Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:44, контрольная работа

Описание работы

Психология - это наука о человеческой душе. Она несет знания о моти-вах поведения людей, о внутренней, скрытой жизни человека, о побуждениях к действию, о его воле и безволии, о способности сохранить свой статус, человеческое достоинство в самых неблагоприятных условиях, то, что является отличительной особенностью человека.
Психология глубоко вошла сегодня в жизнь человека, в его повседневный быт, речевую деятельность.

Содержание работы

1. Для чего вы изучаете психологию?
2. Какова структура психики человека?
3. Как изменяется восприятие в зависимости от внимания, мотивов,
ценностей, ожиданий?
4. Опишите, какую роль играют мимика и жесты в выражении эмоций.
5. Какие мотивационные образования характеризуют личность?
6. В чем состоит роль темперамента?
7. Опишите методы ослабления межгрупповой враждебности.
8. Какую роль играет язык тела в невербальной коммуникации?

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 Контрольная работа

 

 

       Дисциплина: ПСИХОЛОГИЯ

 

   

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                    

 

 

                                                                                                   

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 г.

Оглавление

 

 

1. Для чего вы изучаете  психологию?

 

2. Какова структура  психики человека?

 

3. Как изменяется восприятие  в зависимости от внимания, мотивов, 

    ценностей, ожиданий?

 

4. Опишите, какую роль играют мимика и жесты в выражении эмоций.

 

5. Какие мотивационные  образования характеризуют личность?

 

6. В чем состоит  роль темперамента?

 

7. Опишите методы ослабления  межгрупповой враждебности.

 

8. Какую роль играет  язык тела в невербальной коммуникации?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Для чего  вы изучаете психологию?

 

 

Психология - это наука о человеческой душе. Она несет знания о мотивах поведения людей, о внутренней, скрытой жизни человека, о побуждениях к действию, о его воле и безволии, о способности сохранить свой статус, человеческое достоинство в самых неблагоприятных условиях, то, что является отличительной особенностью человека.

Психология глубоко  вошла сегодня в жизнь человека, в его повседневный быт, речевую деятельность. Наша речь насыщена психологическими терминами. Во время изучения проблем психики и поведения человека, у каждого из нас появляется возможность понять, что мы из себя представляем как личность, как нам решить собственные проблемы.

Психологические знания стали необходимым компонентом современной культуры, и значение их будет возрастать. Мы живем в исключительно напряженное время. В последнее время многие стремятся самостоятельно справиться с многочисленными проблемами, которыми так богата наша сверхнапряженная жизнь. Каждый в своей жизни обязательно испытывает неудачи и стрессы. Все большее количество людей не выдерживают этого напряжения. Катастрофически растет число нервно-психических заболеваний, преступников, алкоголиков, наркоманов, разводов, катастроф, самоубийств (в том числе среди детей и подростков!). А те, кому удается удержаться от срывов, «принимают удар на себя» в виде сердечно- сосудистых заболеваний, синдрома хронической усталости, бессонницы и неврозов.

Нашему обществу остро  не хватает психологической культуры отношения к себе, к другим, к работе. Каждому культурному человеку необходимы знания и практические приемы самооздоровления и самосовершенствования (включая профилактику стрессов, алкогольной и других зависимостей), делового и бытового общения (включая проблемы воспитания), творческой организации труда и отдыха. Психотерапия уместна в случаях, когда трудности и проблемы возникают изнутри личности человека, являются производными характера, когда что-то блокирует его перед лицом реальной повседневной жизни.

Особенно эти знания и практические приемы необходимы для  тех, чьей главной профессиональной задачей является работа с людьми, чья жизнь или работа в той  или иной степени связана с  общением и межличностным взаимодействием. Это руководители всех звеньев, работники муниципальных учреждений, воспитания и образования, социальной и оздоровительной сферы, правоохранительных органов, банков, библиотек, торговли, общественного транспорта и др. Эта работа дает дополнительную психологическую нагрузку и на самого специалиста, который, помогая другим, сам нуждается в психологической поддержке и помощи.

Каждый из нас может, путем специального обучения, научиться  лучше защищать от них свое и чужое  психическое (а значит и физическое) здоровье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Какова структура  психики человека?

 

 

Структура психики (лат. structura - взаиморасположение, строение) - совокупность устойчивых связей между  множеством ее компонентов, обеспечивающих целостность ее функционирования. В связи с этим она понимается как неразложимая на отдельные элементы система устойчиво воспроизводящихся в ходе непрерывно меняющихся (протекающих во времени) психических процессов (напр., ощущений, восприятия и т.д.). В структуре психики они функционируют комплексно, однако каждая из них, являясь относительно самостоятельным элементом, решает присущие только ей задачи психической деятельности.

