Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:57, контрольная работа
Задание 1. Методы изучения личности, используемые в правоохранительной деятельности.
Задание 2. Понятие психологического контакта при допросе. Приемы и способы его установления. Приемы активизации памяти свидетелей и потерпевших.
Задание 3. Проанализировав материалы уголовного дела составить психологическую характеристику на обвиняемого.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету Юридическая психология
Вариант 3
Торосян В.В.
Краснодар 2013
Задание 1. Методы изучения личности, используемые в правоохранительной деятельности.
Выбор методов изучения личности
субъектов различных правоотно
Остановимся на группе методов,
которыми широко пользуются не только
психологи в своих
Беседа. Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в процессе общения с субъектом получить необходимую информацию о нем и других лицах В ходе беседы составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям, людям И хотя с помощью беседы далеко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее она помогает лучше узнать субъекта, определить по отношению к нему наиболее правильную тактическую линию поведения.
Во время беседы юристу следует произвести благоприятное впечатление на своего партнера по общению, пробудить у него интерес к обсуждаемым вопросам, желание отвечать на них и участвовать в диалоге. Кроме того, беседа помогает юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в тех или иных явлениях. Поэтому она является важным инструментом налаживания и поддержания психологического контакта с лицами, которых предстоит допрашивать.
Вопросы, относящиеся непосредственно к личности того, с кем проводится беседа, не следует задавать в самом ее начале Лучше, если они возникнут естественно как следствие разговора на более нейтральные по своему содержанию темы.
Наблюдение. В психологии различают прямое и косвенное наблюдение По характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение подразделяется на непосредственное и опосредованное, по характеру взаимодействия — включенное и не включённое (со стороны) наблюдение
Метод наблюдения широко используется и в юридической практике в познавательных целях, например следователем в ходе проведения следственных действий. Так, во время осмотра места происшествия, обыска, допроса, следственного эксперимента, предъявления для опознания следователь имеет возможность целенаправленно наблюдать за поведением интересующих его лиц, их эмоциональными реакциями и в зависимости от этого менять тактику своего поведения
Наряду с этим следователь использует информацию и от опосредованного наблюдения. Сопоставление результатов непосредственного и опосредованного наблюдения за поведением тех или иных лиц в различных условиях позволяет получить дополнительную информацию.
В ходе наблюдения юрист
может столкнуться и с наиболее
распространенными ошибками (так
называемый гала-эффект, или эффект
ореола), приводящими к преувеличению
или преуменьшению выражен
В целях повышения достоверности наблюдения, нейтрализации ошибочных суждении необходимо строже относиться к своим выводам, объективно фиксировать полученные конкретные результаты, не поддаваясь искушению судить о сложных явлениях на основании первых, порой поверхностных впечатлениях.
Метод самонаблюдения (интроспекции). Данный метод возник на рубеже XIX—XX вв Он состоит в том, что исследователь одновременно является и испытуемым, наблюдающим за собой, и лицом, фиксирующим все, что с ним происходит во время эксперимента В практической деятельности юриста самонаблюдение носит вспомогательный характер
Самонаблюдение может использоваться юристом как метод самопознания, позволяющий ему выявлять свои характерологические особенности, свойства личности с тем, чтобы лучше контролировать собственное поведение, вовремя нейтрализовать у себя, например, проявление ненужных эмоциональных реакций, вспышек раздражительности в экстремальных условиях, обусловленных нервно-психическими перегрузками
Экспериментальный метод. Эксперимент является одним из распространенных методов изучения личности Например, следователь в соответствии со ст. 183 УПК РСФСР вправе производить следственный эксперимент. В некоторых случаях целью такого эксперимента является получение данных о способности лица воспринимать то или иное явление, какой-либо предмет в определенных условиях. В результате этого следственным путем удается получить информацию психологического содержания о качественной стороне процессов восприятия у свидетеля, а также и по некоторым другим вопросам.
Широко используется экспериментальный
метод при проведении судебно-психологической
экспертизы в целях исследования
психических процессов испытуемого:
восприятия, памяти, мышления, внимания.
С помощью специально разработанных экспериментально-психологи
«Биографический» метод. Основное назначение данного метода состоит в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих социально-психологическое значение в жизни человека, с момента его рождения и до того периода, который интересует следователя, суд. В ходе допросов свидетелей, хорошо знающих данного субъекта, во время бесед с ним выясняются сведения о его родителях, социальной среде, в которой он рос и воспитывался, его взаимоотношениях с окружающими, о его учебе, работе, интересах, склонностях, перенесенных заболеваниях, травмах, характере. В необходимых случаях изучаются различные медицинские документы, характеристики из школы, с места работы, личное дело, письма, дневники и т.д.
