Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:36, контрольная работа
1. Основные принципы и методы управленческой психологии
2. Виды управленческих решений
По предмету______________________
5.Ф.И. О.____________________________
6.Группа№_______________ заочного_ отделения
7.Адрес:______________________
8.Место работы:_______________________
9.Должность:__________________
10.Дата рецензирования:_______________
11.Результатрецензирования:___
12.Подпись преподавателя-рецензента:_____
Контрольная работа
Вариант№2
Вопросы:
1. Основные
принципы и методы
2. Виды управленческих решений
Введение
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
1Вопрос. Основные принципы и методы управленческой психологии. Основные принципы психологии
Основные методы управленческой психологии: наблюдение - активное (эксперимент) и пассивное; требования к наблюдению; беседа (интервью); анализ документации; анализ продуктов деятельности; тесты, требования к тестам: стандартизация, валидность, надежность; опросники и анкеты; проективные методики
Психология управления как специфическая отрасль практической психологии возникла почти одновременно с появлением профессии менеджера и профессиональных управленцев.
Современная психология
управления построена на осознании
того, что использование человеческог
Психология управления - это отрасль практической психологии. Предметом практической психологии является проблема человеческих взаимоотношений. Следовательно, современная психология управления рассматривает проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления, менеджмента, и в этом - специфика ее предмета.
Какие именно проблемы человеческого
измерения в менеджменте
Личность менеджера, его
самосовершенствование и
Организация управленческой деятельности с точки зрения ее психологической эффективности.
Коммуникативные умения менеджера.
Конфликты в производственном коллективе и роль менеджера в их преодолении.
Личность менеджера, его
самосовершенствование и
Данная отрасль знаний изучает не личность вообще, а личность руководителя-управленца, организатора, менеджера. Руководитель должен знать особенности личности своих подчиненных для более эффективного взаимодействия с ними, а иногда и для воздействия на них. Любая деятельность должна быть организована. Управленческая деятельность имеет свою особенность. Эта особенность заключается в том, что менеджер, действуя сам, организует деятельность других людей, решает не только производственные, но и управленческие задачи. Умение организовать свою деятельность и деятельность подчиненных неизменно приносит успех. И, наоборот, неумелая организация дела может привести фирму к краху даже при максимально благоприятных прочих условиях. Эффективно работающий менеджер не только знает основные управленческие действия и умеет их осуществлять - он постоянно рефлективно анализирует свою деятельность и совершенствует ее.
Знание основных компонентов управленческой деятельности позволяет, кроме всего прочего, компенсировать недостаточное развитие организаторских способностей.
Люди в коллективе связаны друг с другом системой порой невероятно сложных отношений. Коллектив может переживать как благоприятные, так и неблагоприятные периоды в развитии. Кризис может произойти когда угодно под влиянием комплекса внешних и внутренних причин и обстоятельств. Его последствия могут быть как положительными (дальнейший подъем в развитии коллектива), так и отрицательными (коллектив, еще недавно работавший как "часы", становится неуправляемым и распадается). Уровень руководителя и степень его профессионализма определяются не только тем, как он управляет развитием своего коллектива в относительно благоприятные периоды его существования и развития, но и тем, как он действует в сложные моменты, в обстановке конфликта.
Основные методы психологии управления.
К ним относятся наблюдение и эксперимент. Наблюдение как метод психологического исследования имеет несколько видов. Это: простое наблюдение, включенное наблюдение и лонгитюдное наблюдение.
При помощи простого наблюдения мы можем выявить некоторые особенности поведения, черты личности и качества характера человека в процессе его деятельности. Наблюдая за тем, как ведет себя и как действует человек в определенных обстоятельствах, мы можем сделать вывод об особенностях личности.
Включенное наблюдение - это специфический вид наблюдения, при котором мы не просто наблюдаем за человеком, пытающимся решить какую-то задачу, но и сами участвуем в ее решении, помогая или мешая в этом.
Лонгитюдное (длительное) наблюдение специфично именно благодаря своей длительности. Оно достаточно эффективно используется в современной психологии управления.
В результате наблюдения может появиться только гипотеза, которая, чтобы стать истиной, нуждается в экспериментальной проверке. Вот почему эксперимент является вторым основным методом психологии управления.
