Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:55, контрольная работа
1. Анализ программы Козловой С.А. « Я – человек» содержания образовательной области здоровья.
2. Составление рекомендаций воспитателям: "Формирование основ базовой культуры личности дошкольников в режимных процессах".
Экзаменационная работа. (практические задания)
Вариант 1
1. Анализ программы
Козловой С.А. « Я – человек»
содержания образовательной
2. Составление
рекомендаций воспитателям: "Формирование
основ базовой культуры
Программа «Я - человек». Приобщение ребенка к социальному миру.
Цель программы дать педагогу «инструмент», который поможет ему сформировать у ребенка представление об окружающем мире, о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях. В идеале автор ставит задачу воспитания творческой, свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважениям к людям.
Важной особенностью программы является то, что он направлена на формирование у ребенка мировоззрения — своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его детских чувств.
Стержнем программы являются знания о человеке. Именно эти знания позволяют малышу осознанно включаться в процесс самовоспитания. Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему человеческому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, их чувства, переживания, поступки и мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать и понимать события, явления, факты социальной действительности.
Программа «Я - человек» включает четыре больших раздела:
«Что я знаю о себе»;
«Кто такие взрослые люди»;
«Человек-творец»;
«Земля наш общий дом»;
Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый из них имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную ценность и цель.
РАБОТАЕМ ПО ПРОГРАММЕ
«Я – ЧЕЛОВЕК» С.А.Козловой
(Программа социального развития ребенка)
Программа «Я - человек», С.А.Козловой, направлена на то, чтобы помочь ребенку познать себя, окружающих его людей, свой город, свою страну, свою планету, т.е. познать социальный мир и себя в нем. Она позволит приоткрыть тайны функционирования человеческого организма, узнать об открытиях и изобретениях, о труде и отдыхе людей, о том, как велика наша планета, как появились люди на земле, как они живут сейчас, программа познакомит детей с их правами и обязанностями.
Цель и назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.
Приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям и культуре, что предусмотрено программой, поможет развить в ребенке его творческий потенциал.
Знания о Человеке помогут развить в нем внимание к себе, понимание своей сущности. А постепенное осознание себя, своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли, что впоследствии поможет ему более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности.
Решить весь этот комплекс задач под силу педагогам совместно с родителями.
Программа включает четыре раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый из разделов имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную ценность и цель.
РАЗДЕЛ I .
«ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ»
Цель раздела – обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм, на свои возможности и способности, научить оценивать и ценить себя, создать предпосылки к самовоспитанию, к заботе о собственном здоровье; на основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям, животным.
Этот раздел имеет следующие подразделы: Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки. Мои умения. Моя семья. Моя родословная. Как мы живем в детском саду.
РАЗДЕЛ II.
«КТО ТАКИЕ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ»
Цель раздела – поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызвать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность; познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей; воспитывать доброжелательное отношение к людям.
Подразделы: Дети и взрослые. Зачем и как работают взрослые люди. Зачем и как люди отдыхают.
РАЗДЕЛ III.
«ЧЕЛОВЕК - ТВОРЕЦ»
Цель раздела – привлечь внимание ребенка к значимости творческого начала в личности человека; воспитывать у ребенка познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности.
Подразделы: Предметы рукотворного мира. Материалы, созданные человеком. Человек создает технику. Живая, неживая природа и человек. Человек – художник.
РАЗДЕЛ IV.
«ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
Цель раздела – воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту; формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли, своей страны.
Подразделы: Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди заселили Землю. Твоя страна, твой народ, твоя республика, твой город.
Анализ программы С.А. Козловой «Я – человек»
Цель этой программы - помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представления о себе как о представителе человеческого рода; о людях, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях; о разнообразной деятельности человека; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутого уважения к людям. Стержневое содержание программы - знания о человеке, которые позволят ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания. Разумеется, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя сам, но внимание к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он - человек, постепенное осознание своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью, через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. Важной особенностью программы является то, что, она направлена на формирование у ребенка мировоззрения - собственного видения мира, «картины мира».
В традиционных программах воспитания и обучения дошкольников явно прослеживается приоритет знаний над чувствами. Это вносит в процесс морального развития мотивацию «узнавать, запоминая», а не «узнавать, осознавая». При разработке конкретных знаний авторы учитывали, что знания о социальной действительности должны выполнять триединую функцию: нести информацию (информативность); вызывать эмоции, чувства, отношения (эмоциогенность); побуждать к деятельности, поступкам (побудительность).
Цель программы не только сообщать знания детям, но и вызывать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствовать развитию социальных эмоций, чувств.
