Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:25, контрольная работа
Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром происходит с помощью психических процессов, актов, состояний.
Эпоха Возрождения освободила все науки и искусства от ограничений, наложенных на них религиозными представлениями. Активно стали развиваться и довольно быстро сделали значительный шаг вперед естественные, биологические и медицинские науки, возродились и преобразовались различные виды искусств.
Переход к историческому этапу, вошедшему в историю под названием "Новое время", складывается к середине XVI в. Факторы, определяющие переход на новую общественную стадию развития: в области общественного бытия - развитие производительных сил; в области общественного сознания - важные открытия в области науки .
Введение
Вопрос 1. Психологические взгляды эпохи Возрождения и Нового времени 3
Вопрос 2. Структура психологии как науки 7
Вопрос 3. Предмет психологии, определяемый как область душевных явлений и понятие «душа» 11
Список используемой литературы 13
- изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками;
- разработка средств психологической коррекции недостатков развития;
- психологическое обоснование
содержания и методов обучения
и воспитания в системе
- психологическая оценка
эффективности содержания и
- психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками;
- психологическая коррекция дезадаптации.
Таким образом, у психологии сложились тесные связи с научными дисциплинами всех групп: естественной (совокупность наук о природе), гуманитарной (дисциплина, изучающая человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности) и технической (комплекс наук, исследующих явления, важные для развития техники, которой не существует в природе, а которая изготовляется человеком для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества). Анализ содержания психологических знаний показывает, что точное определение, к какой из вышеназванных групп можно отнести саму психологию, не представляется возможным. Психология развивается на пересечении всех трех направлений научных исследований.
Вопрос 3. Сопоставьте предмет психологии, определяемый как область душевных явлений и понятие « душа».
Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.
Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Область знаний о внутреннем — психическом — мире человека. Термин означает учение о душе или науку о душе. В строгом смысле понимается как наука о психике. Психология возникла на основе многовековых размышлений о душе. Душа, по мысли Декарта, принадлежит только мыслящим существам, то есть людям; животные же – не более чем своеобразные живые машины, действующие на основе принципов механики; животные способны к ощущениям, но не понимают, что они ощущают. Итак, душа была приравненной к сознанию, к тому, что непосредственно осознаёт человек. В этой логике единственным методом исследования души может выступать «взгляд внутрь себя», отслеживание жизни собственных идей, своего внутреннего мира.
Если душа – объект психологии, то мы сталкиваемся с рядом трудноразрешимых проблем.
Во-первых, что такое душа? Если это – некоторая метафора, позволяющая нам объяснить, скажем, человеческую активность, особенности переживаний, мышления и др., то она не может быть объектом психологии, оказываясь, лишь понятием. «Почему человек мыслит?» - задаемся вопросом и отвечаем: «Потому что у него есть душа»: а могли бы сказать: «Так захотела природа» или просто: «Так получилось». В этом случае «душа» выступила бы как объяснительный принцип, но не как объект науки. А существует ли душа как реальность? Если душа существует, то непосредственно увидеть, «ухватить», измерить её невозможно; невозможно и экспериментировать с ней. Если вместо «душа» мы будем говорить «психика», то положение в этом отношении существенно не изменится: психика так же «ускользает» от непосредственного исследования, как и душа, и доказать её существование как самостоятельной реальности так же сложно.
В человеке живут желания,
чувства, эмоции, побуждающие его
к деятельности; он может представить
себе то, чего никогда не видел; может
вспомнить то, что давно уже
исчезло из его жизни. Иными словами,
есть мир, и есть то, как этот мир
живёт в людях – в образах,
мыслях, отношениях, то есть мир психических
явлений, субъективная реальность. А
коль скоро эта субъективная реальность
существует, то можно попытаться понять,
что она собой представляет, как
возникает, развивается, умирает, в
чём проявляется, что определяет
её существование и как это
происходит. Субъективная реальность
у каждого своя, если же предположить,
что она формируется по единым
основным принципам, то можно постараться
их обнаружить, то есть открыть закономерности,
которым следует её развитие и
существование. Если мы говорим, что
«ощущение горького вкуса вызывает
неприятное чувство», то мы устанавливаем
причинную связь между
Говорить о психологии как единой науке на современном этапе достаточно трудно: каждое направление предлагает своё понимание душевной жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и соответственно концентрирует усилия на анализе определённых аспектов того, что понимается под психической.
Список используемой литературы: