Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 13:07, контрольная работа
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» («психэ» – душа, «логос» - понятие, учение). В научном употреблении термин «психология» впервые появился в XVIII веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических явлений, то есть таких, которые человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. В дальнейшем, область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.
1 Предмет, объект и методы психологии.
2 Эмоции и чувства
3 Психика, поведение и деятельность.
4 Социальное влияние: суггестия, конформизм, нонконформизм.
5 Общение как восприятие: идентификация, эмпатия, рефлексия.
6 Основные этапы развития педагогики.
В Древнем Риме возник
особый интерес к проблемам
В средние века проблемы
воспитания разрабатывались философами-
Стремление к освобождению человеческой мысли от религиозных догматов, возрождение интереса к самому человеку в его повседневной деятельности, характерное для эпохи разложения феодального общества и зарождения капиталистических общественных отношений (14-16 вв.), отразились и на педагогических воззрениях. В различных по жанру сочинениях гуманистов эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень и др.) выдвигались идеи всестороннего и гармоничного развития духовных и физических сил человека, светского образования на базе усвоения культурного наследия античного мира и достижений бурно развивавшихся в тот период научных знаний.
В начале ХVII века педагогика
была вычленена из системы философского
знания английским философом и
Новый и основной этап истории педагогики как целостной теории воспитания человека начинается с эпохи первых буржуазных революций в Европе и связан с именем чешского мыслителя Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.), который, обобщив и теоретически осмыслив практику европейского воспитания, создал стройную педагогическую систему. Коменский - отец современной педагогики, он создал свой знаменитый труд "Великая дидактика", в котором разработал основные вопросы теории и организации учебной работы и воспитания, а в книге "Материнская школа" изложил свои взгляды на нравственное и семейное воспитание детей.
Дидактика, школоведение, теория воспитания и педагогическая психология впервые в истории педагогической мысли обрели в "Великой дидактике" свой предмет и составили в совокупности особую науку, прежде не существовавшую в качестве самостоятельной области знания. Эта наука представлена здесь целостно: выделены цели, задачи, содержание, психологические факторы и предпосылки, методы и организационные формы образования, становления и совершенствования способностей личности. Решение этих проблем приобрело статус всеобщего и необходимого, достоверного и доказанного знания, конституирующего законы и, в свою очередь, основывающегося на их непреложности. "Великая дидактика" -- грандиозная система, целостная теория вкупе с ее обоснованием ("философией воспитания").
Метод учения, который предлагал Коменский, не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки "без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя". Это положение Коменского, конечно, не следует понимать буквально: он предусматривал для учащихся систематический учебный труд в классе и выполнение ими систематически домашних заданий. Однако при этом вся работа, выполняемая школьниками, должна была соответствовать уровню их развития, природным склонностям и интересам, направленным на познание окружающего мира. Коменский считал, что если содержание и методы обучения отвечают детским возможностям, их любознательности, то и весь учебный труд воспринимается детьми радостно, с искренним удовольствием.
Новаторство Коменского беспрецедентно: в "Великой дидактике" он не только систематизировал педагогику, не только синтезировал в соответствии со своей пансофической концепцией лучшее из педагогической мысли прошлого -- он впервые решил ряд вопросов, бывших предметом вековых, эпохальных споров; он впервые поставил ряд важнейших задач, впервые дал теоретическое обоснование педагогических норм.
Коменский явился основоположником
классно-урочной системы
Начиная с эпохи Английской буржуазной революции 17 веке в развитии педагогической мысли можно выделить два основных течения: с одной стороны, продолжала сохранять господствующее положение клерикально-феодальная концепция воспитания, с другой - начинает складываться новая, буржуазная трактовка воспитания как средства формирования деятельного человека, подготовки его к жизненной борьбе за собственное благополучие. Яркое выражение новые идеалы воспитания получили в трудах английского философа-просветителя Дж.Локка, выдвинувшего на первый план проблемы нравственного и физического воспитания и явившегося родоначальником утилитаристского подхода к образованию и обучению. В 18 веке опираясь на учение Локка о природном равенстве людей, передовые французские мыслители развивали положение о решающей роли воспитания и среды в формировании личности. Дидро, в частности, одной из основных задач воспитания считал развитие индивидуальности человека. Наибольший вклад внёс Ж.Ж. Руссо, явившийся основоположником концепции естественного, свободного воспитания. Руссо предпринял попытку наметить задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей, исходя из особенностей их физического и духовного развития на различных возрастных этапах, выдвинул требование активизировать методы обучения детей.
Одним из первых педагогов конца 18 - начала 19 вв., оказавшим своими идеями и опытом практической деятельности огромное влияние на все последующее развитие мировой педагогической мысли, был швейцарский педагог-демократ Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) - родоначальник влиятельного направления в педагогике, известного под названием песталоццианства, и который попытался построить теорию воспитания и обучения на базе данных психологии. Опыт и мысли Песталоцци, касавшиеся развития ребёнка в процессе обучения и воспитания, вопросов трудового обучения, методов первоначального обучения чтению, письму, счёту, географии и др., явились стимулом для развития науки о воспитании в 1-й половине 19 в. Песталоцци был первым теоретиком народной школы. В истории мировой педагогики Песталоцци известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы. Существенным отличием Песталоцци от большинства его предшественников было то, что свои педагогические идеи он выводил из практики и старался проверять их действенность в деятельности открывавшихся им самим воспитательно-образовательных учреждений. Первым из них была школа для детей бедняков, которую он открыл в своем маленьком имении Нейгоф, затем в течение одного года он возглавлял приют для детей-сирот в городке Станце, наконец, он руководил воспитательными учреждениями в Бургдофе и Ивердоне. Последние два были школами-интернатами, где одновременно готовились и учителя народных школ. Эти воспитательно-образовательные учреждения приобрели международное признание. Многие известные ученые, учителя различных европейских стран приезжали знакомиться с опытом работы этих школ.
В конце 19 века возникло движение так называемой реформаторской педагогики. Представители ее различных течений ("нового воспитания", "трудовой школы", "движения за художественное воспитание", "педагогики личности" и др.) выступали за свободное развитие индивидуальности каждого ребёнка, разработку новых организационных форм и методов обучения, изменение содержания школьного образования, усиление воспитательного аспекта деятельности школы.
Педагогика - это результат многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений; многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности, который условно можно разделить на несколько этапов своего развития.