Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:08, контрольная работа
Игра – вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Играть дети начинают с момента рождения. С возрастом игры усложняются. Для детей игры имеют преимущественно развивающее значение. У взрослых игра не является ведущей деятельностью, а служит средством общения и разрядки.
1. Что объединяет и что отличает труд, учение и игру как основные виды деятельности человека 3
2. Назовите специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности. Раскройте отличие мышления от чувственного познания. 5
3. Чем талант человека отличается от мастерства? 7
Список использованной литературы 8
1. Что объединяет и
что отличает труд, учение и
игру как основные виды
2. Назовите специфические
особенности мышления как
3. Чем талант человека отличается от мастерства? 7
Список использованной литературы 8
Игра – вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Играть дети начинают с момента рождения. С возрастом игры усложняются. Для детей игры имеют преимущественно развивающее значение. У взрослых игра не является ведущей деятельностью, а служит средством общения и разрядки.
Учение – это деятельность, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть как организованным в специальных учреждениях, так и неорганизованным и осуществляться спонтанно, при осуществлении других видов деятельности.
Учение, организуемое, направляемое взрослыми, называется обучением. Из индивидуального и самостоятельного учения этот процесс превращается в обучение - двусторонний целенаправленный процесс, одной стороной которого является учение, а другой - преподавание.
Труд – это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека. По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность можно разделить на несколько видов: физический труд; интеллектуальный труд; духовный труд. Только в труде – физическом, интеллектуальном и душевном - человек становится личностью.
Объединяют труд, учение и игру следующие признаки.
Неотделимость. Например, труд человека всегда содержит элементы учения и игры.
Общность целей. Цели игры, труда и обучения не противоречат друг другу. Более того, достижение целей одного вида является условием достижения целей в других видах деятельности. Например, чтобы хорошо приготовить котлеты надо научиться их готовить.
Отличают труд, учение и игру следующие признаки.
Направленность.
Игра – направленность на получение удовольствия от самого процесса.
Учение – познавательная направленность.
Труд – направленность на результат.
Труд имеет первичный характер, а учение и игра - вторичный. Учатся для того чтобы уметь трудиться. А играют для того чтобы получать удовольствие от труда и учения. Если оторвать игру от труда и обучения, она принимает негативный характер (например, азартные игры).
Психологическое исследование
природы мышления исходит из различения
чувственного и рационального познания.
Для ориентации человека в природном
и социальном мире недостаточно лишь
чувственного восприятия. Во-первых, сущность
предметов и явлений
Таким образом, основное отличие мышления от чувственного познания заключается в том, что мышление раскрывает то, что непосредственно не дано в восприятии.
Основная задача мышления
заключается в выявлении
В процессе мышления субъект использует различного рода средства, выработанные человечеством с целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального мира: практические действия, модели, схемы, символы, знаки, язык и др. Опора на культурные средства характеризует такую особенность мышления, как его опосредованность.
Таким образом, специфическими особенностями мышления как высшей формы познавательной деятельности являются обобщенность и опосредованность.
Мышление – процесс
Важно отметить еще две особенности мышления:
Связь мышления с действием. С.Л. Рубинштейн писал: «Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие – мышлением; действие – это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления – это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и действием выявляется»;
Связь мышления с речью. Человеческое мышление – это речевое мышление. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование специфически человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.
Роль речи в развитии человека характеризуется четырьмя взаимосвязанными признаками:
мыслительный акт является социальным, «разделенным» между людьми, и для его осуществления необходима речь как средство коммуникации;
мышление является процессом, опосредствованный устной и письменной речью, т.е. средствами закрепления и передачи общественно-исторического опыта;
при помощи речи человек может сознательно управлять мыслительным процессом, организовывать совместную мыслительную деятельность;
мышление как высшая психическая функция обладает системным строением, и именно речь является тем основным «инструментом», с помощью которого эта система организуется и существует как единое психическое образование.
Талант – определённые врожденные способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.
Мастерство – владение навыками, в какой-либо области, высокое искусство выполнения чего-либо.
Отличия таланта и мастерства заключаются в следующем.
Основой таланта являются врожденные качества, а основой мастерства – приобретенные качества. Талант – это дар Божий, а мастерству человек учится. Например, музыкальный слух и тембр голоса – это врожденные качества, а умение использовать музыкальный слух и тембр голоса – это мастерство, которое приходит к вокалисту в результате длительных репетиций и выступлений.
Талант опирается на спонтанность, мастерство – на рациональность. Мастер, перед тем как приступить к работе, тщательно обдумывает дальнейшие действия. Талантливый человек, перед тем как обдумать дальнейшие действия, садится за работу.
Талант (если он есть) уже не уйдет от человека, а мастерство требует постоянного совершенствования. Например в шахматах, Бобби Фишер – это талант, а Анатолий Карпов – это мастерство. Фишер в 1972 году отдал без боя шахматную корону Карпову. После этого Фишер ушел из шахмат. А Карпов постоянно тренировался и участвовал (очень удачно) на соревнованиях. На мой взгляд, если бы состоялся матч между Фишером и Карповым в 1982 году, Фишер победил бы. А в 1992 году Фишер без подготовки разгромил Бориса Спасского (10:5), после 20 лет ухода из шахмат.
Мастерство всегда продуктивно и положительно, а талант может быть негативным и разрушительным. Известно много случаев, когда человек не имея исключительных способностей, достигал вершин мастерства в выбранной сфере (спорте, искусстве, творчестве). В то же время талант погубил шахматную карьеру Бобби Фишера, поломал ему судьбу.