Контрольная работа по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:12, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по психологии.

Файлы: 1 файл

РТ психология.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Тема 1.Психологии как наука, практика, профессия.

Тема 2. Развитие психике.

 

Задание 1. Дайте определение понятиям «психология», «психика». Перечислите этапы развития психологической науки. Дайте характеристику каждому из них.

 

 

Психология – это наука о  закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

 

Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся  в активном отражении субъектом  объективного мира, в построении субъектом  неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

 

 Этапы развития психологической науки:

 

  1. XVI век - в научном употреблении появился термин «психология». Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением, так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.
  2. XVII—XIX век - сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательные) и деятельность человека.
  3. XX век - психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания.
  4. С XIX века - психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

 

 

 

Задание 2. Охарактеризуйте основные методы психологии.

 

 

  1. Наблюдение – имеет несколько вариантов.  Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.
  2. Опрос - метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Существует несколько вариантов опроса. Устный опрос - этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками.
  3. Тесты - являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Существует два варианта тестов: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
  4. Эксперимент. Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.
  5. Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступное. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

 

 

 

Задание 3. Как связаны между собой психология и социология?

 

Социология и психология находят немало общих интересов  в разработке проблем, связанных  с обществом и личностью, социальными  группами и межгрупповыми отношениями. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В свою очередь психологи широко пользуются традиционными социологическими приемами сбора первичных научных данных: анкетирование и опрос. Есть немало проблем, над решением которых социологи и психологи трудятся вместе и которые в принципе не могут быть решены без участия представителей обеих наук. Это — проблемы отношений между людьми, национальная психология, психология экономики, политики, межгосударственных отношений и ряд других. Сюда же относятся проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования. Всеми этими проблемами в психологии занимаются представители социальной психологии, и примечательно то, что направление научных поисков с аналогичным названием, но с иной проблематикой и методологией исследования существует и в социологии. Существуют некоторые понятия и концепции, которые разрабатываются в социологии и необходимы для углубленного понимания индивидуальной психологии человека. Наиболее известной из теорий, предложенных в русле «социологически ориентированной» социальной психологии, помогающей нам понять, каким образом отдельно взятым человеком приобретаются, поддерживаются и сохраняются определенные формы социального поведения, является теория социального научения. Эта теория в свою очередь выступает как часть социологии и имеет своим предметом социализацию.

Социализацию личности можно определить как процесс  усвоения и воспроизводства индивидом  общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни психологические качества, знания, умения и навыки, в том числе речь и способность по-человечески общаться, взаимодействовать с людьми.

 

 

 

Задание 4. Чем различаются психика и сознание?

 

Психика – системное  свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности.

Определяющими признаками психики являются: отражение, дающее образ предметной среды, в которой действуют живые существа, их ориентация в этой среде и удовлетворения потребности в контактах с нею. Эти контакты в свою очередь по принципу обратной связи контролируют правильность отражения. Благодаря обратной связи производится сопоставление результата действия с образом, возникновение которого опережает этот результат, предваряя его в качестве своеобразной модели действительности.

 

 

Сознание – отражение  субъективного мира, сопутствующее  знание, способность знать, что есть психика, сознание, эмоции. Рефлексия. Мы можем говорить, сознательно контролировать, организовывать. Сознание - высшая форма психики, такое отражение реальности, о котором субъект может дать отчет. Это представление субъектом окружающего мира и себя в нем, необходимое для разумной организации совместной деятельности людей.

 

 

 

Задание 5. Самостоятельно выполните таблицу «Сравнительная характеристика психики животных и  человека»

 

характеристика психики  животных

характеристика психики человека

Обладает врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных — и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. присутствуют с рождения.

Обладает общими врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений, запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. присутствуют с рождения.

Память ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.

Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоритически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации.

Чуть ли не с рождения обладает потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остается спорным. Не присутствует словесно – логическое мышление.

Чуть ли не с рождения обладает потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Наглядно – образное мышление проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Присутствует словесно – логическое мышление.

Первичные эмоции носят  врожденный характер.  У высших животных – антропоидов можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.

Первичные эмоции носят  врожденный характер. Эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного.

Не присутствуют высшие нравственные чувства.

Присутствуют высшие нравственные чувства. В отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.

Можно наблюдать потребность  в общении (контактах с себе подобными и другими живыми существами), альтруизме, доминировании, агрессивности.

Присутствует потребность  в общении, альтруизме, доминировании (мотив власти). Окончательно до сих пор не известно, передаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.

Не имеются специфические  социальные потребности.

Имеются специфические  социальные потребности. Это — духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.


 

 

 

 

Тема 3.Феномен человека в психологии.  Понятие личности в психологии.

Тема 4. Индивидуально-психологические особенности личности.

 

Задание 1.Сравните понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.

Человек – это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформулированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.

 

Индивид – 1) Человек как единственное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт. 2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

 

Личность – 1) как субъект  социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

 

Индивидуальность – человек, характеризуемый  со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие  психики и личности индивида, ее неповторимость.

 

 

 

Задание 2. Дайте характеристику основным этапам становления личности.

 

  1. Раннее младенчество (от рождения до года) – Нормальная линия развития: доверие к людям. Аномальная линия развития: недоверие к людям.
  2. Позднее младенчество (от 1 года  до 3 лет) – Нормальная линия развития: взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. Аномальная линия развития: слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.
  3. Ранее детство (около 3 - 5 лет) – Нормальная линия развития: самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевое поведение. Аномальная линия развития: сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения. У него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность и др.
  4. Среднее детство (от 5 до 11 лет) – Нормальная линия развития: трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу. Аномальная линия развития: чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью.
  5. Половое созревание, подростничество и юность (от 11 до 20 лет) – Нормальная линия развития: жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы — планов на будущее. Самоопределение в вопроса: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости. Аномальная линия развития: путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношения с внешним миром и людьми. Поло-ролевая фиксация. Потеря трудовой активности
  6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет) – Нормальная линия развития: близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью. Аномальная линия развития: изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств.
  7. Средняя взрослость (от 40—45 до 60 лет) – Нормальная линия развития: творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Аномальная линия развития: застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.
  8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет) – Нормальная линия развития: удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Аномальная линия развития: отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала.

 

 

 

Задание 3. Опишите одно из направлений в психологии (гуманистическое направление, бихевиоральное  направление, психоанализ, гештальт-психология, когнитивное направление, феноменологическое направление). Укажите время возникновения, основоположников, представителей и основные положения направления.

 

Гуманистическая психология – направление западной (преимущественно  американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Согласно Гуманистической психологии,устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Олпорт), в особенности творческих (Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального Я (Роджерс). Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала чел-го Я, целостность и силу переживания к-го призвана поддержать особая форма психотерапии Гуманистическая психология, возникла в США в 60-е гг. ее основоположником является Э.Фромм. Представителями данного направления являются Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл.

Основные положения  гуманистической психологии:

  1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью.
  2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт.
  3. Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию.
  4. Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.
  5. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.
  6. Самореализация — это неотъемлемая часть природы человека.
  7. Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо.

 

 

Задание 4. Дайте характеристику типов темперамента. На каждый  тип темперамент приведите в качестве примера героя фильма, мультфильма  или литературного произведения.

 

  1. Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет. Пример: д’Артаньян из фильма «Три мушкетера».
  2. Меланхолический темперамент деятельности свойствен человеку в основном мрачного настроя. Такой человек о<span class="dash04

Информация о работе Контрольная работа по психологии