Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

1. Основные принципы и методы управленческой психологии
2. Виды управленческих решений

Файлы: 1 файл

готовая контрольная по управ псих дудий.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                          1.Регистрационный номер_________

                                               2.Дата получения:________________

                                                3.Преподаватель-рецензент:__________

                                                4.Контрольная работа №__________ шифр________

                                                 По предмету_______________________________________

                                                5.Ф.И. О.____________________________________________

                                                6.Группа№_______________ заочного_        отделения

                                               7.Адрес:_____________________________________________

                                               8.Место работы:______________________________________

                                               9.Должность:_________________________________________

                                                10.Дата рецензирования:_______________________________

                                                11.Результатрецензирования:___________________________

                                                 12.Подпись преподавателя-рецензента:__________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Вариант№2

Вопросы:

1. Основные  принципы и методы управленческой  психологии

2.  Виды управленческих решений

Введение

Психология как наука  обладает особыми качествами, которые  отличают ее от других дисциплин. Как  систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая  научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

1Вопрос. Основные принципы и методы управленческой психологии. Основные принципы психологии

Основные методы управленческой психологии: наблюдение - активное (эксперимент) и пассивное; требования к наблюдению; беседа (интервью); анализ документации; анализ продуктов деятельности; тесты, требования к тестам: стандартизация, валидность, надежность; опросники и анкеты; проективные методики

Психология управления как специфическая отрасль практической психологии возникла почти одновременно с появлением профессии менеджера и профессиональных управленцев.

Современная психология управления построена на осознании  того, что использование человеческого фактора в производстве, человеческого измерения в менеджменте выгодно экономически. Не важно, как это выглядит в теории, важно, что это работает на практике и приносит пользу.

Психология управления - это отрасль практической психологии. Предметом практической психологии является проблема человеческих взаимоотношений. Следовательно, современная психология управления рассматривает проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления, менеджмента, и в этом - специфика ее предмета.

Какие именно проблемы человеческого  измерения в менеджменте находятся  в поле зрения психологии управления? Это:

Личность менеджера, его  самосовершенствование и саморазвитие.

Организация управленческой деятельности с точки зрения ее психологической эффективности.

Коммуникативные умения менеджера.

Конфликты в производственном коллективе и роль менеджера в  их преодолении.

Личность менеджера, его  самосовершенствование и саморазвитие.

Данная отрасль знаний изучает  не личность вообще, а личность руководителя-управленца, организатора, менеджера. Руководитель должен знать особенности личности своих подчиненных для более эффективного взаимодействия с ними, а иногда и для воздействия на них. Любая деятельность должна быть организована. Управленческая деятельность имеет свою особенность. Эта особенность заключается в том, что менеджер, действуя сам, организует деятельность других людей, решает не только производственные, но и управленческие задачи. Умение организовать свою деятельность и деятельность подчиненных неизменно приносит успех. И, наоборот, неумелая организация дела может привести фирму к краху даже при максимально благоприятных прочих условиях. Эффективно работающий менеджер не только знает основные управленческие действия и умеет их осуществлять - он постоянно рефлективно анализирует свою деятельность и совершенствует ее.

Знание основных компонентов управленческой деятельности позволяет, кроме всего  прочего, компенсировать недостаточное  развитие организаторских способностей.

Люди в коллективе связаны друг с другом системой порой невероятно сложных отношений. Коллектив может переживать как благоприятные, так и неблагоприятные периоды в развитии. Кризис может произойти когда угодно под влиянием комплекса внешних и внутренних причин и обстоятельств. Его последствия могут быть как положительными (дальнейший подъем в развитии коллектива), так и отрицательными (коллектив, еще недавно работавший как "часы", становится неуправляемым и распадается). Уровень руководителя и степень его профессионализма определяются не только тем, как он управляет развитием своего коллектива в относительно благоприятные периоды его существования и развития, но и тем, как он действует в сложные моменты, в обстановке конфликта.

Основные методы психологии управления.

К ним относятся наблюдение и эксперимент. Наблюдение как метод психологического исследования имеет несколько видов. Это: простое наблюдение, включенное наблюдение и лонгитюдное наблюдение.

При помощи простого наблюдения мы можем  выявить некоторые особенности  поведения, черты личности и качества характера человека в процессе его деятельности. Наблюдая за тем, как ведет себя и как действует человек в определенных обстоятельствах, мы можем сделать вывод об особенностях личности.

Включенное наблюдение - это специфический  вид наблюдения, при котором мы не просто наблюдаем за человеком, пытающимся решить какую-то задачу, но и сами участвуем в ее решении, помогая или мешая в этом.

