Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 21:25, контрольная работа
Ранние формы религиозных верований. Религия была известна человеку и в доисторические времена. Многочисленные погребения древних людей — неандертальцев достаточно убедительно свидетельствуют, что и тогда существовали ранние формы религии, и в частности особый погребальный культ.
Гипотезы о происхождении языка. Существует ряд гипотез о происхождении языка, но ни одна из них не может быть подтверждена фактами в силу огромной отдаленности события по времени. Они остаются гипотезами, так как их нельзя ни наблюдать, ни воспроизвести в эксперименте.
2/(3)Ранние формы религиозных
верований
Религия
была известна человеку и в доисторические
времена. Многочисленные погребения древних
людей — неандертальцев достаточно убедительно
свидетельствуют, что и тогда существовали
ранние формы религии, и в частности особый
погребальный культ. Религиозные верования
сменивших неандертальцев людей современного
вида были уже более развитые и обнаруживаются
у народов, которые до сих пор сохранили
родоплеменнои строй.
Большинство религиоведов склонны рассматривать тотемизм в качестве
одной из наиболее ранних форм религии
(хотя есть и другие точки зрения) как в
силу его значительной примитивности,
так и потому, что он составляет основу
религиозных представлений аборигенов
Австралии, считающихся весьма примитивным
народом.
Обычно под тотемизмом понимаются
представления, предполагающие наличие
коллективного родства между группой
(например, племенной) людей и определенным
видом животных или растений (иногда —
неодушевленных предметов) Тотем (например,
тотемное животное) рассматривается как
предок данной группы и объект поклонения.
Каждый род носил имя своего тотема. Его
нельзя было убивать и употреблять в пищу.
Тотемные племена верят, что после смерти
каждый человек обращается в животное
своего тотема и что, следовательно, каждое
животное — умерший родственник. Тотему
поклонялись, его умилостивляли, к нему
приобщались. Тотем тщательно оберегали
от врагов и своих общинников, не посвященных
в исполнение обрядов. Все важнейшие этапы
жизненного цикла человека: рождение,
переход из юношей во взрослые, смерть,
— проходили через специальные обряды
посвящения. В процессе этой обрядности
происходила социализация индивида, освоение
обычаев, традиций и ценностей общины.
Важнейшая роль веры у тотемических предков
заключается в том, что в них как бы олицетворена
связь родовой общины с территорией. Тотем
освящает традиционное право данного
рода на его землю и на его угодья. Тотем
— это видимый знак единства и солидарности
первобытного рода. Через тотем почитается
не только животное, но и данный род. Таким
образом, тотемизм — самая ранняя и самая
сильная форма идентификации группы.
Фетишизм
(от порт. Fitico – магическая вещь) - культ
неодушевленных предметов — фетишей,
наделенных, по представлениям верующих,
сверхъестественными свойствами и служащих
объектом религиозного поклонения. Был
распространен у всех первобытных народов.
Сохранившиеся черты — вера в амулеты,
обереги, талисманы. Фетишизм представляет
собой религиозное поклонение не животным,
а конкретным предметам. Фетишем мог стать
любой предмет, почему-либо поразивший
воображение человека: камень необыкновенной
формы или расцветки, зуб животного, кусок
дерева, пенек в лесу. Для того чтобы предмет
превратился в фетиш, должна проявиться
его чудодейственная сила. У первобытного
человека фетиши встречались везде —
на тропинке, у брода, на двери, на шее.
Они предохраняли от болезни, приносили
удачу, наполняли водоемы рыбой, помогали
ловить и наказывать разбойников, придавали
храбрости, приводили в смятение неприятеля.
Фетишизм пережил свою историческую эпоху,
стал элементов более поздней культуры.
Рыцарь брал в крестовый поход платок
или изображение дамы сердца, студент
прячет в карман перед экзаменом какой-то
«счастливый» предмет», бизнесмен или
автогонщик пользуется более дорогими
реликвиями. Отголоски фетишизма можно
найти в уважении знамени полка, государственного
флага, символа клуба, чести мундира.
Анимизм
(от лат. анима — душа, дух) — одухотворение
природных объектов и явлений, приводящее
к тому, что в сознании анимиста весь мир
как бы наполняется духовными существами,
не только действующими в природе, но и
влияющими на человеческую жизнь. Духи
стихий могут быть злыми и доброжелательными,
поэтому в необходимых случаях им делаются
небольшие пожертвования. Отношение духов
непостоянно и может меняться в зависимости
от поведения людей. Этот род религиозных
представлений, признающих наличие некоей
разумной или чувствующей психической
субстанции не только в человеке, но и
в любом живом существе, а также зачастую
и в неодушевленных, по нашим понятиям,
предметах — камнях, деревьях, водоемах
и т.п. К анимизму близок аниматизм, то есть представление
о тотальной, всеобщей одушевленности
как жизненности: все живо, мертвой материи
не существует. Аниматизм отнюдь не остался
достоянием только примитивной религиозности;
в древних цивилизациях он стал объектом
теоретической, философской рефлексии
и под названием «гилозоизм» вошел в историю
философии, существуя в таком виде и в
настоящее время, в частности в научных
и паранаучных теориях, рассматривающих
нашу планету как организм или живое целое.
