Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:35, контрольная работа
Развитие этого этапа психологии связано с работами древнегреческих философов. В частности, Демокрит считал, что душа – частица природы и подчиняется ее законам. Гиппократ – разработал учение о темпераментах. Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в его теле какой-то жидкости. Например, желчный и вспыльчивый характер холерика вызван избытком желчи (по-гречески – «холе»), а медлительный и спокойный характер флегматика определяется слизью, преобладающей среди других жидкостей тела. Механизмы психики были раскрыты Гиппократом неверно, но феноменология (описание явлений) оказалась столь точна, что данная систематика темпераментов (холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики) используется и сегодня.
Задание 1 3
Задание 2 6
Задание 3 7
Задание 4 10
Список использованной литературы 12
Содержание
Задание 1 3
Задание 2 6
Задание 3 7
Задание 4 10
Список использованной литературы 12
Задание 1
Психология как наука о душе
Развитие этого этапа психологии связано с работами древнегреческих философов. В частности, Демокрит считал, что душа – частица природы и подчиняется ее законам. Гиппократ – разработал учение о темпераментах. Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в его теле какой-то жидкости. Например, желчный и вспыльчивый характер холерика вызван избытком желчи (по-гречески – «холе»), а медлительный и спокойный характер флегматика определяется слизью, преобладающей среди других жидкостей тела. Механизмы психики были раскрыты Гиппократом неверно, но феноменология (описание явлений) оказалась столь точна, что данная систематика темпераментов (холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики) используется и сегодня.
Представитель идеалистической
философии Платон считал, что душа
нематериальна и бессмертна. По его
мнению, она состоит из трех частей:
вожделения (находится в животе),
мужества (в сердце) и разума (в
голове). У одних людей преобладает
вожделение, у других – разум, у
третьих – мужество. Первые влачат
примитивное полуживотное существование,
вторые становятся философами, а третьи
– воинами или героями. Платон
также разработал учение об «идеях»
– вечных и неизменных сущностях,
образующих незримый высший мир, лежащий
по ту сторону природы. Реальные вещи
по Платону – лишь слабые тени идей.
Платон считается родоначальником
«дуализма» (учения, которое рассматривает
тело и психику как два
Аристотель – автор первой известной работы по психологии – «О душе». Он выдвинул идею о неразделимости души и тела. Впервые ввел понятие о представлениях как образах предметов, действующих на органы чувств. Указал основные типы ассоциаций (по сходству, смежности, контрасту).
Психология как наука о сознании
Основой метод здесь –
это интроспекция (самонаблюдение).
Рене Декарт ввел понятие рефлекса
– ответной реакции организма
на раздражение. В это время отмечается
возврат к дуализму – то, что
нельзя было объяснить рефлексами,
объяснялось деятельностью
Еще одно направление научной мысли того периода – «эмпиризм», который отстаивал приоритет опыта над чистым разумом. Его яркий представитель – Джон Локк, выдвинувший гипотезу «чистой доски», то есть пустого сознания, с которым человек приходит в этот мир и которое постепенно заполняется в процессе жизненного опыта.
Выдающийся русский
Психология как наука о поведении
Этот этап начинается в начале ХХ века, когда американский психолог Джон Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психологии следует оказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Одним из видных представителей этого направления был Б. Ф. Скиннер, который показал, что живые существа способны к эффективному обучению способом «проб и ошибок». Такое направление психологии получило название бихевиоризма. Основной метод здесь – создание экспериментальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение. С точки зрения бихевиористов, психика – это абстракция, которую невозможно изучать научными методами (рис. 1.).
Рис. 1. Представления бихевиористов о принципе работы мозга
Бихевиористы использовали механизм условных рефлексов для объяснения сложных поведенческих актов. Они открыли также условные рефлексы второго рода (инструментальные рефлексы) – основа преобразования внешней среды – переходный этап к осознанной деятельности человека.
Задание 2
Пары понятий:
Задание 3
Представление о человеке в гуманистической психологии
Предмет гуманистической психологии: Модель идеальной личности
Представители гуманистической психологии: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл
Гуманистическая психология (англ. humanistic psychology) — направление в западной, преимущественно американской, психологии. Гуманистическая психология сформировалась в 1960-х гг. XX в., предметом изучения являются психологически здоровые, зрелые, творчески активные представители человечества, которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру. Гуманистические психологи отрицали наличие изначального конфликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человеческой жизни.
Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии:
а) человек целостен и должен изучаться в его целостности;
б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения;
в) человек открыт миру, переживание
человеком мира и себя в мире —
главная психологическая
г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
Истоки гуманистической психологии лежат в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.
Общая методологическая платформа гуманистической психологии реализуется в широком спектре различных подходов:
В работах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Бэррона, К. Роджерса разработаны представления о психически здоровой, полноценно функционирующей личности.
Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер и др.
Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности.
Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (С. Джурард, В. Франкл, А. Маслоу).
Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др.
Основной областью практического приложения гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика:
Недирективная психотерапия К. Роджерса (Человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.
Другая важная область практического приложения гуманистической психологии - гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности.
Третья область практического
приложения гуманистической психологии
— социально-психологический
Успехи гуманистической
психологии в этих прикладных областях
во многом определили её социальную платформу,
основанную на утопической идее улучшения
общества путем усовершенствования
индивидов и межличностных
Заслуга гуманистической психологии в том, что она поставила на первый план изучение важнейших проблем личностного бытия и развития, задала психологической науке новые достойные образы как самого человека, так и сущности человеческой жизни.
Сегодня гуманистическая
психология занимает важное и устойчивое
место в западной психологии; наметились
тенденции частичной интеграции
ее с др. школами и направлениями,
в т. ч. с психоанализом и
Задание 4
Заполните тест.
1. Признание психологии
как самостоятельной науки
- с созданием специальных
научно-исследовательских
2. Термин «психология» в научный оборот ввел:
- Х. Вольф;
3. Психология как наука о сознании возникла:
- 17 в.
4. Согласно идеалистическим представлениям психика – это:
- образ бесплотной сущности;
5. Самой радикальной попыткой
поставить психологию на
- психоанализ;
6. Наличием души объяснялись
все непонятные явления в
- психологии души;
7. Психическим явлением является:
- интерес;
8. Идея неразделимости
души и живого тела и
- Аристотелем;
9. Психология – это наука о функциях сознания согласно:
- функционализму;
10. Социально-психологические
проявления личности и ее
- социальная;
11. Методология:
- является предметной
поддержкой учебной
12. Отличительная черта
отечественной психологии –
- деятельности;
13. Положение о единстве
сознания и деятельности
- С.Л. Рубинштейн;
14. Программу изучения
психики с точки зрения
- В. Келер;
15. Теорию, объясняющую поведение
человека на основе
- Р. Декарт
Список использованной литературы