Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Особенности межличностных конфликтов в образовательной среде.
Понятие конфликта, его сущность и структура Задание 2. Методика «Уровень рефлексивности педагога» (А.В. Карпов, Пономарева В.В.)

Содержание работы

Задание 1…………………………………………………………….……………3
Задание 2…………………………………………………………………………11
Задание 3…………………………………………………………………………12
Библиографический список……

Файлы: 1 файл

Конфликтология.docx

— 40.28 Кб (Скачать файл)

Содержание

Задание 1…………………………………………………………….……………3

Задание 2…………………………………………………………………………11

Задание 3…………………………………………………………………………12

Библиографический список………………………………………...………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Особенности межличностных конфликтов в образовательной среде.

Понятие конфликта, его сущность и структура

 

В отечественной и зарубежной литературе существуют различные взгляды на конфликты, их природу, социальную роль. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером Козер, Л.А. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О.А.Назаровой; Под общ. ред. Л.Г.Ионина / [Текст]. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуал. книги, 2000. - С.542.. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника.

А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов приводят следующее определение: конфликт -- это «наиболее деструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также борьба подструктур личности» Анцупов, А.Я. Конфликгология: Учебник для вузов / А.Я.Анцупов, А.И. Шипилов / [Текст]. -- М.; ЮНИТИ 2006. - С. 158..

В данном определении обращает на себя внимание сдвиг в позиции авторов в сторону оценки конфликта как деструктивного явления во взаимодействии, что, естественно, предполагает необходимость избегания конфликтов.

Б. И. Хасан, один из известных отечественных исследователей конфликта, предлагает следующее понимание конфликта: «Конфликт -- это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. При этом важно учитывать, что действие можно рассматривать и во внешнем, и во внутреннем плане. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т. е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет» Хасан, Б.И. Конфликт в конструктивной психологии [Текст].- СПб: Питер, 2003.- С. 33.. В этом определении в качестве составляющих конфликта можно выделить такие его компоненты, как наличие противоречия и столкновение, при этом сам конфликт рассматривается прежде всего как характеристика взаимодействия.

Анализ этих и других определений показывает, что при всей близости характеристик, описываемых в качестве компонентов или признаков конфликта, ни одно из определений не может быть принято в качестве универсального либо в силу ограниченности охватываемых им явлений лишь частью конфликтной феноменологии, либо из-за многозначности используемых формулировок.

Структура конфликта -- это совокупность характеристик, обеспечивающих целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни. Без наличия этих компонентов и связей конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система и процесс Мириманова, М. С. Конфликтология: Учебник [Текст].- М.: Академия, 2004. - С. 58..

Понимание структуры конфликта, т.е. его составных элементов, во многом определяет сам способ анализа конфликта и поиски путей его конструктивного разрешения. При всем многообразии существующих трактовок конфликта объединяет их представление о структуре конфликта. А что же необходимо для появления конфликта? Без чего он невозможен? Рассмотрим несколько наиболее известных представлений о структуре конфликта, предлагаемых отечественными психологами.

Один из вариантов структуры конфликта -- основой, или базой, конфликта является конфликтная ситуация, включающая инцидент. Как считают авторы этой концепции Ф. М. Бородкин и Н.М. Коряк, для того чтобы ситуация переросла в реальный конфликт из потенциально возможной, необходимо открытое столкновение, т.е. инцидент. Каждая из противоборствующих сторон, стремясь обладать объектом конфликта, нацелена на получение позитивного результата только для себя, т. е. на выигрыш только одной из сторон Бородкин, Ф.М.Внимание: конфликт!/ Ф.М. Бородкин, Н.М.Коряк [Текст].- Новосибирск: Наука, 1989.- С. 12..

Конфликтная ситуация появляется тогда, когда можно зафиксировать противоречия и разнонаправленные тенденции (цели, интересы и т.д.) реально существующих «носителей» этих противоположностей (оппонентов). В структуре данной ситуации выделяют участников конфликта, именуемых оппонентами. У них есть определенные цели, которые сводятся к тому, чтобы «выиграть» или хотя бы «не проиграть». Весь конфликт разворачивается из-за определенного объекта конфликта. Объект конфликта -- это то, чем хотят обладать или завладеть оппоненты (власть, авторитет, влияние, должность, деньги и т.д.).

Конфликтная ситуация включает в себя:

- инцидент,

- объект конфликта,

- участников конфликта (оппоненты),

- цель «выиграть» или  «не проиграть».

Усилия сторон направлены на достижение собственных целей и на воспрепятствование противнику в удовлетворении его потребностей. При таком рассмотрении конфликтная ситуация является «зоной», в которой еще возможна профилактика конфликта или его разрешение, причем в формах более безопасных, чем непосредственно во время инцидента, в процессе открытой борьбы.

