Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:35, контрольная работа

Описание работы

Развитие этого этапа психологии связано с работами древнегреческих философов. В частности, Демокрит считал, что душа – частица природы и подчиняется ее законам. Гиппократ – разработал учение о темпераментах. Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в его теле какой-то жидкости. Например, желчный и вспыльчивый характер холерика вызван избытком желчи (по-гречески – «холе»), а медлительный и спокойный характер флегматика определяется слизью, преобладающей среди других жидкостей тела. Механизмы психики были раскрыты Гиппократом неверно, но феноменология (описание явлений) оказалась столь точна, что данная систематика темпераментов (холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики) используется и сегодня.

Содержание работы

Задание 1 3
Задание 2 6
Задание 3 7
Задание 4 10
Список использованной литературы 12

Файлы: 1 файл

общая психология вариант 3 (Жданович).docx

— 91.94 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Задание 1 3

Задание 2 6

Задание 3 7

Задание 4 10

Список использованной литературы 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1

Психология как  наука о душе

Развитие этого этапа  психологии связано с работами древнегреческих  философов. В частности, Демокрит считал, что душа – частица природы  и подчиняется ее законам. Гиппократ  – разработал учение о темпераментах. Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в его  теле какой-то жидкости. Например, желчный  и вспыльчивый характер холерика вызван избытком желчи (по-гречески –  «холе»), а медлительный и спокойный  характер флегматика определяется слизью, преобладающей среди других жидкостей  тела. Механизмы психики были раскрыты Гиппократом неверно, но феноменология (описание явлений) оказалась столь  точна, что данная систематика темпераментов (холерики, сангвиники, меланхолики  и флегматики) используется и сегодня.

Представитель идеалистической  философии Платон считал, что душа нематериальна и бессмертна. По его  мнению, она состоит из трех частей: вожделения (находится в животе), мужества (в сердце) и разума (в  голове). У одних людей преобладает  вожделение, у других – разум, у  третьих – мужество. Первые влачат примитивное полуживотное существование, вторые становятся философами, а третьи – воинами или героями. Платон также разработал учение об «идеях»  – вечных и неизменных сущностях, образующих незримый высший мир, лежащий  по ту сторону природы. Реальные вещи по Платону – лишь слабые тени идей. Платон считается родоначальником  «дуализма» (учения, которое рассматривает  тело и психику как два самостоятельных, антагонистических начала).

Аристотель – автор  первой известной работы по психологии – «О душе». Он выдвинул идею о неразделимости души и тела. Впервые ввел понятие  о представлениях как образах  предметов, действующих на органы чувств. Указал основные типы ассоциаций (по сходству, смежности, контрасту).

 

 

 

 

Психология как  наука о сознании

Основой метод здесь –  это интроспекция (самонаблюдение). Рене Декарт ввел понятие рефлекса – ответной реакции организма  на раздражение. В это время отмечается возврат к дуализму – то, что  нельзя было объяснить рефлексами, объяснялось деятельностью души. Некоторые ученые пошли дальше и  вообще отказались от концепции души, пытаясь свести все виды деятельности человека к механическим движением. В частности, подобные взгляды пропагандировали английский философ Томас Гоббс, а затем Жюль Ламетри, написавший книгу «Человек-машина». Помимо указанного сочинения он написал еще две  работы – «Естественная история  души» и «Человек – больше, чем  машина», в которых отстаивал  материалистический взгляд на психику.

Еще одно направление научной  мысли того периода – «эмпиризм», который отстаивал приоритет  опыта над чистым разумом. Его  яркий представитель – Джон Локк, выдвинувший гипотезу «чистой доски», то есть пустого сознания, с которым  человек приходит в этот мир и  которое постепенно заполняется  в процессе жизненного опыта.

Выдающийся русский естествоиспытатель Иван Михайлович Сеченов в книге  «Рефлексы головного мозга» попытался  объяснить многие психические явления  с позиций рефлекторной теории. Он открыл феномен «центрального торможения»  в нервной системе и предположил  наличие рефлексов, возникающих  изнутри человеческого организма. Ему также принадлежат законы мышечного сокращения, в частности  «закон активного отдыха», который  гласит, что лучший отдых – это  смена деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Психология как наука о поведении

Этот этап начинается в  начале ХХ века, когда американский психолог Джон Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психологии следует оказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Одним из видных представителей этого направления был Б. Ф. Скиннер, который показал, что живые существа способны к эффективному обучению способом «проб и ошибок». Такое направление психологии получило название бихевиоризма. Основной метод здесь – создание экспериментальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение. С точки зрения бихевиористов, психика – это абстракция, которую невозможно изучать научными методами (рис. 1.).