Обычно выделяют три  крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы 2) психические состояния 3) психические  свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы (ощущения, восприятие, представления и др.) обеспечивают непосредственное отражение свойств и качеств внешней среды в сознании человека. Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к  ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные - активные и пассивные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие; и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психические состояния  имеют рефлекторную природу: они  возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.). Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности. 2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т. д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состояний личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми  регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Психические образования (знания, навыки, умения и др.) предопределяют объем и качество воздействия (деятельности) самого человека на окружающий мир.

Свойства личности многообразны, их классифицируют в соответствии с  группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. Выделяют свойства интеллектуальной (наблюдательность, гибкость ума), или познавательной, волевой (решительность, настойчивость) и эмоциональной деятельности человека (чуткость, нежность, страстность, аффективность).

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: 1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, - характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

Психические свойства (направленность, характер, темперамент и др.) обусловливают  поведение человека, прежде всего то, как он поступит в той или иной конкретной жизненной ситуации.

В основе формирования и  последующего развития каждого из структурных элементов психики человека находятся психические функции, которые представляют собой сложные, социально обусловленные прижизненно складывающиеся системные психические явления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Как изменяется  восприятие в зависимости от  внимания, мотивов, ценностей, ожиданий?

 

 

Восприятие - это отражение  предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств  и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. Другими словами, восприятие есть не что иное, как процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.

При восприятии обычно выступает  сосредоточение внимания на каком-либо основном объекте. Другие объекты или менее важные детали рассматриваемого объекта остаются незамеченными, образуют фон восприятия. Процесс восприятия выступает в виде выделения объекта из фона. Так, встретив знакомого человека на улице, мы нередко перестаем замечать особенности других людей, идущих в уличной толпе, едущих по мостовой машин. Все это образует фон, из которого выделяется объект восприятия - знакомый нам человек. Показательно и то, что мы нередко не замечаем не существенные для нас детали и в облике этого человека - цвет его галстука, форму прически. В процессе рассматривания взгляд наблюдателя обычно задерживается лишь на некоторых элементах сложного объекта. Например, рассматривая человеческое лицо, наблюдатель обычно больше внимания уделяет глазам, губам и носу, т.е. тем частям, которые являются наиболее подвижными, выразительными и информационными. На неподвижные и движущиеся предметы человек реагирует по-разному. Так, на движущихся объектах человек невольно фиксирует свое внимание. При этом особое внимание фиксируется на границах перехода от одного объекта к другому и ослабляется на основном поле объекта, т.е. происходит избирательная настройка восприятия

Сильное влияние на восприятие человека или определенной действительности может оказывать первое впечатление. Зачастую бывает так, что все дальнейшее видение человека или достаточно долгосрочное его восприятие находится в плену у первого впечатления. Сильное первое впечатление может оказывать двоякое влияние на дальнейшее восприятие. Оно может способствовать сохранению аналогичного восприятия, даже если оно и не соответствует действительности. Но может приводить и к резкой смене восприятия, что также может быть не адекватным реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Опишите,  какую роль играют мимика и жесты в выражении эмоций

 

 

Эмоции - особый класс  субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Нередко жесты более  достоверно передают информацию, потому что они неосознанны и непроизвольны. Известно, что жесты ног и рук в большей степени передают подлинное состояние партнера, его эмоциональный настрой:

- проявляются состояние  организма и непосредственные эмоциональные реакции - это позволяет судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные)

-позы и движения  тела выражают многие черты  характера человека, степень его  уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость, а также социальный статус человека. Такие выражения, как «идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых», представляют собой не только описание позы, но и выражают определенное психологическое состояние человека

- в позе и жестах проявляются  культурные нормы, усвоенные человеком. 

Помимо жестов очень  большое значение в практике делового общения имеет мимика собеседника. Это объясняется тем, что именно лицо всегда притягивает взгляд, выражение лица обеспечивает постоянную обратную связь (по нему мы можем судить, понял нас человек или нет, хочет ли он что-то сказать в ответ). Также мимика свидетельствует об эмоциональных реакциях человека.

Поскольку лицо является как бы своеобразным перекрестком, на котором проявляются невербальные особенности, мимические аспекты являются наиболее выразительными. Выражение лица - это отражение эмоций, которые «слышны лучше, чем речь».

Знание языка жестов и мимики позволит:

- определить позицию  и отношение собеседника;

- осуществить обратную  связь, которая играет определяющую  роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является составной частью такой связи;

- понять реакцию собеседника  на то, что вы говорите: с одобрением  или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"