Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:25, контрольная работа

Описание работы

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром происходит с помощью психических процессов, актов, состояний.
Эпоха Возрождения освободила все науки и искусства от ограничений, наложенных на них религиозными представлениями. Активно стали развиваться и довольно быстро сделали значительный шаг вперед естественные, биологические и медицинские науки, возродились и преобразовались различные виды искусств.
Переход к историческому этапу, вошедшему в историю под названием "Новое время", складывается к середине XVI в. Факторы, определяющие переход на новую общественную стадию развития: в области общественного бытия - развитие производительных сил; в области общественного сознания - важные открытия в области науки .

Содержание работы

Введение
Вопрос 1. Психологические взгляды эпохи Возрождения и Нового времени 3
Вопрос 2. Структура психологии как науки 7
Вопрос 3. Предмет психологии, определяемый как область душевных явлений и понятие «душа» 11
Список используемой литературы 13

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 28.13 Кб (Скачать файл)

- изучение закономерностей  и особенностей психического  развития детей и взрослых  с различными психическими и  физическими недостатками;

- разработка средств психологической коррекции недостатков развития;

- психологическое обоснование  содержания и методов обучения  и воспитания в системе специальных  образовательных учреждений;

- психологическая оценка  эффективности содержания и методов  обучения детей с недостатками  развития в разных условиях;

- психологическое изучение  социальной адаптации лиц с  недостатками;

- психологическая коррекция  дезадаптации.

Таким образом, у психологии сложились тесные связи с научными дисциплинами всех групп: естественной (совокупность наук о природе), гуманитарной (дисциплина, изучающая человека в  сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности) и технической (комплекс наук, исследующих явления, важные для  развития техники, которой не существует в природе, а которая изготовляется  человеком для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества). Анализ содержания психологических знаний показывает, что точное определение, к какой из вышеназванных групп можно отнести саму психологию, не представляется возможным. Психология развивается на пересечении всех трех направлений научных исследований.

 

Вопрос 3. Сопоставьте  предмет психологии, определяемый как  область душевных явлений и понятие  « душа».

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» используется понятие  «психика». С лингвистической точки  зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий  разошлись.

Психология — наука  о закономерностях развития и  функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Область  знаний о внутреннем — психическом  — мире человека. Термин означает учение о душе или науку о душе. В строгом смысле понимается как наука о психике. Психология возникла на основе многовековых размышлений о душе. Душа, по мысли Декарта, принадлежит только мыслящим существам, то есть людям; животные же – не более чем своеобразные живые машины, действующие на основе принципов механики; животные способны к ощущениям, но не понимают, что они ощущают. Итак, душа была приравненной к сознанию, к тому, что непосредственно осознаёт человек. В этой логике единственным методом исследования души может выступать «взгляд внутрь себя», отслеживание жизни собственных идей, своего внутреннего мира.

Если душа – объект психологии, то мы сталкиваемся с рядом трудноразрешимых проблем.

Во-первых, что такое душа? Если это – некоторая метафора, позволяющая нам объяснить, скажем, человеческую активность, особенности  переживаний, мышления и др., то она  не может быть объектом психологии, оказываясь, лишь понятием. «Почему  человек мыслит?» - задаемся вопросом и отвечаем: «Потому что у него есть душа»: а могли бы сказать: «Так захотела природа» или просто: «Так получилось». В этом случае «душа» выступила бы как объяснительный принцип, но не как объект науки. А существует ли душа как реальность? Если душа существует, то непосредственно увидеть, «ухватить», измерить её невозможно; невозможно и экспериментировать с ней. Если вместо «душа» мы будем говорить «психика», то положение в этом отношении существенно не изменится: психика так же «ускользает» от непосредственного исследования, как и душа, и доказать её существование как самостоятельной реальности так же сложно.

В человеке живут желания, чувства, эмоции, побуждающие его  к деятельности; он может представить  себе то, чего никогда не видел; может  вспомнить то, что давно уже  исчезло из его жизни. Иными словами, есть мир, и есть то, как этот мир  живёт в людях – в образах, мыслях, отношениях, то есть мир психических  явлений, субъективная реальность. А  коль скоро эта субъективная реальность существует, то можно попытаться понять, что она собой представляет, как  возникает, развивается, умирает, в  чём проявляется, что определяет её существование и как это  происходит. Субъективная реальность у каждого своя, если же предположить, что она формируется по единым основным принципам, то можно постараться  их обнаружить, то есть открыть закономерности, которым следует её развитие и  существование. Если мы говорим, что  «ощущение горького вкуса вызывает неприятное чувство», то мы устанавливаем  причинную связь между известным  «ощущением» и известным «чувством». В психической жизни мы замечаем известную закономерность, т.е. психические  явления следуют друг за другом, повинуясь известным законам, определяя  постоянную связь между явлениями.

Говорить о психологии как единой науке на современном  этапе достаточно трудно: каждое направление  предлагает своё понимание душевной жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и соответственно концентрирует усилия на анализе определённых аспектов того, что понимается под психической.

 

Список используемой литературы:

    1. Ефимова Н.С Основы общей психологии. М.: ФОРУМ – ИНФРА-М. 2011г.
    2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.
    3. Островский Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие /         Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
    4. Петровский А.В. История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
    5. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в Учебное пособие. – М., 1996г.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"