Контрольная работа по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Память - психический процесс, проявляющийся в способности человека сохранять прошлый опыт, а также в возможности его повторного использования в своей жизни и деятельности. Память - это следовое психическое отражение прошлого. Она дает возможность увязать в единый процесс прошлое, настоящее и будущее. Благодаря памяти человек впитывает опыт предшествующих поколений, приобретает новые знания, умения и навыки.

Содержание работы

Понятие о памяти. Виды памяти и их развитие в трудовой деятельности. Движущие силы развития личности. (Стр. 3-5)

Самосознание и самовоспитание личности современного специалиста. (Стр. 6-8)

Содержание, структура, цели и функции делового общения. Особенности общения по «горизонтали» и «вертикали». (Стр. 9-12)

Список использованной литературы. (Стр. 13)

Файлы: 1 файл

Домашняя контрольная работа.docx

— 35.08 Кб (Скачать файл)

   Содержание.

 

      1. Понятие о памяти. Виды памяти и их развитие в трудовой деятельности. Движущие силы развития личности. (Стр. 3-5)

 

      1. Самосознание и самовоспитание  личности современного специалиста. (Стр. 6-8)

 

      1. Содержание, структура, цели и функции делового общения. Особенности общения по «горизонтали» и «вертикали». (Стр. 9-12)

 

      1. Список использованной литературы. (Стр. 13)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Память - психический процесс, проявляющийся в способности человека сохранять прошлый опыт, а также в возможности его повторного использования в своей жизни и деятельности. Память - это следовое психическое отражение прошлого. Она дает возможность увязать в единый процесс прошлое, настоящее и будущее. Благодаря памяти человек впитывает опыт предшествующих поколений, приобретает новые знания, умения и навыки.

Памятью человек пользуется постоянно. Она играет большую роль в сохранении его индивидуально-личностных и  деловых характеристик. Человек, полностью  лишенный способности запечатлеть, сохранить, узнать и воспроизвести свой прошлый опыт, фактически перестает быть личностью.

 Таким образом, память - это  совокупное психическое отражение  прошлого взаимодействия человека  с действительностью, информационный  фонд его жизнедеятельности. Память - процесс организации и сохранения  человеком своего прошлого опыта,  позволяющий его повторное использование в деятельности.

Основаниями для выделения различных видов памяти служат: 
1. характер психической активности;  
2. степень осознанности запоминаемой информации (образов); 
3. характер связи с целями деятельности;  
4. продолжительность сохранения образов.

 По характеру  психической активности память подразделяют на: 
а) образную; 
б) двигательную; 
в) эмоциональную; 
г) словесно-логическую.

 Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В образной памяти выделяют:

- зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету);

- слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя);

- вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов);

- обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра);

- тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло комнатной отопительной батареи.

 Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.

 Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать - необходимое условие психического здоровья человека.

 Словесно-логическая, или семантическая, память -это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую. О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания. Логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями.

 По степени осознанности запоминаемой информации различают: 
а) имплицитную;  
б) эксплицитную память.

Имплицитная память - это память на материал, который человек не осознает. Процесс запоминания идет неявно, скрытно, независимо от сознания, недоступно непосредственному наблюдению.

Эксплицитная память базируется на сознательном использовании полученных ранее знаний. Для решения какой-либо задачи они извлекаются из сознания на основе припоминания, узнавания и т.п.

 По характеру связи с целями деятельности различают: 
а) произвольную память;  
б) непроизвольную память.

Непроизвольная память - след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает.

 Произвольная память - намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов.

 По продолжительности сохранения образов различают: 
а) мгновенную (сенсорную) память;  
б) кратковременную память;  
в) оперативную память;  
г) долговременную память.

 Мгновенная (сенсорная) память - это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидности этой памяти:

 - иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза, затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного и составит содержание этого вида памяти);

 - эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя).

 Кратковременная (рабочая) память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.

 Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций).

 Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга. Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.

 Все виды памяти, относящиеся  к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой.

Постоянная деятельность человека связана с его профессией, а  значит тип памяти, формирующийся  в этой деятельности, называется профессиональной памятью. У художников бывает фотографическая  зрительная память - один раз взглянув на пейзаж, они могут точно воспроизвести  его по памяти. У музыкантов - исключительная слуховая память, они могут подбирать музыку на слух. Пекарь «руками» помнит форму булочек, которые выпекает, и может их делать не глядя. У людей, трудовая деятельность которых связана с вычислением (бухгалтер, экономист, продавец, математик и т.д.), пальцы рук помнят расположение клавиш на калькуляторе. Кроме этого, люди с подобными профессиями, хорошо помнят методики различных подсчётов, применяющихся в их профессии. Во многих профессиях требуются разные виды памяти одновременно, и всё же можно отметить, что людям, работающим в системе «человек - техника» требуется хорошая зрительно-двигательная память и другие разновидности образной памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Движущие силы развития личности - противоречия и иные психологические феномены, подталкивающие индивида к развитию, самосовершенствованию.

Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий. Они обусловливаются  ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудачами, нарушениями  равновесия между индивидом и  обществом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный  характер (например, конфликты между  ребенком и родителями), сами по себе еще не становятся двигателем развития. Вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу, они становятся источником его активности, направленной на разрешение внутреннего противоречия путем выработки новых способов поведения. Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, кризисные явления, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, и болезненные ее нарушения, психоневрозы.

Одним из основных внутренних противоречий, по-своему проявляющимся на различных  этапах развития личности, является расхождение  между возникающими у нее новыми потребностями и достигнутым  уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. В общественных условиях жизни личности первая сторона  опережает вторую. В развитии личности постоянно возникают противоречия между достигнутым ею уровнем  психического развития и образом  ее жизни, занимаемым местом в системе  общественных отношений, выполняемыми общественными функциями. Личность перерастает свой образ жизни, и  он отстает от ее возможностей, не удовлетворяет  ее. Растущая личность стремится к  новому положению, новым видам общественно  значимой деятельности (в школе или  вне ее) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития.

Обучение и воспитание содействуют  не только успешному преодолению  возникающих в жизни личности внутренних противоречий, но и их возникновению. Воспитание ставит перед личностью  новые цели и задачи, которые осознаются, принимаются или отвергаются  ею, становятся (или не становятся) целями и задачами ее собственной деятельности. Возникают расхождения между  ними и сложившимися у личности средствами их достижения, побуждающие ее к  самодвижению. Создавая оптимальные  меры этих расхождений, обучение и воспитание успешно формируют новые действия и необходимые для них мотивы, помогают личности находить соответствующие  требованиям общества и ее собственным  идеалам формы проявления своего стремления к самостоятельности, к  самоутверждению.

Сегодня,  меняются общественные отношения, формирующаяся действительность предъявляет  спрос на грамотных людей, способных  адекватно оценивать социокультурный  процесс и свою роль в нем, обладающих необходимыми знаниями в профессиональной деятельности. Высокие и быстроменяющиеся требования предъявляются уже не только к технике и технологиям, но, прежде всего, к людям, создающим их и управляющим ими.

Современный этап развития общества выявил много противоречий связанных  с профессиональной подготовкой  будущих специалистов. Это касается наличия у личности развитого профессионального самосознания, являющегося регулирующим инструментом профессионального развития. Формирование личности будущего специалиста и содействие становлению его профессионального самосознания и самовоспитания относятся к важнейшим задачам профессиональной подготовки.

Самосознание — свойство личности. Это осознание человеком самого себя, своих взаимоотношений с другими людьми, мотивов поведения своих действий и поступков, своих личностных качеств. Самосознание тесно связано с самооценкой, с анализом результатов своей деятельности, с учетом оценки себя окружающими. Самосознание помогает каждому заниматься самосовершенствованием, самообразованием и самовоспитанием. Наиболее типичные недостатки в самосознании человека — субъективизм, предвзятость, снисходительность, недостаточная самокритичность. Самосознание — не только рациональный, но и эмоциональный процесс, нередко неосознаваемое отношение к себе. Большую роль играет самосознание в профессиональном становлении личности.

Профессиональное самосознание рассматривается, как осознание человеком своей принадлежности к профессиональной группе, как процесс анализа человеком самого себя в рамках профессиональной деятельности, как деятельность личности по осознанию своего собственного соответствия избранной профессии, как избирательная деятельность самосознания, направленная на собственное профессиональное самоопределение. С.В. Кошелева пришла к выводу, что профессиональное самосознание - это осознание и целостная оценка специалистом себя, процесса и результата своей профессиональной деятельности. Т.Н. Фам определяет профессиональное самосознание как средство саморегуляции личности, выражающееся в осознании собственных психических особенностей, анализе себя как субъекта деятельности, осознании и оценке системы отношений.

В настоящее время профессиональная компетентность имеет колоссальное значение, как ведущее качество специалиста  любой области знаний, науки и  искусства во всем мире. В условиях современной ситуации на рынке труда профессиональная компетентность обеспечивает успех в работе и построении карьеры в рамках любой профессии.

Информация о работе Контрольная работа по психологии