Основные виды любого психологического эксперимента - это эксперимент искусственный (лабораторный) и естественный. Отличаются они друг от друга тем, что если первый проходит в специально созданных (искусственных) условиях, то второй - в условиях естественных, обычных и привычных для испытуемых. Важным преимуществом эксперимента как метода исследования является то, что его можно воспроизвести нужное количество раз, чтобы убедиться, что полученный результат не случаен, и подвергнуть полученные данные проверке на надежность с помощью методов математической статистики.
Психология управления располагает целой системой дополнительных методов исследования. Их часто называют вспомогательными и тем самым подчеркивают, что использование только дополнительных методов не дает надежного результата.
Тест - это кратковременное
задание, выполнение которого может
служить показателем уровня развития
некоторых психических функций
и которое позволяет с
Анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленная на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа психики человека.
Беседа - метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.
Метод беседы применяется:
а) при изучении личности человека, его прошлой жизни, домашней обстановки, его товарищей, его интересов и т.д.;
б) при применении других методов исследования для получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено);
в) при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.
Беседа может быть стандартизированная (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и нестандартизированная (вопросы ставятся в свободной форме).
Каждая беседа должна иметь четко сформулированную цель и план ее проведения.
Успешность беседы зависит:
а) от степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей человека, учета условий, места проведения и т.д.);
б) от искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследования, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т.д.).
Заключение
То, что нас прежде всего интересует в практическом и психологическом отношении - это направление, в котором человек следует . Если я знаю цель человека, то и примерно знаю, что произойдет . Любое душевное явление может быть осмыслено и понято лишь как движение к цели.
А. Адлер
Успехи психологии в области исследований в значительной степени определяются развитием методологического аппарата, поэтому вопрос о разработке методов психологии находится в центре внимания исследователей. Разработка конкретных методов исследования базируется на методологических принципах, исходя из теоретических положений науки. Любой метод исследования всегда несет на себе печать той или иной теории, которая определяет и выбор объекта исследования, и способы расшифровки полученных результатов.
2 вопрос:Виды управленческих
решений.
Принятие решений, так же как и обмен
информацией, - составная часть любой управленческой
функции.
Что же такое решение? Попытаемся дать
сначала самую общую характеристику. Обычно
в процессе какой – либо деятельности
возникают ситуации, когда человек или
группа людей сталкивается с необходимостью
выбора одного из нескольких возможных
вариантов действия. Результат этого выбора
и будет являться решением. Таким образом,
решение – это выбор альтернативы.
Каждому из нас ежедневно приходится
десятки раз что – то выбирать на собственном
опыте развивая способности и приобретая
навыки принятия решений. Примеров можно
привести множество : выбор одежды из имеющегося
гардероба, выбор блюд из предложенного
меню.
Что же отличает управленческие (организационные)
решения от множества других, принимаемых
нами в повседневной жизни?
Прежде всего это - Цели. Субъект управления
(будь то индивид или группа) принимает
решение исходя не из своих собственных
потребностей, а в целях решения проблем
конкретной организации.
Их можно классифицировать по многочисленным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются в обстановке определенности, риска (неопределенности). (Некоторые авторы рассматривают решения, принимаемые в условиях риска и неопределенности, раздельно.)
В условиях определенности менеджер сравнительно уверен в результатах каждой из альтернатив
В обстановке риска (неопределенности) максимум, что может сделать менеджер, это определить вероятность успеха для каждой альтернативы.
В данном случае важное значение имеют собственная культура, ценности и традиции организации. Сотрудники подвергаются воздействию культуры организации и поэтому не рассматривают варианты решений вне ее.
Существуют и другие критерии классификации управленческих решений:
по сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения;
по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;
по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;
по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные решения;
по сложности: простые и сложные;
по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.
Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления.
Структурированные предполагают
жесткое регламентирование
Алгоритмические - предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.
Определенный интерес представляет классификация управленческих решений, данная М.Месконом, М.Альбертом и Ф.Хедоури, которые выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения.
Организационное решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.
Организационные решения можно разделить на две группы: 1) запрограммированные; 2)незапрограммированные.
В запрограммированном
решении число возможных
Незапрограммированные решения - это решения, требующие в определенной мере новых ситуаций; они внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. К числу запрограммированных можно отнести решения по следующим вопросам: какими должны быть цели организаций? как улучшить продукцию? как усовершенствовать структуру? и т.п.