит эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно и отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
7. «Эффект первичности»