Анимистические и аниматические представления
присутствуют во многих развитых религиях,
а национальная религия японцев — синтоизм
(«путь богов») в значительной степени
базируется на них.
Более сложной формой религиозного
сознания и деятельности является идололатрия
(от греч. eidolon — образ, подобие). Ее формальный
признак, отличающий от анимизма, тотемизма,
фетишизма, — наличие идола в качестве
главного объекта почитания, поклонения
и служения. Это этап зрелого политеизма
(многобожия), обладающего собственной
развитой мифологией, культом, нравственными
требованиями. Яркой иллюстрацией могут
быть многочисленные пантеоны богов древних
греков, римлян, имеющие жесткую иерархическую
структуру. Обычно объектом обожествления
является не сам физический облик, но духовное
существо, изображением, символом которого
является данный идол.
Существует ряд гипотез о происхождении языка, но ни одна из них не может быть подтверждена фактами в силу огромной отдаленности события по времени. Они остаются гипотезами, так как их нельзя ни наблюдать, ни воспроизвести в эксперименте.
Гипотезы нового
времени
Гипотезы в духе античной теории
«Фюсей»
Язык возник из подражания звукам природы. Ироничное название этой гипотезы: теория «гав-гав».
Эту теорию стоиков возродил немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646-1716). Он подразделял звуки на сильные, шумные (напр, звук «р») и мягкие, тихие (напр., звук «л»). Благодаря подражанию впечатлениям, которые на них производили вещи и животные, возникли и соответствующие слова («рык», «ласка»). Но современные слова, по его мнению, отошли от первоначальных звучаний и значений. Напр., «лев» (Lоеwе) имеет мягкое звучание из-за быстроты бега (Lauf) этого хищника.
Эмоциональные выкрики от радости, страха, боли и т.д. привели к созданию языка. Ироничное название этой гипотезы: теория «тьфу-тьфу».
Шарль де Бросс (1709-1777), французский писатель-энциклопедист, наблюдая за поведением детей, обнаружил, как первоначально лишенные смысла детские восклицания, переходят в междометия, и решил, что первобытный человек прошел ту же стадию. Его вывод: первые слова человека - это междометия.
Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780), французский философ,
полагал, что язык возник из потребности
взаимопомощи людей. Его создал ребенок,
так как ему нужно сказать матери больше,
чем мать должна сказать ему. Поэтому первоначально
языков было больше, чем индивидуумов.
Кондильяк выделял три вида знаков: а)
случайные, б) естественные (природные
крики для выражения радости, страха и
т.д.), в) избранные самими людьми. Крики
сопровождались жестом. Затем люди стали
использовать слова, которые первоначально
были только существительными. При этом
первоначально одно слово выражало целое
предложение.
Французский писатель и философ Жан Жак Руссо
(1712-1778) считал, что «первые жесты были
продиктованы потребностями, а первые
звуки голоса - исторгнуты страстями…
Естественное действие первых потребностей
состояло в отчуждении людей, а не в их
сближении. Именно отчуждение способствовало
быстрому и равномерному заселению земли
[…] источник происхождения людей […] в
душевных потребностях, в страстях. Все
страсти сближают людей, тогда как необходимость
сохранения жизни вынуждает их избегать
друг друга. Не голод, не жажда, а любовь,
ненависть, жалость и гнев исторгли у них
первые звуки. Плоды не прячутся от наших
рук; ими можно питаться в безмолвии; молча
преследует человек добычу, которой он
хочет насытиться. Но чтобы взволновать
юное сердце, чтобы остановить несправедливо
нападающего, природа диктует человеку
звуки, крики, жалобы. Это самые древние
из слов и вот почему первые языки были
напевными и страстными, прежде чем стали
простыми и рассудочными […]».
Английский натуралист Чарльз Дарвин (1809-1882) считал, что звукоподражательная
и междометная теории - это два основных
источника происхождения языка. Он обратил
внимание на большие способности к подражанию
у обезьян, наших ближайших родственников.
Он также полагал, что у первобытного человека
во время ухаживаний возникали «музыкальные
кадансы», выражающие различные эмоции
- любовь, ревность, вызов сопернику.
