Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 06:27, контрольная работа

Описание работы

Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека к окружающей деятельности и к самому себе. Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме.
Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к деятельности.

Содержание работы

1. Сущность и функции чувств и эмоций…………………… 3
2. Классификация чувств и эмоций…………………………. 7
3. Тестовое задание…………………………………………… 14
4. Список литературы………………………………………… 16

Файлы: 1 файл

контрольная по психологии 1 - копия.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

 Положительное настроение делает  человека энергичным, бодрым и  активным. При плохом настроении  все валится из рук.

 Настроение имеет личностный характер. У одних субъектов настроение бывает чаще всего хорошим, у других - плохим. На настроение оказывает большое влияние темперамент. У сангвиников настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков настроение часто меняется, хорошее расположение духа вдруг изменяется на плохое. У флегматиков настроение всегда ровное,  они хладнокровны, уверены в себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное нестроение, они всегда боятся и опасаются. Любое изменение в жизни выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания.

 Любое настроение имеет свою  причину, хотя иногда кажется, что  оно возникает само собой. Причиной  настроения может быть положение  человека в обществе, результаты  деятельности, события в личной  жизни, состояние здоровья и т.д. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям.

 Аффект – представляет собой стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действий. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками – потрясениями, связанными с дезорганизацией деятельности, что выражается в дезорганизации двигательных реакций и заторможенности сознательной деятельности.

 В состоянии аффекта человек не может разумно управлять своим поведением. Охваченный аффектом он иногда совершает такие действия, о которых потом горько сожалеет. Устранить или затормозить аффект невозможно. Однако состояние аффекта не освобождает человека от ответственности за свои поступки, так как каждый человек должен научиться управлять своим поведением в данной ситуации. Для этого необходимо в начальной стадии аффекта переключить внимание с объекта, вызвавшего его, на что-то другое, нейтральное.

Аффект преимущественно проявляется у людей, не умеющих управлять своими чувствами и поступками.

 Стресс – эмоциональное состояние внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеют свои отличительные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.

 Стресс может оказывать как  положительное, так и отрицательное  влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль – вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.

 Стрессовые состояния по  разному влияют на поведение  людей. Одни под влиянием стресса  проявляют полную беспомощность  и не в состоянии противостоять  стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.

 Фрустрация – глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.д.

 Выход из фрустрации возможен  двумя путями. Либо личность развивает  активную деятельность и добивается  успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.

 Страсть – глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится обладать, во что бы то ни стало.

 В зависимости от потребности, вызвавшей страсть, и от объекта, посредством которого она удовлетворяется, она может характеризоваться или как положительная, или как отрицательная. Положительная или возвышенная страсть связана с высоконравственными мотивами и имеет не только личный, но и общественный характер. Все великие дела совершались под влиянием великой страсти. Отрицательная или низменная страсть имеет эгоистическую направленность и при ее удовлетворении человек ни с чем не считается и часто совершает антиобщественные аморальные поступки.

 Эмоциональные состояния могут  проявляться у человека в любом  виде его деятельности и стать  его характерологической чертой. Эмоциональные процессы вызывают  изменения в организме человека: в нервной системе, сердечно-сосудистой деятельности, органах дыхания, пищеварения. Эмоциональные состояния вызывают изменения пульса, давления, расширение зрачков, повышение потоотделения, изменение цвета кожного покрова, усиление притока крови к органам человека.

Одной из форм нарушения нормальной жизни человека является напряженность, вызванная эмоциональным состоянием человека. Часто повышенная напряженность сопровождается страхами, беспокойством, опасениями и перерастает в устойчивое состояние тревожности.

Заключение

Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Глубокая связь чувства с эмоциями проявляется, прежде всего, в том, что чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. Так, чувство любви к близкому человеку может переживаться в зависимости от ситуации как эмоция радости за него, удовольствия от общения, тревоги в случае, если ему что-либо угрожает, досады, если он не оправдал наших надежд, гордости за его успехи, стыда в случае, если он совершил что-либо недостойное.

Характерной особенностью эмоций и чувств является то, что они захватывают человека целиком, объединяя в целое все функции организма, эмоции сигнализируют о полезных или вредных влияниях на организм. Благодаря этому эмоции имеют универсальное значение для жизни организма.

Охватывая все разновидности переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий к высоким формам радости и ощущения жизни, — эмоции могут стать положительным фактором жизнедеятельности — повышать активность организма, и негативным — угнетать все его функции.

Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком.

 

 

  1. Тест

Интенсивность наших эмоций зависит главным образом:

                  а) от восприятия данной обстановки

                  б)  от уровня бодрствования

                  в) от  анализа полученных сведений

                  г)  от значения той потребности, связана эмоция

            Укажите  правильный ответ, обоснуйте  его.

 

Ответ:  б) от уровня бодрствования.

 

Бодрствование — нормальное состояние сознания, соответствующее активации всего организма. Восприятие внешнего мира и событий в нем, чувства и эмоции, действия человека в значительной степени зависят от состояния сознания — от того, напряжен человек или нет, возбужден или находится в дремоте. Обработка информации меняется, подчас очень существенно, в зависимости от уровня бодрствования и от готовности к восприятию сигналов (рис.).

Зависимость эффективности поведения от уровня бодрствования

 

Согласно закону Йеркса-Додсона, поведение человека будет тем эффективнее, чем ближе его уровень бодрствования к некоторому оптимому — он не должен быть ни слишком низким, ни слишком высоким. При низких уровнях готовность человека к действию постепенно уменьшается и вскоре он засыпает, а при более высоких он становится взволнованным и его поведение может даже полностью дезорганизоваться.

Человек как «открытая система» постоянно нуждается во взаимодействии с внешней средой. Стремясь удовлетворить свои потребности, достигнуть поставленных целей, он постоянно сталкивается с самыми разнообразными ситуациями и проявляет при этом разные формы своей активности. Эта активность связана с необходимостью расшифровки сигналов, поступающих из внешней среды. Качество же работы по расшифровке поступающей информации зависит от уровня бодрствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.  Годфруа Ж.  Что такое психология. – М.: 1994.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую  психологию – М.: 1996.

3.  Островский Э.В. Основы психологии – М.: 2012..

4.  Петровский А.В. Введение в психологию – М.: 1995.

5.  Психология мотиваций и эмоций. \Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер – М.:   2006.

6. Компьютерная обучающая программа  по дисциплине «Психология и  педагогика» – http://repository.vzfei.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата выполнения:

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"