Тема 1.Психологии как наука, практика, профессия.
Тема 2. Развитие психике.
Задание 1. Дайте определение понятиям
«психология», «психика». Перечислите
этапы развития психологической науки.
Дайте характеристику каждому из них.
Психология – это наука о
закономерностях развития и функционирования
психики как особой формы жизнедеятельности.
Психика – это системное свойство
высокоорганизованной материи, заключающееся
в активном отражении субъектом
объективного мира, в построении субъектом
неотчуждаемой от него картины этого
мира и саморегуляции на этой основе своего
поведения и деятельности.
Этапы развития психологической науки:
- XVI век - в научном употреблении появился термин «психология». Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением, так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.
- XVII—XIX век - сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательные) и деятельность человека.
- XX век - психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания.
- С XIX века - психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.
Задание 2. Охарактеризуйте основные методы психологии.
- Наблюдение – имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.
- Опрос - метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Существует несколько вариантов опроса. Устный опрос - этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками.
- Тесты - являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Существует два варианта тестов: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
- Эксперимент. Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.
- Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступное. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.
Задание 3. Как связаны между собой психология
и социология?
Социология и психология
находят немало общих интересов
в разработке проблем, связанных
с обществом и личностью, социальными
группами и межгрупповыми отношениями. Социология заимствует из социальной
психологии методы изучения личности
и человеческих отношений. В свою очередь
психологи широко пользуются традиционными
социологическими приемами сбора первичных
научных данных: анкетирование и опрос.
Есть немало проблем, над решением которых
социологи и психологи трудятся вместе
и которые в принципе не могут быть решены
без участия представителей обеих наук.
Это — проблемы отношений между людьми,
национальная психология, психология
экономики, политики, межгосударственных
отношений и ряд других. Сюда же относятся
проблемы социализации и социальных установок,
их формирования и преобразования. Всеми
этими проблемами в психологии занимаются
представители социальной психологии,
и примечательно то, что направление научных
поисков с аналогичным названием, но с
иной проблематикой и методологией исследования
существует и в социологии. Существуют
некоторые понятия и концепции, которые
разрабатываются в социологии и необходимы
для углубленного понимания индивидуальной
психологии человека. Наиболее известной
из теорий, предложенных в русле «социологически
ориентированной» социальной психологии,
помогающей нам понять, каким образом
отдельно взятым человеком приобретаются,
поддерживаются и сохраняются определенные
формы социального поведения, является
теория социального научения. Эта теория
в свою очередь выступает как часть социологии
и имеет своим предметом социализацию.
Социализацию личности
можно определить как процесс
усвоения и воспроизводства индивидом
общественного опыта, в результате
которого он становится личностью и приобретает необходимые для
жизни психологические качества, знания,
умения и навыки, в том числе речь и способность
по-человечески общаться, взаимодействовать
с людьми.
Задание 4. Чем различаются психика и сознание?
Психика – системное
свойство высокоорганизованной материи, заключающееся
в активном отражении субъектом объективного
мира, в построении субъектом неотчуждаемой
от него картины мира и саморегуляция
на этой основе своего поведения и деятельности.
Определяющими признаками
психики являются: отражение, дающее образ предметной
среды, в которой действуют живые существа,
их ориентация в этой среде и удовлетворения
потребности в контактах с нею. Эти контакты
в свою очередь по принципу обратной связи
контролируют правильность отражения.
Благодаря обратной связи производится
сопоставление результата действия с
образом, возникновение которого опережает
этот результат, предваряя его в качестве
своеобразной модели действительности.
Сознание – отражение
субъективного мира, сопутствующее
знание, способность знать, что есть психика,
сознание, эмоции. Рефлексия. Мы можем
говорить, сознательно контролировать,
организовывать. Сознание - высшая форма
психики, такое отражение реальности,
о котором субъект может дать отчет. Это
представление субъектом окружающего
мира и себя в нем, необходимое для разумной
организации совместной деятельности
людей.
Задание 5. Самостоятельно
выполните таблицу «Сравнительная
характеристика психики животных и
человека»
характеристика психики
животных |
характеристика психики человека |
Обладает врожденными элементарными способностями
познавательного характера, которые позволяют
им воспринимать мир в виде элементарных
ощущений (у высокоразвитых животных —
и в виде образов), запоминать информацию.
