Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 13:28, контрольная работа
1) Какие основные познавательные психические процессы Вы можете назвать? Дайте их краткую характеристику.2) Назовите основные психологические школы (научные направления). Приведите несколько примеров представителей этих школ.
1) Какие основные
познавательные психические
Психические познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.
Ощущения — это простейший психический процесс, это отражение отдельных качеств или свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.
Восприятие- процесс целостного отражения в сознании человека предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент времени на его органы чувств.
Внимание - избирательная направленность сознания на конкретные предметы или явления объективного мира или субъективные процессы. Без него немыслима никакая психическая деятельность.
Воображение являет собой процесс создания в сознании образов предметов и явлений, но не воспринимавшихся ранее, а новых, на основе имеющихся знаний и опыта человека.
Память - процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком того, что он воспринимал, о чем думал и что переживал.
Мышление рассматривается как опосредованное отражение в сознании человека глубоких и существенных связей и отношений между предметами и явления объективного мира.
Речь - процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения. Следовательно, речь, как психический процесс, выполняет две основные функции - обозначения (в мышлении) и общения (при обмене информацией с другими людьми посредством использования языка). Она является достоянием только человека.
2) Назовите основные
Основные психологические школы:
Бихевиоризм – направление в американской психологии ХХ века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Гештальтпсихология — психологическое
направление, возникшее в Германии в начале
10–х и просуществовавшее до середины
30–х гг. ХХ в. (до прихода к власти гитлеровцев,
когда большинство ее представителей
эмигрировали) и продолжившее разработку
проблемы целостности, поставленной Австрийской
школой. К этому направлению принадлежат
прежде всегоМ. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Методологической
базой гештальтпсихологии послужили философские
идеи „критического реализма“ и положения,
развивавшиесяЭ. Герингом, Э.
Психоанализ - понятие, введенное Зигмундом Фрейдом стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Большинство людей не задумывается о том, что сознание – это еще не вся психика и даже не ее большая часть. За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и деятельность которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему деятельность печени и других жизненно важных органов. Однако именно в этой скрытой, бессознательной части психики находится первоисточник многих наших чувств и мыслей.
Гуманистическая психология - Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.
Трансперсональная психология – это одно из направлений современной психологии, которое обосновывает значимость духовных аспектов психики. Предметом исследования в ней является «надличностные», «сверхличностные» состояния сознания. Это направление возникло в США в конце 60-х годов XX в. на базе транспепрсонального проекта в культуре.
3) Назовите основные методы психологии как науки.
Основными методами получения
фактов в психологии являются наблюдение,
беседа и эксперимент. Каждый из этих
общих методов имеет ряд
Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).
Беседа как психологический
метод предусматривает прямое или
косвенное, устное или письменное получение
от изучаемого сведений о его деятельности,
в которых объективируются
Эксперимент является главным методом психологического исследования – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие статистически достоверные закономерности развития психических явлений.