Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:13, контрольная работа
1. Психологические теории воли.
2. Способы коррекции тревожности.
3. Провести диагностику ситуативной и личностной тревожности у 2-3 испытуемых, сделать выводы, дать рекомендации.
Вариант №1
1. Психологические теории воли.
2. Способы коррекции тревожности.
3. Провести диагностику
4. Решить задачу.
При электрическом раздражении
каких-либо участков мозга у больных
возникают различные
А. Больной переживает острый приступ тревоги: «Такое ощущение, как будто я чудом не попал под машину».
Б. Одиннадцатилетний мальчик
1. Исторически воля рассматривалась через два аспекта: философско-этический и естественнонаучный.
Древние философы
Аристотель рассматривал природу воли
в формировании логического заключения.
В его "Никомаховой этике" посылки
«все сладкое надо есть» и "это яблоки
сладкое" влекут за собой следствие:
"это яблоко надо съесть". Таким образом,
источник сознательных действий кроется
в разуме человека.
Во времена средневековья проблема воли
не существовала в качестве самостоятельной
проблемы. Философы-теологи видели в человеке
исключительно пассивное начало, зависимое
от бога и его "промысла". И в таком
подходе воля выступала тоже как проявление
некоего разума, ставящего себе определённые
цели. И лишь познание мистических сил
— добрых или злых - открывает путь к познанию
"истинных" причин поступков конкретного
человека, его воли.
Бытие человека рассматривалось вне отрыва
от ценностей, норм общества, которые в
свою очередь определялись религиозными
соображениями. Вопрос о личности, о субъекте
деятельности не ставился.
Проблема воли возникла
одновременно с постановкой
Главной ценностью личности стали считать
свободу воли (кстати говоря, в русском
языке под волей понимается и свобода
в том числе). В эпоху Возрождения свобода
воли стала возводиться в ранг абсолюта.
В дальнейшем под влиянием идей Возрождения
возникло мировоззрение экзистенциализма
— "философии существования". М. Хайдеггер,
К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и другие рассматривают
свободу как абсолютно свободную волю,
которая не обусловлена никакими внешними
социальными обстоятельствами. Человек,
по мнению представителей данного направления,
ничем не может быть связан с обществом,
тем более он не может быть связан нравственными
обязательствами или ответственностью.
И. П. Павлов рассматривал
волю как "инстинкт свободы",
как проявление активности
Воля в учении И. П. Павлова рефлекторна
(инстинктивна) по своей природе, она проявляется
в виде ответной реакции на воздействующий
стимул. В этом представлении заключалось
значительное новшество. Эта идея нашла
широкое распространение среди бихевиористов,
получила поддержку в отечественной реактологии
(К. Н. Корнилов) и рефлексологии (В. М. Бехтерев).
В сравнении с античными (рациональными)
представлениями и эпохой Возрождения
о природе воли это была, очевидно, другая
крайность.
Постепенно сформировалось
более уравновешенное и
Деятельность понимается как изначально
активная, а сам человек рассматривается
наделённым способностью к сознательному
выбору формы поведения. Исследования,
проводимые физиологами Н. А. Бернштейном
и П. К. Анохиным, показали обоснованность
этого представления.
Сформировалась концепция, в которой
воля понимается как сознательное регулирование
человеком своего поведения. Это регулирование
выражено в умении видеть и преодолевать
внутренние и внешние препятствия.
В рамках психоаналитической
традиции (от 3. Фрейда до Э. Фромма) неоднократно
предпринимались попытки конкретизировать
представление о воле как своеобразной
энергии человеческих поступков. Источником
поступков людей выступает некая превращённая
в психическую форму биологическая энергия
живого организма.
К. Лоренц видит энергию воли в изначальной
агрессивности человека. Если эта агрессивность
не реализуется в разрешаемых и санкционируемых
обществом формах активности, то становится
социально опасной, поскольку может вылиться
в преступные действия.
А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывают
проявление воли с социальными факторами.
Для Юнга — это универсальные архетипы
поведения и мышления, заложенные в каждой
культуре, для Адлера — стремление к власти
и социальному господству. Для Хорни и
Фромма — стремление личности к самореализации
в культуре.