 

Рис. 1. Представления бихевиористов о принципе работы мозга

Бихевиористы использовали механизм условных рефлексов для  объяснения сложных поведенческих  актов. Они открыли также условные рефлексы второго рода (инструментальные рефлексы) – основа преобразования внешней среды – переходный этап к осознанной деятельности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2

Пары понятий:

  1. а) теория в психологии; в) практика - (схема 1)
  2. а) психологическая практика; в) обучение психологии - (схема 4)
  3. а) психоанализ; в) глубинная психология - (схема 5)
  4. а) отрасли психологии; в) направления   - (схема 2)
  5. а) возрастная психология; в) психология подростка (схема 2)
  6. а) общая психология; в) социальная психология  - (схема 1)
  7. а) психические процессы; в) познавательные процессы - (схема 1)
  8. а) психические состояния; в) психические свойства - (схема 1)
  9. а) популярная психология; в) научная психология - (схема 5)
  10. а) научная психология; в) фундаментальная психология - (схема 5)
  11. а) фундаментальная психология; в) прикладная психология - (схема2)
  12. а) житейский опыт; в) научные знания - (схема 1)
  13. а) психология; в) биология - (схема 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3

Представление о  человеке в гуманистической психологии

Предмет гуманистической  психологии: Модель идеальной личности

Представители гуманистической  психологии: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл

Гуманистическая психология (англ. humanistic psychology) — направление  в западной, преимущественно американской, психологии. Гуманистическая психология сформировалась в 1960-х гг. XX в., предметом  изучения являются психологически здоровые, зрелые, творчески активные представители  человечества, которых отличает непрерывное  развитие и активное отношение к  миру. Гуманистические психологи  отрицали наличие изначального конфликта  человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют  полноту человеческой жизни.

Основные методологические принципы и положения гуманистической  психологии:

а) человек целостен и  должен изучаться в его целостности;

б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения;

в) человек открыт миру, переживание  человеком мира и себя в мире —  главная психологическая реальность;

г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс  становления и бытия человека;

д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем  выборе;

ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Истоки гуманистической  психологии лежат в философских  традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого  романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Общая методологическая платформа  гуманистической психологии реализуется  в широком спектре различных  подходов:

В работах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Бэррона, К. Роджерса разработаны  представления о психически здоровой, полноценно функционирующей личности.

Проблема движущих сил  становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах  А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер и др.

Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы  и ответственности.

Трансценденция человеком  своего бытия рассматривается при  этом как специфически человеческая сущностная особенность (С. Джурард, В. Франкл, А. Маслоу).

Проблематика межличностных  отношений, любви, брака, сексуальных  отношений, самораскрытия в общении  рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др.

Основной областью практического  приложения гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика:

Недирективная психотерапия К. Роджерса (Человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия  В. Франкла относятся к числу  наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.

Другая важная область  практического приложения гуманистической  психологии - гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности.

Третья область практического  приложения гуманистической психологии — социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был  К. Роджерс.

Успехи гуманистической  психологии в этих прикладных областях во многом определили её социальную платформу, основанную на утопической идее улучшения  общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (А. Маслоу).

Заслуга гуманистической  психологии в том, что она поставила  на первый план изучение важнейших  проблем личностного бытия и  развития, задала психологической науке  новые достойные образы как самого человека, так и сущности человеческой жизни.

Сегодня гуманистическая  психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом. (Д. А. Леонтьев.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4

Заполните тест.

1. Признание психологии  как самостоятельной науки было  связано:

- с созданием специальных  научно-исследовательских учреждений;

2. Термин «психология»  в научный оборот ввел:

- Х. Вольф;

3. Психология как наука  о сознании возникла:

-  17 в.

4. Согласно идеалистическим  представлениям психика – это:

- образ бесплотной сущности;

5. Самой радикальной попыткой  поставить психологию на естественнонаучную  основу является:

- психоанализ;

6. Наличием души объяснялись  все непонятные явления в жизни  человека с точки зрения:

- психологии души;

7. Психическим явлением  является:

- интерес;

8. Идея неразделимости  души и живого тела и рассмотрения  психологии как целостной системы  знаний впервые была предложена:

- Аристотелем;

9. Психология – это  наука о функциях сознания  согласно:

- функционализму;

10. Социально-психологические  проявления личности и ее взаимоотношения  с людьми изучает психология:

- социальная;

11. Методология:

- является предметной  поддержкой учебной деятельности;

12. Отличительная черта  отечественной психологии – использование  категории:

- деятельности;

13. Положение о единстве  сознания и деятельности впервые  выдвинул:

- С.Л. Рубинштейн;

14. Программу изучения  психики с точки зрения целостных  структур выдвинул:

- В. Келер;

15. Теорию, объясняющую поведение  человека на основе механической  модели, создал:

- Р. Декарт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Схемы. – М., 2003.
  2. Гальперин, П.Я. Введение в общую психологию. – М., 2002.
  3. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: Информационно методическое пособие к курсу «Психология человека». – М., 2001.
  4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2001.
  5. Гриншпун, И.Б. Введение в психологию. – М.,1996.
  6. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999.
  7. История психологии XX век / под ред.  П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М., 2003.
  8. Петровский, А.В. Введение в психологию. – М., 1995.
  9. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / под общ. Ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2003.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"