Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:08, контрольная работа

Описание работы

Игра – вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Играть дети начинают с момента рождения. С возрастом игры усложняются. Для детей игры имеют преимущественно развивающее значение. У взрослых игра не является ведущей деятельностью, а служит средством общения и разрядки.

Содержание работы

1. Что объединяет и что отличает труд, учение и игру как основные виды деятельности человека 3
2. Назовите специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности. Раскройте отличие мышления от чувственного познания. 5
3. Чем талант человека отличается от мастерства? 7
Список использованной литературы 8

Файлы: 1 файл

Психология (Н).docx

— 23.80 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Что объединяет и  что отличает труд, учение и  игру как основные виды деятельности  человека 3

2. Назовите специфические  особенности мышления как высшей  формы познавательной деятельности. Раскройте отличие мышления от  чувственного познания. 5

3. Чем талант человека  отличается от мастерства? 7

Список использованной литературы 8

 

 

 

 

 

 

1. Что объединяет  и что отличает труд, учение  и игру как основные виды  деятельности человека

Игра – вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Играть дети начинают с момента рождения. С возрастом игры усложняются. Для детей игры имеют преимущественно развивающее значение. У взрослых игра не является ведущей деятельностью, а служит средством общения и разрядки.

Учение – это деятельность, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть как организованным в специальных учреждениях, так и неорганизованным и осуществляться спонтанно, при осуществлении других видов деятельности.

Учение, организуемое, направляемое взрослыми, называется обучением. Из индивидуального и самостоятельного учения этот процесс превращается в обучение - двусторонний целенаправленный процесс, одной стороной которого является учение, а другой - преподавание.

Труд – это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека. По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность можно разделить на несколько видов: физический труд; интеллектуальный труд; духовный труд. Только в труде – физическом, интеллектуальном и душевном - человек становится личностью.

Объединяют труд, учение и игру следующие признаки.

Неотделимость. Например, труд человека всегда содержит элементы учения и игры.

Общность целей. Цели игры, труда и обучения не противоречат друг другу. Более того, достижение целей одного вида является условием достижения целей в других видах деятельности. Например, чтобы хорошо приготовить котлеты надо научиться их готовить.

Отличают труд, учение и игру следующие признаки.

Направленность.

Игра – направленность на получение удовольствия от самого процесса.

Учение – познавательная направленность.

Труд – направленность на результат.

Труд имеет первичный характер, а учение и игра - вторичный. Учатся для того чтобы уметь трудиться. А играют для того чтобы получать удовольствие от труда и учения. Если оторвать игру от труда и обучения, она принимает негативный характер (например, азартные игры).

 

 

 

2. Назовите специфические  особенности мышления как высшей  формы познавательной деятельности. Раскройте отличие мышления от  чувственного познания.

Психологическое исследование природы мышления исходит из различения чувственного и рационального познания. Для ориентации человека в природном  и социальном мире недостаточно лишь чувственного восприятия. Во-первых, сущность предметов и явлений непосредственно  не совпадает с их внешним обликом, доступным восприятию. Во-вторых, сложные  явления природного и социального  мира недоступны восприятию – они  не выражены в наглядных свойствах. В-третьих, восприятие ограничено отражением предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия  на органы чувств человека, с помощью  восприятия невозможно познать то, что уже случилось (прошлое), и  то, чего еще нет (будущее).

Таким образом, основное отличие мышления от чувственного познания заключается в том, что мышление раскрывает то, что непосредственно не дано в восприятии.

Основная задача мышления заключается в выявлении существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях посредством  отделения их от случайных совпадений во времени и пространстве. В процессе мышления осуществляется переход от единичного к общему. Таким образом, мышлению свойственно обобщенное отражение  действительности.

В процессе мышления субъект  использует различного рода средства, выработанные человечеством с целью  проникновения в существенные связи  и отношения предметного и  социального мира: практические действия, модели, схемы, символы, знаки, язык и  др. Опора на культурные средства характеризует  такую особенность мышления, как  его опосредованность.

Таким образом, специфическими особенностями мышления как высшей формы познавательной деятельности являются обобщенность и опосредованность.

Мышление – процесс обобщенного  и опосредованного отражения  действительности в ее существенных связях и отношениях.

Важно отметить еще две  особенности мышления:

Связь мышления с действием. С.Л. Рубинштейн писал: «Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие – мышлением; действие – это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления – это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и действием выявляется»;

Связь мышления с речью. Человеческое мышление – это речевое мышление. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование специфически человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.

Роль речи в развитии человека характеризуется четырьмя взаимосвязанными признаками:

мыслительный акт является социальным, «разделенным» между  людьми, и для его осуществления  необходима речь как средство коммуникации;

мышление является процессом, опосредствованный устной и письменной речью, т.е. средствами закрепления и передачи общественно-исторического опыта;

при помощи речи человек может сознательно управлять мыслительным процессом, организовывать совместную мыслительную деятельность;

мышление как высшая психическая  функция обладает системным строением, и именно речь является тем основным «инструментом», с помощью которого эта система организуется и существует как единое психическое образование.

 

 

3. Чем талант  человека отличается от мастерства?

Талант – определённые врожденные способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.

Мастерство – владение навыками, в какой-либо области, высокое искусство выполнения чего-либо.

Отличия таланта и мастерства заключаются в следующем.

Основой таланта являются врожденные качества, а основой мастерства –  приобретенные качества. Талант – это дар Божий, а мастерству человек учится. Например, музыкальный слух и тембр голоса – это врожденные качества, а умение использовать музыкальный слух и тембр голоса – это мастерство, которое приходит к вокалисту в результате длительных репетиций и выступлений.

Талант опирается на спонтанность, мастерство – на рациональность. Мастер, перед тем как приступить к работе, тщательно обдумывает дальнейшие действия. Талантливый человек, перед тем как обдумать дальнейшие действия, садится за работу.

Талант (если он есть) уже не уйдет  от человека, а мастерство требует  постоянного совершенствования. Например в шахматах, Бобби Фишер – это талант, а Анатолий Карпов – это мастерство. Фишер в 1972 году отдал без боя шахматную корону Карпову. После этого Фишер ушел из шахмат. А Карпов постоянно тренировался и участвовал (очень удачно) на соревнованиях. На мой взгляд, если бы состоялся матч между Фишером и Карповым в 1982 году, Фишер победил бы. А в 1992 году Фишер без подготовки разгромил Бориса Спасского (10:5), после 20 лет ухода из шахмат.

Мастерство всегда продуктивно  и положительно, а талант может  быть негативным и разрушительным. Известно много случаев, когда человек не имея исключительных способностей, достигал вершин мастерства в выбранной сфере (спорте, искусстве, творчестве). В то же время талант погубил шахматную карьеру Бобби Фишера, поломал ему судьбу.

Список использованной литературы

  1. Дружинин В.Н. Психология общих  способностей. – СПб.: Нева, 2012. – 173 с.
  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Вывсшая школа, 2012. – 488 с
  3. Кавецкий И.Т., Рыжковская Т.Л. Основы психологии и педагогики. – Минск.: Изд-во МИУ, 2010. – 364 с.
  4. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. – М.: 2007, – 227 с.

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"