Психологические исследования
воли в настоящее время оказались разделенными
между разными научными направлениями:
в бихевиористски ориентированной науке
изучаются соответствующие формы поведения,
в психологии мотивации в центре внимания
находятся внутриличностные конфликты
и способы их преодоления, в психологии
личности основное внимание сосредоточено
на выделении и изучении соответствующих
волевых характеристик личности. Исследованиями
воли занимается также психология саморегуляции
человеческого поведения. Иными словами,
в новейший период истории психологии
эти исследования не прекратились, а лишь
утратили прежнее единство, терминологическую
определенность и однозначность. Вместе
с тем они оказались расширенными и углубленными
по тематике за счет применения новых
понятий, теорий и методов. Сейчас многими
учеными предпринимаются усилия, направленные
на то, чтобы возродить учение о воле как
целостное, придать ему интегративный
характер.
Судьбу психологических исследований
воли В.А. Иванников — один из отечественных
ученых, уделяющих этой проблеме значительное
внимание, соотносит с борьбой двух трудно-согласуемых
друг с другом концепций человеческого
поведения: реактивной и активной. Согласно
первой все поведение человека представляет
собой в основном реакции на различные
внутренние и внешние стимулы и задача
его научного изучения сводится к тому,
чтобы отыскать эти стимулы, определить
их связь с реакциями. Для такой интерпретации
человеческого поведения понятие воли
не нужно.
Определенную отрицательную роль в отказе
от психологических исследований воли
и свертывании их, в утверждении реактивной
концепции поведения как единственно
приемлемой научной доктрины сыграли
исследования рефлекторного поведения:
безусловных рефлексов и условного (неоперантного)
обусловливания. Рефлекс в его традиционном
понимании всегда рассматривался как
реакция на какой-либо стимул. Отсюда и
понимание поведения как реакции. Симптоматично,
что под влиянием рефлекторной концепции
поведения в первые десятилетия нашего
века психология в некоторых учениях была
заменена на реактологию (К.Н.Корнилов)
и рефлексологию (В.М.Бехтерев).
Согласно другой концепции, которая
в последние несколько десятилетий набрала
силу и находит все больше сторонников,
поведение человека понимается как изначально
активное, а сам он рассматривается как
наделенный способностью к сознательному
выбору его форм. Для такого понимания
поведения воля и волевая регуляция поведения
необходимы. Оно не только требует возвращения
психологии ее прежнего названия как науки
о внутреннем опыте, но и уделения достойного
внимания проблеме воли в научных исследованиях
человеческого поведения. Новейшая физиология
высшей нервной деятельности в лице таких
ученых, как Н.А.Бернштейн, П.КАнохин, удачно
подкрепляет и поддерживает эту точку
зрения со стороны естествознания.
Но реактивные концепции поведения, особенно
в самой традиционной павловской физиологии
высшей нервной деятельности, попрежнему
сильны, и исход научной борьбы между ними
и теорией активного волевого поведения
будет существенно зависеть от того, насколько
психологам удастся соответствующими
экспериментальными данными доказать
реальность иных, чем стимулы, источников
поведенческой активности, насколько
убедительно смогут они объяснить разнообразные
виды поведения, не прибегая к понятию
рефлекса. Большие надежды в этой связи
возлагаются на современную психологию
сознания и когнитивную психологию, на
новейшие методы экспериментального исследования
человеческой психики.
Как же с учетом сказанного понимается
воля в современных психологических исследованиях?
В.И.Селиванов определяет волю как сознательное
регулирование человеком своего поведения,
выраженное в умении видеть и преодолевать
внутренние и внешние препятствия на пути
целенаправленных поступков и действий.
В те моменты деятельности, когда субъект
сталкивается с необходимостью «преодолеть»
себя (эмпирический уровень выделения
препятствия, связанного с субъектом деятельности),
его сознание на время как бы отрывается
от объекта, предмета деятельности, или
партнера и переключается в плоскость
субъектных отношений. При этом осуществляется
сознательная рефлексия на разных уровнях:
I уровень — осознание субъектом своих
способов действий, своего состояния,
режима и направления активности; понимание
степени соответствия функциональной
организации психики необходимой форме
деятельности;
II уровень — активное изменение функционирования
психики, выбор необходимого способа его
преобразования.
Волевая регуляция деятельности есть
сознательное, опосредованное целями
и мотивами предметной деятельности создание
состояния оптимальной мобилизованности,
нужного режима активности, концентрации
этой активности в необходимом направлении.
2. Способы коррекции тревожности.
При работе над такой
детской проблемой приготовьтесь к терпеливой
систематической работе. Вести ее надо
в трех направлениях:
- повышать самооценку ребенка, внушать
ему веру в свои способности;
- учить ребенка снимать мышечное напряжение,
расслабляться, создавать для себя комфортную
обстановку;
- обучать умению управлять собой в ситуациях,
вызывающих наибольшее беспокойство.