Метод обобщения независимых характеристик. Особенности личности, например направленность ее мотивации, уровень самооценки, притязаний и т.д.
Психологическая структура личности. Первым у нас в стране к разработке структуры личности подошел С.Л. Рубинштейн (1889— 1960), который в 1940 г. писал о том, что «в психическом облике выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности»2. В последующем в теорию личности свой вклад внесли известные советские психологи Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов и другие. Несмотря на несколько различные подходы к этому вопросу, все они подчеркивали решающее влияние на формирование личности, ее структуры социальных факторов, ее связей с обществом, включенность субъекта в межличностные, общественные отношения.
Как писал Б.Г. Ананьев (1907—1972), структура личности складывается постепенно в процессе социального развития индивида, являясь своеобразным продуктом этого развития. Структура личности, по его мнению, включает наиболее общие и актуальные для жизнедеятельности и поведения человека комплексы его органических свойств, многократно опосредованные социальными условиями. Наиболее важный из этих комплексов — интеллектуальный, служащий показателем умственного развития численные выше методы существенно дополняются методом обобщения независимых характеристик. Данный метод позволяет увидеть личность во всех ее проявлениях, оценивать человека объективно, с разных сторон, исключив субъективное к нему отношение. Так, например, чтобы наиболее полно охарактеризовать субъекта, совершившего преступление, бывает недостаточно одной лишь характеристики с его последнего места работы. Существенно дополнят представление о нем характеристики с других мест, где он учился или работал, мнение о нем его родных, знакомых. И хотя в каждой из этих характеристик могут содержаться элементы одностороннего подхода к оценке его личности, в целом же, поскольку все эти сведения независимы друг от друга, они позволяют составить о виновном объективное мнение.
Анализ результатов деятельности. Данный метод в совокупности с другими особенно широко применяется при изучении личности разыскиваемых преступников. Например, по результатам преступной деятельности судят не только о степени общественной опасности содеянного, но и об определенных характерологических особенностях личности, интеллекте, психическом состоянии, в котором мог находиться обвиняемый в момент совершения преступления, о мотивах преступления.
В последние годы в качестве
разновидности данного метода стал
применяться метод составления
психологического портрета преступника,
с помощью которого составляется
психолого-криминалистическая
Весьма эффективным методом изучения личности является судеб-но-психологическая экспертиза, которой специально посвящены отдельные главы учебников.
Задание 2. Понятие психологического контакта при допросе. Приемы и способы его установления. Приемы активизации памяти свидетелей и потерпевших.
1.1 Психологический контакт в следственной деятельности. Психологический контакт является важнейшим элементом взаимоотношений в обществе. Он возникает, если есть необходимость в осуществлении совместной деятельности или при общении. Внутренней основой психологического контакта является взаимное понимание, обмен информацией.
Контакт между следователем
и допрашиваемым носит
Сущность контакта при допросе определяется спецификой психологических отношений, возникающих между следователем и допрашиваемым. Его установление обеспечивается правильно избранной тактикой допроса, основанной на изучении индивидуальных особенностей личности, материалов уголовного дела, а также коммуникативными способностями следователя. Следователь должен стремиться устранить из общения конфликтность, установить с допрашиваемым прочный психологический контакт, создать благоприятную атмосферу допроса. Установление психологического контакта с допрашиваемым – одно из основных условий получения правдивых показаний, достижения истины по делу. Его необходимо поддерживать не только в течение допроса, но и в дальнейшем при осуществлении предварительного следствия. Не исключено, что установленный контакт может быть потерян или, наоборот, отсутствие доверия на первых порах заменится прочным психологическим контактом, характеризующимся должным взаимопониманием1.
Для каждой стадии допроса
характерны свои методы установления
и поддержания контакта. Для вводной
части – неформальная беседа с
целью уточнить демографические
данные, фрагменты биографии, жизненного
и трудового опыта
В главной части допроса идет закрепление контакта и его поддержание. Это достигается постановкой перед допрашиваемым вопросов, предъявлением доказательств, сопоставлением показаний с уже имеющейся по делу информацией. Для поддержания контакта на протяжении всего допроса необходимо постоянно активизировать внимание допрашиваемого.
На заключительной стадии, чтобы не ослабить контакт в период фиксации показаний, следует вовлечь допрашиваемого в процесс написания протокола, для чего вслух произносится все то, что записывает следователь. Допрашиваемый будет активно участвовать в обсуждении формулировок, вносить поправки, припоминать упущенные или забытые детали, тем самым способствуя улучшению качества протокола.