Лонгитюдное (длительное) наблюдение специфично именно благодаря своей  длительности. Оно достаточно эффективно используется в современной психологии управления.

В результате наблюдения может появиться  только гипотеза, которая, чтобы стать  истиной, нуждается в экспериментальной  проверке. Вот почему эксперимент  является вторым основным методом психологии управления.

Основные виды любого психологического эксперимента - это эксперимент искусственный (лабораторный) и естественный. Отличаются они друг от друга тем, что если первый проходит в специально созданных (искусственных) условиях, то второй - в  условиях естественных, обычных и привычных для испытуемых. Важным преимуществом эксперимента как метода исследования является то, что его можно воспроизвести нужное количество раз, чтобы убедиться, что полученный результат не случаен, и подвергнуть полученные данные проверке на надежность с помощью методов математической статистики.

Психология управления располагает  целой системой дополнительных методов  исследования. Их часто называют вспомогательными и тем самым подчеркивают, что  использование только дополнительных методов не дает надежного результата.

Тест - это кратковременное  задание, выполнение которого может  служить показателем уровня развития некоторых психических функций  и которое позволяет с известной  вероятностью определить актуальный уровень  развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д. Если все методы исследования служат для получения каких-то новых данных, обогащающих психологическую науку, то тесты в основном служат для целей испытания, чтобы выявить, насколько психические качества испытуемого соответствуют уже ранее выявленным психическим нормам и стандартам.

Анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленная на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа психики человека.

Беседа - метод сбора  фактов о психических явлениях в  процессе личного общения по специально составленной программе.

Метод беседы применяется:

а) при изучении личности человека, его прошлой жизни, домашней обстановки, его товарищей, его интересов и т.д.;

б) при применении других методов исследования для получения  дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено);

в) при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.

Беседа может быть стандартизированная (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и нестандартизированная (вопросы  ставятся в свободной форме).

Каждая беседа должна иметь четко сформулированную цель и план ее проведения.

Успешность беседы зависит:

а) от степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета  возрастных и индивидуальных особенностей человека, учета условий, места проведения и т.д.);

б) от искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследования, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т.д.).

Заключение

То, что нас прежде всего интересует в практическом и психологическом отношении - это направление, в котором человек следует . Если я знаю цель человека, то и примерно знаю, что произойдет . Любое душевное явление может быть осмыслено и понято лишь как движение к цели.

А. Адлер

Успехи психологии в  области исследований в значительной степени определяются развитием методологического аппарата, поэтому вопрос о разработке методов психологии находится в центре внимания исследователей. Разработка конкретных методов исследования базируется на методологических принципах, исходя из теоретических положений науки. Любой метод исследования всегда несет на себе печать той или иной теории, которая определяет и выбор объекта исследования, и способы расшифровки полученных результатов.

 
     2 вопрос:Виды управленческих решений.

 

 
Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции.

Что же такое решение? Попытаемся дать сначала самую общую характеристику. Обычно в процессе какой – либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом, решение – это выбор альтернативы. 
Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что – то выбирать на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество : выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню. 
Что же отличает управленческие (организационные) решения от множества других, принимаемых нами в повседневной жизни?  
Прежде всего это - Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.

Их можно классифицировать по многочисленным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются в обстановке определенности, риска (неопределенности). (Некоторые авторы рассматривают решения, принимаемые в условиях риска и неопределенности, раздельно.)

В условиях определенности менеджер сравнительно уверен в результатах  каждой из альтернатив

В обстановке риска (неопределенности) максимум, что может сделать менеджер, это определить вероятность успеха для каждой альтернативы.

В данном случае важное значение имеют собственная культура, ценности и традиции организации. Сотрудники подвергаются воздействию культуры организации и поэтому не рассматривают варианты решений вне ее.

Существуют и другие критерии классификации управленческих решений:

по сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения;

по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;

по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;

по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные решения;

по сложности: простые и сложные;

по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.

Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий  простор для выбора приемов и методов их осуществления.

Структурированные предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных. Инициатива же с их стороны  может проявляться лишь в решении  второстепенных вопросов.

Алгоритмические - предельно  жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.

Определенный интерес  представляет классификация управленческих решений, данная М.Месконом, М.Альбертом  и Ф.Хедоури, которые выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения.

Организационное решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.

Организационные решения  можно разделить на две группы: 1) запрограммированные; 2)незапрограммированные.

В запрограммированном  решении число возможных альтернатив  ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Незапрограммированные решения - это решения, требующие в определенной мере новых ситуаций; они внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. К числу запрограммированных можно отнести решения по следующим вопросам: какими должны быть цели организаций? как улучшить продукцию? как усовершенствовать структуру? и т.п.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"