Все основные виды ощущений: зрение, слух,
осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность
и др. присутствуют с рождения. |
Обладает общими врожденными элементарными способностями
познавательного характера, которые позволяют
им воспринимать мир в виде элементарных
ощущений, запоминать информацию. Все
основные виды ощущений: зрение, слух,
осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность
и др. присутствуют с рождения. |
Память ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни
только той информацией, которую приобретают
сами. Следующим поколениям себе подобных
существ они передают лишь то, что как-то
закрепилось наследственно и отразилось
в генотипе. Остальной благоприобретенный
опыт при уходе животного из жизни оказывается
безвозвратно утраченным для будущих
поколений. |
Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить
и воспроизводить теоритически бесконечное
количество информации благодаря тому,
что ему самому нет необходимости всю
эту информацию постоянно помнить и держать
в своей голове. Для этого люди изобрели
знаковые системы и средства для записи
информации. |
Чуть ли не с рождения
обладает потенциальной способностью к решению
элементарных практических задач в наглядно-действенном
плане. Однако уже на следующих двух ступенях
развития только высшие животные, вероятно,
могут оперировать образами, причем это
до сих пор в науке остается спорным. Не
присутствует словесно – логическое мышление. |
Чуть ли не с рождения
обладает потенциальной способностью к решению
элементарных практических задач в наглядно-действенном
плане. Наглядно – образное мышление проявляется
с двух- и трехлетнего возраста. Присутствует
словесно – логическое мышление. |
Первичные эмоции носят
врожденный характер. У высших животных – антропоидов
можно наблюдать что-то подобное настроениям
человека, его аффектам и стрессам. |
Первичные эмоции носят
врожденный характер. Эмоции порождают переживания удовольствия,
неудовольствия, страха, робости и тому
подобного. |
Не присутствуют высшие
нравственные чувства. |
Присутствуют высшие
нравственные чувства. В отличие от элементарных эмоций, воспитываются
и изменяются под влиянием социальных
условий. |
Можно наблюдать потребность
в общении (контактах с себе подобными и другими
живыми существами), альтруизме, доминировании,
агрессивности. |
Присутствует потребность
в общении, альтруизме, доминировании (мотив власти). Окончательно
до сих пор не известно, передаются они
человеку по наследству или приобретаются
им в результате социализации. |
Не имеются специфические
социальные потребности. |
Имеются специфические
социальные потребности. Это — духовные потребности, потребности,
имеющие нравственно-ценностную основу,
творческие потребности, потребность
в самосовершенствовании, эстетические
и ряд других потребностей. |
Тема 3.Феномен человека
в психологии. Понятие личности в психологии.
Тема 4. Индивидуально-психологические
особенности личности.
Задание 1.Сравните понятия: человек, индивид, личность,
индивидуальность.
Человек – это существо, воплощающее высшую ступень
развития жизни, субъект общественно-исторической
деятельности. Человек как субъект и продукт
трудовой деятельности в обществе является
системой, в которой физическое и психическое,
генетически обусловленное и прижизненно
сформулированное, природное и социальное
образуют нерасторжимое единство.
Индивид – 1) Человек как единственное природное
существо, представитель вида Homo sapiens,
продукт филогенетического и онтогенетического
развития, единства врожденного и приобретенного,
носитель индивидуально своеобразных
черт. 2) Отдельный представитель человеческой
общности; выходящее за рамки своей природной
(биологической) ограниченности социальное
существо, использующее орудия, знаки
и через них овладевающее собственным
поведением и психическими процессами.
Личность – 1) как субъект
социальных отношений и сознательной
деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные
отношения системное качество индивида,
формирующееся в совместной деятельности
и общении.
Индивидуальность – человек, характеризуемый
со стороны своих социально значимых
отличий от других людей; своеобразие
психики и личности индивида, ее неповторимость.
Задание 2. Дайте характеристику основным
этапам становления личности.
- Раннее младенчество (от рождения до года) – Нормальная линия развития: доверие к людям. Аномальная линия развития: недоверие к людям.
- Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет) – Нормальная линия развития: взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. Аномальная линия развития: слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.
- Ранее детство (около 3 - 5 лет) – Нормальная линия развития: самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевое поведение. Аномальная линия развития: сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения. У него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность и др.
- Среднее детство (от 5 до 11 лет) – Нормальная линия развития: трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу. Аномальная линия развития: чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью.
- Половое созревание, подростничество и юность (от 11 до 20 лет) – Нормальная линия развития: жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы — планов на будущее. Самоопределение в вопроса: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости. Аномальная линия развития: путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношения с внешним миром и людьми. Поло-ролевая фиксация. Потеря трудовой активности
- Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет) – Нормальная линия развития: близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью. Аномальная линия развития: изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств.
- Средняя взрослость (от 40—45 до 60 лет) – Нормальная линия развития: творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Аномальная линия развития: застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.
- Поздняя взрослость (свыше 60 лет) – Нормальная линия развития: удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Аномальная линия развития: отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала.
Задание 3. Опишите одно из направлений в психологии
(гуманистическое направление, бихевиоральное
направление, психоанализ, гештальт-психология,
когнитивное направление, феноменологическое
направление). Укажите время возникновения,
основоположников, представителей и основные
положения направления.
Гуманистическая психология
– направление западной (преимущественно
американской) психологии, признающее своим главным предметом
личность как уникальную целостную систему,
которая представляет собой не нечто заранее
данное, а «открытую возможность» самоактуализации,
присущую только человеку. Согласно Гуманистической
психологии,устремленность к будущему,
к свободной реализации своих потенций
(Олпорт), в особенности творческих (Маслоу),
к укреплению веры в себя и возможность
достижения идеального Я (Роджерс). Центральная
роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим
не приспособление к среде, не конформное
поведение, а рост конструктивного начала
чел-го Я, целостность и силу переживания
к-го призвана поддержать особая форма
психотерапии Гуманистическая психология,
возникла в США в 60-е гг. ее основоположником
является Э.Фромм. Представителями данного
направления являются Абрахам Маслоу,
Карл Роджерс, Виктор Франкл.
Основные положения
гуманистической психологии:
- Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью.
- Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт.
- Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию.
- Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.
- Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.
- Самореализация — это неотъемлемая часть природы человека.
- Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо.
Задание 4. Дайте характеристику типов темперамента.
На каждый тип темперамент приведите
в качестве примера героя фильма, мультфильма
или литературного произведения.
- Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет. Пример: д’Артаньян из фильма «Три мушкетера».
- Меланхолический темперамент деятельности свойствен человеку в основном мрачного настроя. Такой человек о<span class="dash04