Для реализации этих конкретных задач
можно воспользоваться теми играми,
которыми пользовалась я (смотрите описание
ниже). При их организации важно соблюдать
некоторые правила, которые позволят создать
комфортную игровую обстановку для тревожного
ребенка.
Правило 1. Никогда не сравнивайте ребенка
с другими детьми, не приводите их в пример.
Если вы хотите подчеркнуть динамику в
работе ребенка над каким-то своим качеством,
то лучше сравнивать его успехи с его же
результатами вчера, неделю или месяц
назад.
Правило 2. Избегайте соревновательных
моментов в играх. Пусть лучше ребенок
играет для собственного удовольствия
и пользы, а не с целью выиграть. Также
нежелательно ставить тревожному ребенку
временные рамки выполнения задания или
подгонять его. Этим вы вряд ли ускорите
его действия, а вот уровень тревожности
поднимете наверняка.
Правило 3. Вводите ребенка в новую игру
осторожно, давая ему возможность спокойно
ознакомиться с ней, понаблюдать за образцом
действий (если таковые есть). Если вы ощущаете
сопротивление ребенка, его нежелание
участвовать в игре, ни в коем случае не
настаивайте. Можно заставить человека
выполнить какие-то действия, но нельзя
заставить играть по-настоящему! Так что
в таких затруднительных случаях старайтесь
проявить творческий подход, чтобы заинтересовать
ребенка и снизить его беспокойство. Для
этого изменяйте правила игры, учитывая
особенности вашего сына или дочери, используйте
наглядный материал, уже знакомый ребенку,
начните играть с кем-то другим, показывая
ребенку пример. Словом, действуйте по
обстоятельствам.
Повышение
самооценки ребенка.
Для достижения успеха в этом деле
необходимо, чтобы взрослый сам видел
достоинства ребенка, относился к нему
с уважением (а не только с любовью) и умел
замечать все его успехи (даже самые маленькие).
Кроме того, взрослый должен часто хвалить
ребенка, и очень важно делать это правильно:
дети всегда должны знать, за что их хвалят,
и понимать, что похвала - это не просто
отражение настроения учителя или родителя,
а оценка его конкретной деятельности.
В отношении учебных дел это выполнить
просто: здесь легко увидеть, что сегодня
буковка получилась красивее, чем вчера,
или в диктанте ошибок уже не пятнадцать,
а всего лишь десять. А вот что касается
поведения или общения, то здесь успехи
детей нелегко бывает оценить даже педагогам.
Поэтому вам лучше заранее продумать,
какие положительные качества у ребенка
уже имеются, а какие ему необходимо приобрести.
Подумайте также, как вы дадите ребенку
знать, что видите его успехи и достоинства?
Если вы мысленно ответили на эти вопросы,
то, значит, достаточно вооружены и готовы
подстраховать ребенка на пути самоизменения.
Теперь смело проводите с ним игры и упражнения,
описанные ниже, и постарайтесь получить
от этого удовольствие, чтобы ваш ребенок
ощущал себя интересной личностью, с которой
приятно общаться.
"Копилка достижений"
Это очень хорошая игра, которая должна
перерасти в привычку видеть и ценить
свои маленькие победы каждый день. Вы
действительно сможете достичь такой,
казалось бы, глобальной цели, если будете
систематически использовать этот игровой
прием. В дальнейшем можно будет заменить
его устным обсуждением своих ежедневных
достижений.
Итак, возьмите какую-нибудь картонную
коробку или вместительную банку и вместе
с ребенком оформите ее так, как ему хотелось
бы, чтобы выглядела копилка его главных
ценностей - маленьких и больших собственных
успехов в жизни. Может быть, на поверхности
этой копилки появятся рисунки, отражающие
предметы, которые как-то связаны с понятием
"успех", или это будут просто симпатичные
узоры. Оставьте выбор за мальчиком или
девочкой. Отдельно приготовьте небольшие
листочки бумаги. А теперь введите правило:
когда ребенок возвращается домой, он
обязательно должен вспомнить и написать
на этом листочке какое-то свидетельство
успеха, которого он достиг за сегодняшний
день. Так, на записочках будут появляться
фразы: "Хорошо прочитала стихотворение
у доски", "Нарисовала отличный рисунок
на тему "Осень", "Сделала подарок
бабушке, который ей очень понравился",
"Все-таки смог написать контрольную
по математике на "пять", хотя боялся"
и многие другие. Эти записи кладутся в
копилку достижений. Важно, чтобы даже
в самом неблагополучном дне ребенок смог
найти что-то, что ему удалось. "Утяжеление"
копилки со временем само по себе наполняет
детей гордостью и большей уверенностью
в своих силах, особенно если родители
и другие члены семьи относятся к его маленьким
победам с уважением (а не с высоты своих
лет и опыта).