Выделяются следующие элементы:

- стороны (участники) конфликта (личности и социальные группы);

- условия протекания конфликта (социально-групповая и социально-психологическая  среда);

- образы конфликтной ситуации. Характеристики участников конфликта  и особенности условий его  протекания определяют конфликтное  поведение сторон. Однако указанное  определяющее влияние никогда  не осуществляется непосредственно. Опосредствующим звеном выступают  идеальные картины, образы конфликтной  ситуации, имеющиеся у каждого  из участников конфликта. Эти внутренние картины ситуации включают представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т.п.), представление о противостоящих сторонах (их мотивах, целях, ценностях, возможностях и т.п.) и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников. Последнее обстоятельство представляется принципиально важным с точки зрения социально-психологических исследований конфликта. Оно обнаруживает, возможно, наиболее существенный срез социального конфликта как объекта социально-психологического анализа.

При этом представление о себе является более сложным, чем об оппоненте, который, как правило, представляется схематичным, упрощенным, стереотипным, поверхностным. Представления о среде также ограниченны, бедны деталями; возможные действия участников конфликта. Переход к конфликтному взаимодействию предполагает выбор стратегий поведения, т.е. определенной совокупности действий, направленных на оппонента; исходы конфликтных действий зависят как от выбора стратегии поведения, так и от всех остальных элементов структуры.

В структуре конфликта выделяются следующие элементы: внутренняя позиция участников; взаимодействие внешней и внутренней позиций; объект конфликта.

Внутренняя позиция участников конфликта включает их цели, мотивы, интересы. Являясь основными причинами конфликтного поведения, эти цели, мотивы, интересы скрываются от оппонента, а иногда они скрыты и от самого участника. Определить их можно с помощью вопроса: «Зачем, для чего человек участвует в этом конфликте и что-то делает?»

Внешняя позиция проявляется в открытом предъявлении требований, утверждений, отношений и т.п.; это то, что говорит участник конфликта, но не всегда то, чего он хочет.

Взаимодействие внутренней и внешней позиций состоит в том, что человек, говоря что-то, предъявляя свою внешнюю позицию, может «иметь в виду» совсем иное, и это означает, что он намеренно или ненамеренно что-то скрывает. За внешней позицией бывает скрыта внутренняя.

В работе Н.В. Гришиной дано еще одно представление о структуре конфликта Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст]. - СПб.: Питер, 2008. - С. 156.. На основе анализа понятий, выделенных специалистами для описания конфликтов, категорий, существующих в обыденном сознании, а также конфликтных ситуаций ею были выделены следующие элементы: стороны (участники) конфликта; условия конфликта; предмет конфликта; действия участников конфликта; исход (результат) конфликта.

Конфликты явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям.

межличностный конфликт эмоциональный поведение.

Сущность и особенности конфликтов в образовательной среде

В напряженном ритме школьного общения постоянно возникают ситуации, провоцирующие бурный всплеск эмоций, и нам очень трудно бывает порой сдержать гнев, негодование, раздражение. Конфликтогенность образовательной среды является закономерностью функционирования педагогического социума, поскольку конфликтные столкновения в данной среде обусловлены контекстом учебно-воспитательных условий и задач педагогического процесса.

Общепризнано, что современный педагогический социум является социальным пространством повышенного напряжения. Специфика педагогической работы заключается в том, что труд педагога, несмотря на то, что он относится к социономической деятельности (по классификации видов деятельности Е. Н. Климова), протекает индивидуально, как труд одиночки.

Работая с коллективом воспитанников - учащихся, педагог, как правило, находится в сильном психическом напряжении, ибо он должен активно регулировать как свое поведение, так и поведение своих подопечных в различных ситуациях. Такая изначально повышенная нервно-психическая нагрузка способствует повышению вероятности дезадаптивной регуляции интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебно-воспитательной деятельности, различием в статусе и возрасте взаимодействующих сторон Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст]. - М.: Просвещение, 1991.- С.132.:

- ответственность педагога  за разрешение проблемных ситуаций (педагог отвечает за последствия  своей деятельности перед обществом);

- профессиональная позиция  педагога в конфликте обязывает  его взять на себя инициативу  в его разрешении;

- всякая ошибка педагога  при разрешении конфликта порождает  новые проблемы, в которые включаются  другие субъекты образования;

- участники конфликтов  имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется  их поведение в конфликте;

- различное понимание  событий и их причин педагогом  и подопечным (конфликт «глазами  учителя» и «глазами ученика»  видится по-разному, поэтому учителю  не всегда легко понять глубину  переживаний ребёнка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить  их разуму);

- присутствие других учеников-воспитанников-стажеров-студентов  делает их из свидетелей конфликта  участниками, а конфликт приобретает  учебно-воспитательный смысл и  для них.

Многие ученые отмечают, что конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее, и в целом образовательная среда наиболее активно воспринимает все проблемы социума. Поэтому конфликтогенность образовательной среды обусловлена действием всех факторов, продуцирующих конфликты. Здесь необходимо отметить воздействие социальных, социально-психологических и психологических факторов, а также ряд специфических для образовательной среды причин Баныкина, С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира [Текст]. -- М.: Психология, 2001. - С78.:

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"