Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Методы изучения личности, используемые в правоохранительной деятельности.
Задание 2. Понятие психологического контакта при допросе. Приемы и способы его установления. Приемы активизации памяти свидетелей и потерпевших.
Задание 3. Проанализировав материалы уголовного дела составить психологическую характеристику на обвиняемого.

Файлы: 1 файл

есть Юридическая психология.docx

— 42.17 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету Юридическая психология

Вариант  3

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         ВЫПОЛНИЛА:

                                                                                         Студентка 5 курса 7 группы   

                                                                                Юридического факультета 

                                                                                  Заочного ускоренного обучения

Торосян В.В.

 

 

                                                                  

 

Краснодар 2013

 

Задание 1. Методы изучения личности, используемые в правоохранительной деятельности.

Выбор методов изучения личности субъектов различных правоотно­шений  в профессиональной деятельности юриста, как и адекватность самих методов, во многом зависят от целей, которые  стоят перед ним, от характера  вопросов, требующих разрешения Некоторыми методами юристы пользуются самостоятельно без какой-либо посторонней помо­щи, другие же могут применяться только лишь специалистами в облас­ти психологии, как это, например, бывает при проведении судебно-психологической экспертизы, в ходе профессионального психологического отбора лиц на службу в правоохранительные органы, а также абитуриентов в некоторые юридические учебные заведения.

Остановимся на группе методов, которыми широко пользуются не только психологи в своих исследованиях, но и сами юристы в своей практической деятельности в процессе расследования  преступлении, в ходе рассмотрения уголовных дел, гражданско-правовых споров в суде.

Беседа. Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в про­цессе общения с субъектом получить необходимую информацию о нем и других лицах В ходе беседы составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его интеллекте, психическом состоянии, о его отно­шении к тем или иным событиям, людям И хотя с помощью беседы да­леко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее она помогает лучше узнать субъекта, определить по отношению к нему наиболее правильную тактическую линию поведения.

Во время беседы юристу следует произвести благоприятное  впечатление на своего партнера по общению, пробудить у него интерес  к обсуждаемым вопросам, желание  отвечать на них и участвовать в диалоге. Кроме того, беседа помогает юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в тех или иных явлениях. Поэтому она является важным инструментом налаживания и поддержания психологического контакта с лицами, которых предстоит допрашивать.

Вопросы, относящиеся непосредственно к личности того, с кем проводится беседа, не следует задавать в самом ее начале Лучше, если они возникнут естественно как следствие разговора на более нейтральные по своему содержанию темы.

Наблюдение. В психологии различают прямое и косвенное наблю­дение По характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение под­разделяется на непосредственное и опосредованное, по характеру взаи­модействия — включенное и не включённое (со стороны) наблюдение

Метод наблюдения широко используется и в юридической практике в  познавательных целях, например следователем в ходе проведения следственных действий. Так, во время осмотра места происшествия, обыска, допроса, следственного эксперимента, предъявления для опознания следователь имеет возможность целенаправленно наблюдать за поведением интересующих его лиц, их эмоциональными реакциями и в зависимости от этого менять тактику своего поведения

Наряду с этим следователь  использует информацию и от опосредованного наблюдения. Сопоставление результатов непосредственного и опосредованного наблюдения за поведением тех или иных лиц в различных условиях позволяет получить дополнительную информацию.

В ходе наблюдения юрист  может столкнуться и с наиболее распространенными ошибками (так  называемый гала-эффект, или эффект ореола), приводящими к преувеличению  или преуменьшению выражен­ности  наблюдаемых им фактов, с «ошибками  усреднения», с ошибками, возникающими в результате логически некорректных умозаключений, под воздействием профессиональной деформации, эффекта группового, внушающего давления.

В целях повышения достоверности  наблюдения, нейтрализации ошибочных  суждении необходимо строже относиться к своим выводам, объективно фиксировать полученные конкретные результаты, не поддаваясь искушению судить о сложных явлениях на основании первых, порой поверхностных впечатлениях.

Метод самонаблюдения (интроспекции). Данный метод воз­ник на рубеже XIX—XX вв Он состоит в том, что исследователь одно­временно является и испытуемым, наблюдающим за собой, и лицом, фиксирующим все, что с ним происходит во время эксперимента В практической деятельности юриста самонаблюдение носит вспомога­тельный характер

Самонаблюдение может  использоваться юристом как метод  самопо­знания, позволяющий ему выявлять свои характерологические особен­ности, свойства личности с тем, чтобы лучше контролировать собствен­ное поведение, вовремя нейтрализовать у себя, например, проявле­ние ненужных эмоциональных реакций, вспышек раздражительности в экстремальных условиях, обусловленных нервно-психическими пере­грузками

 Экспериментальный метод. Эксперимент является одним из рас­пространенных методов изучения личности Например, следователь в соответствии со ст. 183 УПК РСФСР вправе производить следственный эксперимент. В некоторых случаях целью такого эксперимента яв­ляется получение данных о способности лица воспринимать то или иное явление, какой-либо предмет в определенных условиях. В результате этого следственным путем удается получить информацию психологи­ческого содержания о качественной стороне процессов восприятия у свидетеля, а также и по некоторым другим вопросам.

Широко используется экспериментальный  метод при проведении судебно-психологической  экспертизы в целях исследования психичес­ких процессов испытуемого: восприятия, памяти, мышления, внимания. С помощью специально разработанных экспериментально-психологи­ческих методик (тестов) исследуются количественные и качественные характеристики психических процессов.

