Контрольная работа по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:48, контрольная работа

Описание работы

Поведение, согласно бихевиористской концепции, является единственным объектом изучения психологии, а все внутренние психические процессы должны быть интерпретированы по объективно наблюдаемым поведенческим реакциям. В соответствии с этими представлениями цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие и сущность развивающего эксперимента;
Изучить историю создания интеллектуальных тестов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РАЗВИВАЮЩЕНГО ЭКСПЕРИМЕНТА 5
2 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТЕСТОВ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ЛИТЕРАТУРА 18

Файлы: 1 файл

УИД.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Эксперимент – один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы в причинно-следственных казуальных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. Различают традиционные и факторные планы проведения эксперимента.

Процедура эксперимента состоит в направленном создании или подборе таких условий, которые обеспечивают надежное выделение изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его воздействием.

История психодиагностики — это и история появления  основных психодиагностических методик, и развитие подходов к их созданию на основе эволюционирования взглядов о природе и функционировании психического. В этой связи интересно проследить, как формировались некоторые важные психодиагностические методы в рамках основных школ психологии.

Тестовые методики связаны с теоретическими принципами бихевиоризма. Методологическая концепция бихевиоризма основывалась на том, что между организмом и средой существуют детерминационные отношения. Организм, реагируя на стимулы внешней среды, стремится изменить ситуацию в благоприятную для себя сторону и приспосабливается к ней. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения, понимая его как совокупность доступных объективному наблюдению реакций на стимулы. Поведение, согласно бихевиористской концепции, является единственным объектом изучения психологии, а все внутренние психические процессы должны быть интерпретированы по объективно наблюдаемым поведенческим реакциям. В соответствии с этими представлениями цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие и сущность развивающего эксперимента;
  2. Изучить историю создания интеллектуальных тестов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ И  СУЩНОСТЬ РАЗВИВАЮЩЕНГО ЭКСПЕРИМЕНТА

 

 

Метод эксперимента предполагает искусственное создание психологической ситуации и изучение того или иного психического явления, процесса, развивающихся в этой ситуации. 1

Психологический эксперимент  — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Смотри Эксперимент как изучение переменных

В широком понимании  в психологический эксперимент  иногда включают, кроме собственно эксперимента, такие методы исследования, как наблюдение, опрос, тестирование). Однако в узком понимании (и традиционно в экспериментальной психологии) эксперимент считается самостоятельным методом.

Исследователь не ждет появления  интересующего его явления, а  сам вызывает его. Создавая специальные условия для эксперимента, обеспечивающие проявление психического процесса, свойства, экспериментатор получает возможность неоднократно повторять эксперимент, получает возможность, проводя исследование с разными испытуемыми в одинаковых условиях, установить возрастные и индивидуальные особенности развития исследуемых психических процессов. По своему усмотрению экспериментатор может менять условия эксперимента, что открывает широкие возможности для нахождения и обоснования наиболее эффективных приемов в учебно-воспитательной работе с детьми.

Психологический эксперимент  начинается с инструкции, точнее - с  установления тех или иных отношений  между испытуемым и экспериментатором. Другая задача, которая стоит перед  исследователем, это формирование выборки: с кем должен проводиться эксперимент, чтобы результаты его могли считаться достоверными. Финал эксперимента - это обработка его результатов, интерпретация полученных данных и представление их психологической общественности.

Есть несколько разновидностей психологических экспериментов: естественный, лабораторный, полевой, констатирующий, развивающий и формирующий. Естественный эксперимент ставит сама жизнь, а ситуация его складывается без вмешательства исследователя.2

Лабораторный эксперимент в отличие от естественного придумывает и ставит сам экспериментатор, активно вмешиваясь в жизнь и создавая искусственные условия, специально рассчитанные на то, чтобы проверить некоторую научную гипотезу. Такой эксперимент нередко проводится в лаборатории с использованием специальных приборов. Поэтому он и называется лабораторным.

Изучение особенностей мышления человека. Испытуемый получает серию умственных заданий, которые  он должен решить за отведенное время. Выполнение каждого из заданий оценивается определенным количеством баллов, а сумма баллов становится показателем уровня интеллектуального развития.

Полевой эксперимент  чем-то похож на лабораторный с той  лишь разницей, что он проводится в  реальных жизненных условиях человека.

В школе ставится эксперимент по введению новой программы обучения, причем она в экспериментальном порядке реально вводится в учебный процесс. Экспериментаторов интересует, улучшатся ли в результате знания учеников или останутся прежними. Для этого они оценивают знания до и после эксперимента, делая вывод о том, насколько он оказался удачным.

