Контрольная работа по "Социально - культурное лидерство"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 22:27, контрольная работа

Описание работы

Основу любой организации составляют кадры, которые участвуют во всех сферах ее жизнедеятельности. Люди, работающие в организации очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: возрасту, полу, образованию, национальности, семейному положению и т.д., все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведения других членов организации.

Файлы: 1 файл

лидерство.docx

— 37.67 Кб (Скачать файл)

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

 

 

Предмет: Социально - культурное лидерство

 

1 часть.

     Основу любой организации составляют кадры, которые участвуют во всех сферах ее жизнедеятельности. Люди, работающие в организации очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: возрасту, полу, образованию, национальности, семейному положению и т.д., все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведения других членов организации.

     Вступая в организацию, человек должен уяснить для себя, каким нормам он должен следовать в общении с коллегами, как следует интерпретировать деятельность организации, в какой форме и по каким вопросам обращаться к руководству, в каком виде принято ходить на работу как принято распоряжаться рабочим временем, а так же временем, отведенным для отдыха. В любой организации человек работает в окружении коллег товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп. И это оказывает на него исключительное большое влияние, либо, помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя его способности и желание работать производительно, с полной отдачей. Отношения между коллегами образуют сложную, взаимосвязанную систему. В связи с этим всплывает такое понятие, как социально – психологический климат организации.

     Чтобы раскрыть психологический климат в организации нужно учитывать как минимум три ряда отношений:

     1. Отношения между членами коллектива по вертикали (руководство, восприятие руководителя коллективом и, наоборот, степень участия в управлении, удовлетворенность степенью);

     2. Отношения между членами коллектива по горизонтали (сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, типы и способы разрешения конфликтов);

     3. Отношение к труду (удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива и т.п.).

     С. П. Роббинс предлагает рассматривать содержание организационной культуры на основе десяти характеристик, наиболее ценящихся в организации:

  • личная инициатива, т. е. степень ответственности, свободы и независимости, которой обладает человек в организации;
  • степень риска, т. е. готовность работника пойти на риск;
  • направленность действий, т. е. организация устанавливает четкие цели и ожидаемые результаты выполнения;
  • согласованность действий, т. е. положение, при котором действия подразделений и людей внутри организации определенным образом скоординированы;
  • управленческая поддержка, т. е. обеспечение свободного взаимодействия, поддержки и помощи исполнителям со стороны управленческих служб;
  • контроль, т. е. степень отождествления каждого сотрудника с организацией;
  • система вознаграждений, т. е. степень учета исполнения работ, организация системы поощрений;
  • конфликтность, т. е. готовность сотрудника открыто выражать свое мнение и пойти на конфликт;
  • модели взаимодействия, т. е. степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.

 

 

 

 

   Исследование проводилось среди сотрудников фирмы «НовгородАвто». Данная фирма существует уже 3 года.  В исследовании принимали участие 50 человек. Возраст испытуемых варьируется от 20 до 50 лет. Для изучения психологического климата в коллективе было проведено анкетирование.

 

   Инструкция к тесту:

   Перед вами опросник с двумя колонками с противоположными по смыслу суждениями. Каждое из них – своеобразный параметр психологического климата первичного коллектива. В левой колонке – суждения, соответствующие признакам здорового психологического климата, в правой – антипод каждого суждения. Между антиподами пятибалльная шкала. Чем ближе к левому или правому суждению в каждой паре вы сделаете отметку, тем более выражен данный признак в вашем коллективе. Средний ответ «3» является промежуточным, свидетельствующий о наличии обоих признаков.

 

Признаки здорового психологического климата

5

4

3

2

1

Признаки нездорового психологического климата

1

Я редко вижу в начале рабочего дня хмурые и постные лица своих коллег.

         

Большинство членов коллектива приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости.

2

Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с другом.

         

Члены нашего коллектива проявляют безразличие к эмоциональному общению.

3

Доброжелательность и доверительные интонации преобладают в нашем деловом общении.

         

Нервозность, явная или скрытая раздражительность окрашивают наши деловые отношения.

4

Успехи каждого из нас искренне радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависти.

         

Успех почти любого из нас может вызвать болезненную реакцию окружающих.

5

В нашем коллективе новичок скорее всего встретит доброжелательность и радушие.

         

В нашем коллективе новичок еще долго будет чувствовать себя чужаком.

6

В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах.

         

В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить вину друг на друга или найдут виноватого.

7

Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно.

         

В присутствии руководителя многие из нас чувствуют себя скованно и напряженно.

8

У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами.

         

Многие из нас предпочитают «свое» носить в «себе».

9

Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций.

         

Неожиданный вызов к руководителю у многих из нас сопровождается отрицательными эмоциями.

10

Нарушитель трудовой дисциплины будет у нас держать ответ не только перед руководителем, но и всем коллективом.

