МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА
ОБЩЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Психология»
Работу выполнил:
Студент гр. 15УПС-101
Иванова И.П.
Работу проверила:
Корнеева А.А.,
преподаватель
Челябинск 2011
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к выполнению контрольной работы по курсу
«Психология»
Составитель: Корнеева Анна
Андреевна , преподаватель каф. общей и профессиональной педагогики
Контрольная работа по психологии является индивидуальной, самостоятельно
выполненной работой студента. Методические
указания призваны помочь студенту выполнить
исследование па высоком уровне.
Цели выполнения контрольной работы:
− расширение знаний по определенному
разделу изучаемой дисциплины;
− систематизация знаний по смежным
дисциплинам;
− выработка у студента навыков научно-исследовательской
работы;
− обучение студентов методам аналитической
и проектной деятельности.
В процессе написания контрольной работы
студент должен приобрести и закрепить
навыки:
− работы со специальной литературой
фундаментального и прикладного характера;
− систематизации, обобщения и анализа
фактического материала;
− обоснования выводов и предложений.
Выполнение контрольной работы предполагает
консультационную помощь со стороны преподавателя
и творческое развитие студентом темы
и разделов контрольной работы.
Контрольная работа выполняется на листах формата
А-4 и высылается в электронном
виде методисту своего направления за 20 дней до начала сессии.
1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1 Тема контрольной работы
Выполнение контрольной работы
начинается с выбора темы из предложенной
тематики контрольных работ. Выбор осуществляется
в соответствии с Вашим порядковым номером
в списке группы (списки групп прилагаются).
Тему можно выбрать из списка в том виде,
в котором она предложена. При желании
тему можно сформулировать по-другому:
сузить или конкретизировать предмет
рассмотрения. Можно сформулировать тему
самостоятельно (в таком случае
желательно согласовать ее с преподавателем).
После выбора темы необходимо внимательно ознакомиться с планом работы.
Чтобы сориентироваться в общем содержании
темы и уяснить ее место во всей дисциплине,
надо обратиться к программе курса «Психология». Тема должна раскрываться
в соответствии с предложенным планом.
К каждому варианту контрольной работы рекомендована литература,
позволяющая подробно проанализировать
предложенную тему. В процессе подготовки
контрольной работы студенты могут использовать
и другие литературные источники, помимо
рекомендованных, в том числе сборники
статей, периодические издания и ресурсы
сети ИНТЕРНЕТ.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ
РАБОТ
Тема
1: Психология способностей
- Проанализировать различные определения понятия «способности» и выделить существенные характеристики способностей.
- Ответить на вопрос: Какой вклад в развитие теории способностей внес Б.М. Теплов?
- Изучить различные подходы к классификации способностей. Составить схему структуры и классификации способностей.
- Раскрыть влияние способностей на успешность выполнения деятельности.
- Рассмотреть процесс развития и формирования способностей. Ответить на вопросы: Что является предпосылками для развития способностей? Каковы условия развития способностей? Дать определение понятиям задатки, талант, одаренность, гениальность.
Литература:
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию : Курс лекций. М, 2000.
- Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб. : Питер, 2009.
- Марцинковская, Т.Д. Общая психология : учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2010.
- Немов, Р.С. Психология : В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. СПб. : Питер, 2007.
- Общая психология : Курс лекций для первой ступени пед .образования. / сост. Е.И. Рогов. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2002.
- Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология : учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. М., 2008.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Ростов – СПб. : Лидер, 2006.
Тема
2. Темперамент и индивидуальный
стиль деятельности
- Дать определение понятия «темперамент».
- Привести характеристики типов темперамента, отметить достоинства и недостатки каждого. Предложить наиболее оптимальные условия профессиональной деятельности для каждого типа темперамента. Свои предложения аргументировать.
- Ознакомиться с учением о типах нервной системы И.П. Павлова и структурой темперамента В.С. Мерлина.
- Проанализировать влияние темперамента на деятельность индивида. Рассмотреть понятие «индивидуальный стиль деятельности». Проанализировать свой индивидуальный стиль деятельности.
- Изучить связь темперамента с другими свойствами личности (характером и способностями).
Литература:
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М, 2000.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М.Воронеж, 1996.
- Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2009.
- Марцинковская, Т.Д. Общая психология: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2010.
- Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. СПб.: Питер, 2007.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед.образования. / Сост. Е.И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2002.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. М., 2008.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов – СПб.: Лидер, 2006.
Тема
3. Психические состояния личности
- Дать определение понятия «психические состояния», выделить их основные характеристики. Описать особенности взаимосвязи психических состояний с психическими процессами и психическими свойствами личности.
