Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 23:03, контрольная работа
Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета, но если в каждой науке предмет и объект разграничены, то в психологии такое разграничение вызывает определенные трудности, так как здесь и объектом и предметом является человек.
Введение
Задание 1 Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру
Задание 2 Раскройте содержание понятий «сознание» и « бессознательное» и сопоставьте их
Задание 3 Соотнесите психологические понятия и их определения
Заключение
Библиографический список
Содержание
Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета, но если в каждой науке предмет и объект разграничены, то в психологии такое разграничение вызывает определенные трудности, так как здесь и объектом и предметом является человек.
Слово «психология» появилось в XVI веке в западноевропейских текстах. Тогда языком учености была латынь. Составили же психологию из двух древнегреческих слов: «psyche» (душа) и «logia» (понимание, знание). В этих древнегреческих терминах осели смыслы, преобразованные двух тысячелетней работой великого множества умов. Но только к середине XIX века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой, однако это не значит, что до этого представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они были частью философии, педагогики, медицины.
Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек (или любой другой носитель психики) ведёт себя, так или иначе. Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика. Я считаю что, важнейшим этапом в понимании психологии, является изучение эволюции психики и развития высших психических функций человека, так как это является основой его активности и поведения.
Задание 1
Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру.
Психика – (от греч. psyche – душа, logos – учение) – форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении, деятельности регулятивную функцию.
Работа психики осуществляется
только в процессе активной деятельности
человека, животного. Активная деятельность
- важнейшее условие развития психики, т.е. ее совершенствования, усложнения,
углубления.
Активное отражение действительности
- важнейшее свойство дифференцированного,
обладающего многоуровневыми связями
между различными отделами - высокоорганизованного
мозга. Оно присуще и животным, и человеку.
Активность обеспечивает поведение человека – его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Поведение может быть в разной степени осознано человеком, определяться сознательно поставленными целями или осуществляться по непосредственному желанию, чувству, т.е. быть импульсивным. Важнейшей формой человеческой активности является деятельность.
Деятельность - сознательно регулируемая активность,
направленная на познание и преобразование
внешнего мира и самого человека. Основные
виды деятельности человека - игра, учение,
труд, творчество. Именно в деятельности
формируются основные свойства личности,
развиваются ее способности. Изучая психику
человека, психология уделяет особое внимание
различным видам человеческой деятельности,
тому, как в ней проявляется, формируется
и развивается человек.
Чем сложнее, чем сформированней мозг,
тем большими способностями обладает
психика, тем более она развита. Наиболее
высокого, полного уровня развития психика
достигает у человека.
Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует. Все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств (механизмов) это делает.
Психика дает возможность
не только достаточно точно отражать особенности
окружающего мира, она позволяет предвидеть,
предугадывать то, что будет в дальнейшем.
Такая опережающая функция психической
деятельности в наибольшей степени характерна
для человека. Благодаря этому мы можем
представить то, что случится через некоторое
время, можем строить планы, ставить цели,
мечтать. Она позволяет нам, например,
заранее подготовиться к какому-либо сложному
событию.
Психика имеет индивидуальный характер.
Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздействия преломляются через индивидуальные особенности.
Психология изучает
психические явления: психические
процессы, психические состояния
и психические свойства.
Психические процессы описывают три основные
стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно
в психических процессах выделяются познавательные
процессы, чувства и воля. К познавательным
процессам относятся ощущение, восприятие,
память, мышление, воображение, с помощью
которых мы познаем мир и самого себя.
Особое место среди познавательных процессов
занимает внимание, которое присутствует
во всех процессах и позволяет сконцентрироваться,
сосредоточиться на чем-либо.
Чувства, эмоции отражают
переживание человеком своего отношения
к явлениям окружающего мира, событиям
своей внутренней жизни, определяют то,
насколько они важны именно для него, для
его жизни, т.е. устанавливают личностную
значимость того или иного события.
Воля, произвольность обеспечивает
сознательную регуляцию поведения, возможность
действовать по сознательно поставленной
цели, принятому намерению. В понятии «психические
процессы» подчеркиваются, прежде всего,
динамичность, пластичность, изменчивость,
непрерывность психической деятельности.
Психические состояния - относительно устойчивые психические
явления. К психическим состояниям относятся бодрость, утомление, скука,
радость, тревога, апатия и др. Хотя
психические состояния, как и другие явления
психики, отражают воздействие на человека
определенных событий внешней и внутренней
жизни, он, как правило, осознает лишь само
это состояние, а то, что его вызвало, либо
вообще не представляет, либо представляет
неотчетливо.
Психические свойства
– индивидуально-психологические особенности
человека, определяющие постоянные способы
его взаимодействия с миром. К психическим
свойствам относятся особенности личности
человека, его направленность, качества
личности, черты характера, темперамент,
способности.
Психические процессы, психические состояния
и психические свойства не существуют
отдельно друг от друга, они взаимодействуют
и могут переходить друг в друга. Например,
любопытство как выражение познавательного
процесса, может переходить в состояние
интереса и закрепляться в таком качестве
личности, как любознательность.
Психологические свойства личности
С точки зрения психологии управления, важное значение имеют такие свойства личности, как:
1) Темперамент;
2) Характер;
3) Способности;
4) Мотивация.
Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врождёнными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить. Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщённых типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Такое разделение имеет длительную историю (Гиппократ, Гален, Кант, Павлов и др.), хотя имеются и другие классификации типов темперамента (Кречмер, Шелдон, Сиго и другие).
Характер - это индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности. Базируется он на темпераменте и зависит от окружающей среды и воспитания.
Способности - — в широком смысле — психические свойства индивида , регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности
Термином «Мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую её активность, то есть система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.
Итак, психология - наука, которая изучает психику. Психика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности, выражающуюся в его поведении и деятельности.
Задание 2
Раскройте содержание понятий «сознание» и « бессознательное» и сопоставьте их.
Индивидуальное сознание
может существовать только на основе
коллективного
Сознание – это высший уровень психической активности человека как сознательного и духовного существа. Сознание – это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей. В истории психологии проблема сознания является труднейшей и наименее разработанной. Независимо от того, каких мировоззренческих позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.
Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Осознание чего-либо возможно только при его словесно-понятийной означенности, наделенности определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.
Важнейшая характеристика сознания – его способность коммуникации, т.е. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.
Сознание структурировано и включает в себя несколько слоев. В работах ведущего отечественного психолога В.П. Зинченко выделялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное.
Первый исходный уровень – бытийное сознание ( сознание для бытия), или экзистенциальное, – включает в себя:
Второй уровень сознания – рефлексивное ( сознание для сознания) – включает в себя:
Наряду с сознанием важную роль в жизни человека играют бессознательные
процессы. Точного определения этим процессам в науке не существует. Чтобы дать некое объяснение им скажем, что Бессознательное – совокупность психических образований, процессов и сознаний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает себе отчета.
Под бессознательным можно понимать две разные вещи:
во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.);
во-вторых,- это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.
Далее я укажу некоторые признаки, характеризующие бессознательные процессы:
лишена временных и пространственных ограничений, которые свойственны
сознанию. Например, во сне человек может видеть прошлые события в будущем и наоборот, разные города в одном месте и другие несовместимые в реальности вещи.
Бессознательное начало представлено практически во всех психических
процессах, свойствах и состояниях человека. Существуют бессознательные