Язык - естественный организм, возникает самопроизвольно, имеет определенный срок жизни и умирает как организм. Выдвинул эту гипотезу немецкий лингвист Август Шлейхер (1821-1868) под влиянием дарвинизма, то есть учения, определяющего ведущую роль естественного отбора в биологической эволюции. Но первые корни слов возникли, по его мнению, как результат звукоподражания.
Гипотезы в духе античной теории «тесей»
Язык появился в ходе коллективной работы из ритмичных трудовых выкриков. Выдвинул гипотезу Людвиг Нуаре, немецкий ученый второй половины XIX века.
Труд создал человека, а одновременно с этим возник и язык. Теорию выдвинул немецкий философ Фридрих Энгельс (1820-1895), друг и последователь Карла Маркса.
Гипотеза спонтанного скачка
По этой гипотезе язык возник
скачком, сразу же с богатым словарем
и языковой системой. Высказывал гипотезу
немецкий лингвист Вильгельм Гумбольдт
(1767-1835): «Язык не может возникнуть иначе
как сразу и вдруг, или, точнее говоря,
языку в каждый момент его бытия должно
быть свойственно все, благодаря чему
он становится единым целым… Язык невозможно
было бы придумать, если бы его тип не был
уже заложен в человеческом рассудке.
Чтобы человек мог постичь хотя бы одно
слово не просто как чувственное побуждение,
а как членораздельный звук, обозначающий
понятие, весь язык полностью и во всех
своих взаимосвязях уже должен быть заложен
в нем. В языке нет ничего единичного, каждый
отдельный элемент проявляет себя лишь
как часть целого. Каким бы естественным
ни казалось предположение о постепенном
образовании языков, они могли возникнуть
лишь сразу. Человек является человеком
только благодаря языку, а для того, чтобы
создать язык, он уже должен быть человеком.
Первое слово уже предполагает существование
всего языка».
В пользу этой на первый взгляд странной
гипотезы также говорят скачки в возникновении
биологических видов. Например, при развитии
от червей (появившихся 700 миллионов лет
назад) до появления первых позвоночных
- трилобитов требовалось бы 2000 миллионов
лет эволюции, но они появились в 10 раз
быстрее в результате какого-то качественного
Язык - вторая сигнальная
система
Мышление животных - на уровне первой сигнальной
системы, то есть системы непосредственного
восприятия действительности, создаваемой
органами чувств. Это прямые конкретные
сигналы.
Мышление человека - на уровне второй сигнальной
системы. Она создается не только органами
чувств, но и мозгом, который превращает
данные органов чувств в сигналы второго
порядка. Эти вторые сигналы - сигналы
сигналов.
Вторая сигнальная система, т.е. речь, представляет
собой отвлечение от действительности
и допускает обобщение.
3/(2) особенности мифологического мышления
Всякий
человек, живущий в Мифе, относится к миру
как к единому целому. Такова основная
черта, отличающая сознание мифологическое
от нашего, обыденного и прагматичного.
Вне мира не существует ничего. Следовательно,
и человек не существует вне мира. Однако
мир человека — не только всё окружающее,
это ещё и род, и земля, где он рождён. Человек
вне рода — не человек. Он даже не животное,
ибо всякое животное тоже существует внутри
своего рода. Человек, не способный перечислить
своих предков до четвёртого колена, достоин
осмеяния. Человек, не гордящийся своими
славными предками, не достоин доброго
слова. Род человека неотделим от мира.
Род человека — это и славные предки тоже,
но главное — это родовая удача, это все
те, кто стоят за спиной героя и поддержат
его в трудное время. Поэтому любой человек
Мифа, отвечая на вопрос “Как тебя зовут?”,
скажет: “Люди зовут меня таким-то из рода
таких-то, из земли такой- то”.
Мифологическое осознание мира обладает
рядом особенностей, многие из которых
ярко проявляются и во многих наших современниках,
и в нас тоже есть элементы мифологического
мировосприятия. Отмечу основные особенности.
1. Целостность мифологического сознания
заключается в том, что для него в природе
не существует «белых пятен». Любое явление
окружающей среды, любые процессы, происходящие
с самим человеком, можно объяснить при
помощи какой-либо истории-«объяснялки».
Главное условие – чтобы в эту историю
верили.
2.Отсутствие деления на «естественное»
и «сверхъестественное».
3. Относительность морально-этических
понятий.
4. Символическое мышление.
5.Вера в магию.
В общем, человек с доминирующим мифологическим
сознанием живет в довольно понятном для
него мире. В мире, где все можно объяснить,
даже если нет никакой информации. И это
оказывает очень успокаивающий эффект.
Человек с мифологическим сознанием не
скажет: «я не знаю». Потому что он может
объяснить все.