Программа нацеливает на последовательное введение ребёнка в социальный мир. Скорость и глубина познания очень индивидуально и частично связаны с возрастом. Многое зависит от характера накопленного ребёнком социального опыта, от его пола, от особенностей развития эмоциональной и познавательной сфер и д.р. С.А. Козлова дифференцировала свою программу на четыре большие раздела:
Каждый раздел имеет
несколько подразделов, которые
конкретизируют его содержание. Все
разделы программы
2. Составление
рекомендаций воспитателям: "Формирование
основ базовой культуры
Использование режимных
процессов для решения
Режим как относительно постоянный уклад жизни является одним из факторов воспитания и содействует формированию таких качеств личности, как: организованность, точность, ответственность, способность подчиняться требованиям взрослых, ориентироваться во времени.
Распорядок дня позволяет проводить воспитательную работу на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду.
Всю работу можно подразделить на три основные вида: воспитательная работа в связи с выполнением режимных моментов – встреча детей, умывание, питание, проведение закаливающих процедур, сон, уход детей домой; организация разнообразной деятельности детей: игры, занятия, труд; организация взаимоотношений детей, формирование детского коллектива и поведения детей. Все эти виды воспитательной работы тесно взаимосвязаны, обусловлены общими задачами и программными требованиями детского сада.
Некоторые воспитатели детских
садов, особенно молодые, не учитывают
тех возможностей воспитательного
воздействия, которые заключены
в приучении детей к
В процессе выполнения режимных моментов
воспитатель обучает детей
С проведением завтрака, обеда, ужина связано формирование культурно-гигиенических навыков. Однако для успешного и своевременного их воспитания необходимо соблюдать постоянство в условиях. Педагог учитывает, что существует прямая связь между сервировкой стола и воспитанием привычек пользования ложкой, вилкой, салфеткой. И, приучая, например, детей класть косточки из компота в блюдце, он всякий раз. Когда бывает компот, проверяет, поданы ли блюдца и ложки, а воспитывая у детей привычку пользоваться салфеткой, он добивается, чтобы салфетки были на столе во время завтрака, обеда и ужина.
Правильная организация умывания – это не только условие формирования культурно-гигиенических навыков: старший дошкольник может вполне самостоятельно тщательно умыться, привести себя в порядок, однако важно воспитывать при этом положительные взаимоотношения между детьми. В умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. И воспитатель учит из проявлять внимание к тем, кто рядом, быть вежливыми, предупредительными. Например, посторониться, чтобы дать пройти товарищу, поднять упавшее полотенце и повесить на место, не отвлекаться, помня, что другие дети тоже должны своевременно умыться и сесть за стол, пропустить вперед дежурных, чтобы те начали вовремя выполнять свои обязанности.
Воспитывая нормы поведения за столом, педагог также учитывает, что, помимо привития детям культурно-гигиенических навыков, перед ним возникает целый ряд задач: формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности. Для этого он использует разные ситуации.
Педагог формирует у детей внимательное, предупредительное отношение к сверстникам. Например, приучает детей подать товарищу тарелку с хлебом, к которой тот не может дотянуться, встать из-за стола, чтобы пропустить его на место, приподнять ложки, сложенные на тарелке, чтобы другому ребенку было удобнее поставить свою, и т.д. при этом взрослый разъясняет, почему следует поступать так, побуждает детей самих проявлять уважение к товарищам, к дежурным, которые трудятся для всех, помогают взрослым. Направить взаимоотношения детей с дежурными, подсказать поступки, в которых проявляется желание помочь,- одна из задач педагога. И от него не ускользает, поблагодарил ли ребенок своего сверстника за поданное блюдо, предложил ли кто-либо дежурному свою помощь, если тот своевременно не справляется со своими обязанностями.
Педагог организует работу дежурных так, чтобы она сочеталась с самообслуживанием. Выходя из-за стола, каждый ребенок должен задвинуть за собой стул, поставить свою тарелку на другие, перенести чашку с блюдцем в моечную.…Однако это не следует понимать так, что обед целиком организуется по принципу самообслуживания, и дети неоднократно встают из-за стола. Подобная организация вносит беспорядок, создает ненужный шум. Разумное сочетание работы дежурного с самообслуживанием каждого позволяет формировать у первых заботливое отношение к сверстникам, а у вторых – умение убирать за собой.
Важная задача, которая должна решаться во время еды, - воспитание уважения к хлебу. Это уважение не появляется у ребенка само собой. Педагог уже в младшей группе начинает приучать детей бережно относиться к хлебу. Он следит, чтобы хлеб к столу всегда был нарезан маленькими кусочками: пусть ребенок, если захочет, возьмет еще, но не оставляет недоеденное; внушает детям, что крошить, портить хлеб нельзя; предлагает им собрать крошки, чтобы покормить зимующих птиц. А старшим дошкольникам нужно объяснить, что хлеб – это результат огромного труда и относиться к нему нужно очень бережно. Сочетание разъяснений педагога с формированием опыта поведения поможет воспитать у детей уважительное отношение к труду хлебороба.