Констатирующим называется такой эксперимент, задача которого состоит в простой фиксации и  описании фактов, т.е. в констатации  того, что в действительности происходит без активного вмешательства в процесс со стороны экспериментатора. От естественного констатирующий эксперимент отличается тем, что при нем просто фиксируется реальное состояние дел и не сравнивается между собой результаты до и после эксперимента.

Определение уровня развития памяти у детей. Испытуемым предлагается серия заданий на запоминание и воспроизведение материала. По результатам их выполнения определяется степень развития памяти.

Формирующий эксперимент  заключается в том, чтобы сформировать у человека какое-то качество или изменить его поведение.

Совершенствование метода эксперимента, и прежде всего естественного  эксперимента, привело к появлению  такой разновидности психологического эксперимента, как психолого-педагогический развивающий эксперимент.

Особенностью психолого-педагогического развивающего эксперимента является то, что вначале исследуются те или иные психические процессы, свойства личности, а затем, на основе результатов исследования, организуется специальное обучение (иногда в нескольких вариантах), которое предполагает новую, более высокую ступень развития изучаемых психических процессов, качеств.

С помощью психолого-педагогического  развивающего эксперимента не просто констатируется определенный уровень  развития внимания, мышления, памяти и  других психических явлений, процессов, свойств личности, а исследуются и устанавливаются пути и средства, обеспечивающие успешное психическое и умственное развитие личности под влиянием обучения и воспитания.

Развивающий эксперимент  не может проводиться без сравнения  результатов нескольких контрольных групп. При данном методе педагогического исследования появляются определенные трудности: педагогу необходимо очень хорошо владеть методикой проведения эксперимента, нужны особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.

Таким образом, данный метод  исследования позволяет одновременно раскрыть психологические закономерности развития школьника в конкретный момент его обучения и определить дальнейшие психологические условия его успешного обучения и воспитания, определить эффективные пути развития у учащегося мышления, памяти, внимания, воображения, способностей. Психолого-педагогический развивающий эксперимент является ведущим методом в педагогической психологии.

Модель проведения развивающего эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы:

1. Первичная постановка проблемы 

  • Постановка психологической гипотезы

2. Работа с научной  литературой 

  • Поиск определений базовых понятий
  • Составление библиографии по тематике исследования

3. Уточнение гипотезы  и определение переменных 

  • Определение экспериментальной гипотезы

4. Выбор экспериментального  инструмента, позволящего: 

  • Управлять независимой переменной
  • Регистироватьзависимую переменную

5. Планирование экспериментального  исследования 

  • Выделение дополнительных переменных
  • Выбор экспериментального плана

6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом

7. Проведение эксперимента 

  • Подготовка эксперимента
  • Инструктирование и мотивирование испытуемых
  • Собственно экспериментирование

8. Статистическая обработка 

  • Выбор методов статистической обработки
  • Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
  • Проведение статистической обработки

9. Интерпретация результатов и выводы

10. Фиксация исследования  в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТЕСТОВ

 

 

Всякая попытка определить точное время возникновения тестов напоминает стремление географов найти  точное начало большой реки, вытекающей, множеством ручейков, из обширного болота. Примерно так же обстоит дело и с тестами. Для изучения истории тестов вначале потребовалось изучить предысторию — то самое болото, из которого и вытекает подлинная история тестов. Еще в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах, где готовились писцы. Благодаря обширным, по тем временам, знаниям профессиональный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий, и естественно, умение писать.3

В Древнем Египте искусству жрецов обучали только тех, кто выдерживал систему определенных испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографические данные, уровень образованности, оценивали внешность, умение вести беседу. Затем проверяли умения — трудиться, слушать, молчать. Проводили испытания огнем, водой и угрозой смерти. Тем, кто не уверен, что выдержит все тяготы длительного образования, предлагалось подумать — с какой стороны окончательно закрыть за собой дверь в храм — с внутренней или внешней.

80-е годы 19 века - Гальтон  выдвинул идею создания интеллектуальных  тестов. Чтобы можно было отбирать  людей с высоким интеллектом.

Гальтон - сторонник евгеники - улучшение породы человека с помощью искусственного отбора.

Интеллект для Гальтона - наследственное качество. В 1884 году - Гальтон основал антропометрическую лабораторию для проверки интеллектуальных способностей.

Система специальных методов.

Сила интеллекта определяется качеством мозга и нервной системы. Чем больше мозг, тем выше интеллект. (У женщин объем мозга меньше, чем у мужчин).

1 тест - измерение объема  головы.

2 тест - измерение времени  реакции на разные раздражители

3 тест - сенсорная чувствительность  на звук и свет.

Информация о работе Контрольная работа по «Психологии»