«Биографический»  метод. Основное назначение данного метода состоит в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих социально-психологическое значение в жизни человека, с момента его рождения и до того периода, который интересует следователя, суд. В ходе допросов свидетелей, хорошо знающих данного субъекта, во время бесед с ним выясняются сведения о его родителях, социальной среде, в которой он рос и воспитывался, его взаимоотношениях с окружающими, о его учебе, работе, интересах, склонностях, перенесенных заболеваниях, травмах, характере. В необходимых случаях изучаются различные медицинские документы, характеристики из школы, с места работы, личное дело, письма, дневники и т.д.

  Метод обобщения независимых  характеристик. Особенности личности, например направленность ее мотивации, уровень самооцен­ки, притязаний и т.д.

Психологическая структура  личности. Первым у нас в стране к разработке структуры личности подошел С.Л. Рубинштейн (1889— 1960), который  в 1940 г. писал о том, что «в психическом  облике выде­ляются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности»2. В последующем в теорию личности свой вклад внесли известные советские психологи Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов и другие. Несмотря на несколько различные подходы к этому вопросу, все они подчеркивали решающее влияние на формирование личности, ее структуры социаль­ных факторов, ее связей с обществом, включенность субъекта в меж­личностные, общественные отношения.

Как писал Б.Г. Ананьев (1907—1972), структура личности склады­вается постепенно в процессе социального развития индивида, являясь своеобразным продуктом этого развития. Структура личности, по его мнению, включает наиболее общие и актуальные для жизнедеятельнос­ти и поведения человека комплексы его органических свойств, много­кратно опосредованные социальными условиями. Наиболее важный из этих комплексов — интеллектуальный, служащий показателем умственного развития численные выше методы существенно дополняются методом обобщения независимых характеристик. Данный метод позволяет увидеть личность во всех ее проявлениях, оценивать человека объективно, с разных сторон, исключив субъективное к нему отношение. Так, например, чтобы наи­более полно охарактеризовать субъекта, совершившего преступление, бывает недостаточно одной лишь характеристики с его последнего места работы. Существенно дополнят представление о нем характеристики с других мест, где он учился или работал, мнение о нем его родных, знакомых. И хотя в каждой из этих характеристик могут содержаться элементы одностороннего подхода к оценке его личности, в целом же, поскольку все эти сведения независимы друг от друга, они позволяют составить о виновном объективное мнение.

 Анализ результатов деятельности. Данный метод в совокупности с другими особенно широко применяется при изучении личности разыскиваемых преступников. Например, по результатам преступной деятельности судят не только о степени общественной опасности содеянного, но и об определенных характерологических особенностях личности, интеллекте, психическом состоянии, в котором мог находиться обвиняемый в момент совершения преступления, о мотивах преступления.

В последние годы в качестве разновидности данного метода стал применяться метод составления  психологического портрета преступника, с помощью которого составляется психолого-криминалисти­ческая характеристика разыскиваемого преступника, включающая в себя не только его психологические, но и поведенческие и даже чисто внешние, физические признаки.

Весьма эффективным методом  изучения личности является судеб-но-психологическая  экспертиза, которой специально посвящены отдельные главы учебников.

 

Задание 2. Понятие психологического контакта при допросе. Приемы и способы его установления. Приемы активизации памяти свидетелей и потерпевших.

1.1 Психологический  контакт в следственной деятельности. Психологический контакт является важнейшим элементом взаимоотношений в обществе. Он возникает, если есть необходимость в осуществлении совместной деятельности или при общении. Внутренней основой психологического контакта является взаимное понимание, обмен информацией.

Контакт между следователем и допрашиваемым носит односторонний  характер. Следователь стремится получить как можно больше информации, хотя сам до определенного момента скрывает свою осведомленность по делу. Другими особенностями психологического контакта являются: принудительность этого общения для одного из участников; несовпадение в большинстве случаев их интересов; сложность последующего установления контакта, если таковой не был достигнут на первоначальном этапе общения; активная деятельность следователя по установлению и поддержанию контакта.

Сущность контакта при  допросе определяется спецификой психологических  отношений, возникающих между следователем и допрашиваемым. Его установление обеспечивается правильно избранной  тактикой допроса, основанной на изучении индивидуальных особенностей личности, материалов уголовного дела, а также  коммуникативными способностями следователя. Следователь должен стремиться устранить  из общения конфликтность, установить с допрашиваемым прочный психологический контакт, создать благоприятную атмосферу допроса. Установление психологического контакта с допрашиваемым – одно из основных условий получения правдивых показаний, достижения истины по делу. Его необходимо поддерживать не только в течение допроса, но и в дальнейшем при осуществлении предварительного следствия. Не исключено, что установленный контакт может быть потерян или, наоборот, отсутствие доверия на первых порах заменится прочным психологическим контактом, характеризующимся должным взаимопониманием1.

Для каждой стадии допроса  характерны свои методы установления и поддержания контакта. Для вводной  части – неформальная беседа с  целью уточнить демографические  данные, фрагменты биографии, жизненного и трудового опыта допрашиваемого. При этом внимание акцентируется  на обстоятельствах, положительно характеризующих  его. На данном этапе следователь  окончательно определяет линию своего поведения, уточняет предмет допроса  и ставит перед допрашиваемым мыслительную задачу.

В главной части допроса  идет закрепление контакта и его  поддержание. Это достигается постановкой  перед допрашиваемым вопросов, предъявлением  доказательств, сопоставлением показаний  с уже имеющейся по делу информацией. Для поддержания контакта на протяжении всего допроса необходимо постоянно  активизировать внимание допрашиваемого.

На заключительной стадии, чтобы не ослабить контакт в период фиксации показаний, следует вовлечь  допрашиваемого в процесс написания  протокола, для чего вслух произносится все то, что записывает следователь. Допрашиваемый будет активно  участвовать в обсуждении формулировок, вносить поправки, припоминать упущенные  или забытые детали, тем самым  способствуя улучшению качества протокола.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"