- Привести различные классификации психических состояний. Выделить достоинства классификации психических состояний Л.В.Куликова.
- Рассмотреть структуру состояния утомления Н.Д. Левитова.
- Изучить понятие и стадии стресса в теории Г. Селье.
- Проанализировать влияние стресса на психологическое благополучие человека. Изучить понятия «эустресс» и «дистресс».
- Проанализировать методы профилактики и преодоления стресса.
- Раскрыть сущность психического состояния фрустрации.
- Ответить на вопрос: Что такое толерантность личности?
Литература:
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.:Просвещение,1964.
- Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2009.
- Марцинковская, Т.Д. Общая психология: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2010.
- Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. СПб.: Питер, 2007.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед.образования. / Сост. Е.И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2002.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. М., 2008.
- Психические состояния. Хрестоматия/Составитель Л.В.Куликов.- СПб.:Питер, 2000.-
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов – СПб.: Лидер, 2006. Гл.6.
Тема
4. Психические процессы эмоционального
и волевого регулирования
- Дать определение понятия «эмоции», раскрыть отличительные характеристики эмоций.
- Изучить классификации и виды эмоций.
- Ознакомиться с теориями эмоций: эволюционной теорией Ч. Дарвина, периферической теорией Джемса – Ланге, активационной теорией Линдсея – Хебба, информационной теорией П. В. Симонова.
- Проанализировать функции эмоций.
- Привести различные определения воли, отметить ее основные признаки.
- Ответить на вопрос: Как проявляется воля на личностном уровне?
- Изучить механизм волевой регуляции и структуру волевого действия.
- Ответить на вопрос: В чем отличие непроизвольной, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности?
- Опишите один из фактов проявления волевого поведения, имевшего места в Вашей жизни. Проведете его анализ в соответствии со структурой (этапами) волевого действия.
Литература:
- Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2009.
- Марцинковская, Т.Д. Общая психология: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2010.
- Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. СПб.: Питер, 2007.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед.образования. / Сост. Е.И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2002.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. М., 2008.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов – СПб.: Лидер, 2006.
- Глуханюк Н.С., Печеркина А.А., Семенова С.Л. Общая психология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2009.
- Изард К.Э. Психология эмоций.- СПб.: Питер, 2007.
- Никандров В.В. Психология: учебник. – М., 2008.
Тема
5. Направленность личности
- Изучить и сравнить понятия «мотив» и «мотивация», «направленность личности».
- Изучить структуру и характеристики мотивационной сферы личности.
- Проанализировать виды мотивов.
- Ответить на вопрос: В чем отличие мотивации и стимуляции?
- Ознакомиться с теориями мотивации: теорией инстинктов З.Фрейда и У. Макдугалла, поведенческой теорией мотивации, иерархии потребностей А. Маслоу, концепцией А.Н. Леонтьева, теорией когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Составить сравнительную таблицу, отражающую представление о мотивации различных психологических школ.
- Проанализировать связь мотивации и деятельности. Что лежит в основе действия, что является результатом действия?
- Ответить на вопрос: Какая психологическая теория изучает процесс приписывания причин поведению людей? Изучить особенности процесса приписывания причин. Привести примеры объяснения поведения других людей, имевших место в Вашей жизни.
Литература:
- Дружинин В.Н. Современная психология. -М.,1999
- Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2009.
- Марцинковская, Т.Д. Общая психология: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2010.
- Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. СПб.: Питер, 2007.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед.образования. / Сост. Е.И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2002.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. М., 2008.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов – СПб.: Лидер, 2006.
Тема
6. Характерологические особенности индивида
- Дать определение понятия «характер».
- Изучить различные классификации черт характера.
- Проанализировать типологии характеров: типологию Э. Кречмера, социальную типологию характеров Э.Фромма, типологию акцентуированных типов характеров подростков А.Е. Личко и К. Леонгарда. Составить сравнительную таблицу типов акцентуаций по типологии А.Е. Личко и К. Леонгарда.
- Что такое психопатия? Каковы основные черты психопатий?
- Раскрыть особенности формирования характера человека.
- Ответить на вопрос: Какова взаимосвязь темперамента и характера?
Литература:
- Дружинин В.Н. Современная психология. -М.,1999
- Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2009.
- Марцинковская, Т.Д. Общая психология: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2010.
- Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. СПб.: Питер, 2007.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед.образования. / Сост. Е.И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2002.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. М., 2008.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов – СПб.: Лидер, 2006.