К этой копилке можно обращаться, когда
ребенку кажется, что он встретился с непреодолимыми
для него трудностями, или в периоды, когда
его критический взгляд направлен на свои
способности и он видит себя никчемным
неудачником. В такие периоды полезно
вспомнить, что у вашего ребенка есть опыт
преодоления трудностей и достижения
успеха. Это поможет ему настроиться на
позитивный лад.
Примечание. Данную игру можно использовать
сначала для поднятия самооценки ребенка
в целом, а потом для повышения веры в свои
силы в каком-то конкретном деле, например
изучении русского языка в школе. Тогда
в вашей "копилке достижений по русскому
языку" появятся записи типа: "Сразу
запомнила новое правило и поняла тему",
"Хорошо написала изложение - близко
к тексту", "В сочинении сделал всего
одну ошибку" и т. п.
"Закончи предложение"
Сколько бы окружающие ни рассказывали
ребенку о том, какой он замечательный,
самым важным является момент, когда ребенок
примет их мнение и согласится с тем, что
он действительно имеет ряд достоинств
и заслуживает уважения. Так что данная
игра - хороший способ проверить, что же
принял для себя ваш ребенок и как это
отразилось на его самоотношении.
Возьмите мяч. Объясните ребенку правила
игры: вы будете кидать ему мяч и начинать
предложение, а он должен бросить его обратно,
назвав окончание, пришедшее ему на ум.
Все предложения будут касаться ребенка.
Одни и те же "начала" могут прилетать
к ребенку несколько раз, но придуманные
им "окончания" должны различаться.
А теперь кидайте ребенку мяч со словами:
"Я умею...", "Я могу...", "Я хочу
научиться...".
Примечание. Каждое начало предложения
повторяйте несколько раз, чтобы ребенок
осознал, как много он всего умеет, над
чем обычно не задумывался, а ведь когда-то
он этому научился.
Умение расслабляться.
Уметь расслабляться важно всем детям,
но для тревожных ребят - это просто необходимость,
потому что состояние тревоги сопровождается
зажимом различных групп мышц.
Обучить ребенка расслаблению - не
такая простая задача, какой она кажется
на первый взгляд. Дети хорошо знают, что
такое сесть, встать, пробежаться, но что
значит расслабиться - им не совсем понятно.
Поэтому в основу некоторых игр для релаксации
положен самый простой способ обучения
этому состоянию. Он заключается в следующем
правиле: после сильного напряжения мышц
само собой следует их расслабление.
Кроме этого принципа в нижеописанных
играх используется и способность детей
к фантазированию. Здесь нам помогает
гармония души и тела: когда ребенок представляет
себе что-нибудь очень приятное и спокойное,
то его тело тоже расслабляется. Однако
этот метод хорошо работает только с детьми,
достигшими старшего дошкольного возраста,
а первый можно применять в любые возрастные
периоды.
Помимо специальных игровых упражнений
на релаксацию хорошо использовать тактильный
контакт с ребенком, также полезен массаж
и просто растирание тела.
"Драка"
Эта игра поможет ребенку расслабить
мышцы нижней части лица и кистей рук,
а также снять эмоциональное напряжение
и частично выразить агрессию, которую
тревожные дети стараются никогда не выплескивать.
Помогите ребенку представить такую
ситуацию. Они с другом поссорились. Он
страшно разозлился. Сейчас ему очень
хочется задать другу хорошую трепку.
Поэтому его кулаки крепко сжимаются,
даже косточки побелели (пусть ребенок
изобразит это, с силой сжав кулаки). Челюсти
сомкнуты, в них чувствуется напряжение.
(Это напряжение должен почувствовать
ваш ребенок, сильно сжав зубы ) От волнения
перед дракой ребенок даже дыхание затаил
(попросите его в этом состоянии задержать
дыхание на несколько секунд). И тут посмотрел
мальчик (девочка) на своего друга и вспомнил,
как тот его однажды выручил. Может быть,
не стоит драться? Выдохнул ребенок и расслабился
(пусть ваш ребенок сделает то же самое).
Вот теперь все вопросы можно решать спокойно.
Примечание. Как вы, наверное, уже догадались,
эту игру полезно использовать не только
с тревожными, но и с агрессивными детьми.
Для них здесь есть важный коррекционный
момент: радость расслабления (физическая
и эмоциональная) связывается с решением
не драться, а решать конфликты мирным
путем.