         

Нарушитель трудовой дисциплины у нас будет держать ответ лишь перед руководителем.

11

Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуждений.

         

У нас критические замечания чаще всего носят характер явных или скрытых выпадов.

12

Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление.

         

Появление руководителя у большинства из нас особых восторгов не вызывает.

13

В нашем коллективе гласность – это норма жизни.

         

До настоящей гласности в нашем коллективе еще далеко.


 

   Обработка  и интерпретация результатов  теста:

   Итоговые показатели психологического климата по данной шкале находятся в диапазоне от 65 до 13 баллов.

  • Высокой благоприятности психологического климата соответствуют показатели в диапазоне 42-65 баллов;
  • средней благоприятности – 31-41 балл;
  • незначительной благоприятности – 20-30 баллов.
  • показатели менее 20 баллов свидетельствуют о неблагоприятном психологическом климате.

 

Вывод:

Проведенное мною анкетирование показало, что 65% работников считают климат в коллективе благоприятным. Благоприятный психологический климат в коллективе характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.

 

 

2 часть.

   В уже работающем коллективе важно поддерживать психологический климат. Не случайно раньше на дверях в кабинет директора висела табличка о приемных часах. Это мощное средство поддержания психологического климата и атмосферы открытости и доверия. Когда любой сотрудник мог обратиться напрямую к своему высшему руководителю и поговорить с ним о больных вопросах. А чтобы у руководителя было еще время заниматься стратегическими вопросами, для сотрудников выделялись специальные часы. И все было планово.

   При этом если сотрудники друг на друга жалуются, то важно посадить их за общий стол переговоров и всем вместе выслушать версию каждого. И задать вопросы каждому. И снова выслушать ответы. Сильно портится психологический климат, если говорить и обсуждать отсутствующих. Так рождаются слухи и сплетни. Разговор в открытую с уважением к личности каждого и с бережным отношением к чувствам каждого – этот основа основ для поддержания психологического климата.

   Также психологический климат начинает трещать по швам, если нарушены нормы труда, если люди перерабатывают и физически не успевают восстанавливаться. Важно помнить, что когда человек устает, то он становится более раздражительным, менее терпимым, у него увеличивается количество претензий к другим и недовольство самим собой.

   Также важно, чтобы помещение проветривалось (свежий воздух, особенно ионизированный, оказывает свое мощное влияние на общую атмосферу).       Уровень освещенности помещения также вносит свой вклад, особенно к вечеру. Важно помнить, что лампы дневного света шумят и вызывают утомляемость к 16 часам вечера. Обилие компьютеров и проводов также вызывает повышенную утомляемость.

   Компьютеры можно компенсировать обилием комнатных растений, которые создают микроклимат,  а также фотообоями с природой и видимой линией горизонта и перспективой, на которой глаза отдыхают. Если помещение покрашено в сильно контрастные тона, в очень яркие цвета или очень темные тона, то это также неблагоприятно сказывается на физиологии, и как следствие, на эмоциональном фоне коллектива.

   Наличие кулера и стаканчиков может помочь в поддержании психологического климата. Важно так организовать рабочее место сотрудников, чтобы они чувствовали, что о них думают и заботятся. Каждая мелочь здесь имеет значение, потому что забота проявляется именно в мелочах.

Следует помнить, что в коллективе формируются и поддерживаются те ценности, которые подкрепляются и оказываются востребованными. А невостребованные ценности затухают. Спросите себя: «Мне важно. чтобы мой коллектив жил по каким принципам и правилам?» А затем на каждый принцип или правило придумайте по одному регулярно совершаемому мероприятию, и проводите эти мероприятия. Это и есть залог успеха психологического климата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   3 часть.

 

    Для успешного сплочения сотрудников применяют тимбилдинг - комплекс мероприятий, направленных на создание и сплочение команды. Он включает в себя различные методы и приемы сплочения коллектива.  
Термин "тимбилдинг" произошел от английских слов team - команда и building - построение. К сожалению, многие руководители подразумевают под тимбилдингом корпоративную пьянку, думая, что алкоголь сплотит их сотрудников. На самом деле, корпоративные вечеринки могут быть частью процесса тимбилдинга, но помимо них существуют более эффективные приемы сплочения коллектива, применять которые нужно в комплексе.  
     Прежде чем приступить непосредственно к тимбилдингу, начальнику стоит присмотреться к рабочему коллективу. Стороннему наблюдателю обычно прекрасно видно, кто из сотрудников общается между собой, а кто предпочитает друг друга избегать. В каждом коллективе есть люди, к которым тянутся, обращаются за поддержкой и помощью. Таких людей стоит задействовать при тимбилдинге, начав сплачивать коллектив вокруг них.  
Чаще всего тимбилдинг - это выездное мероприятие на природе или в специально арендованном для этого помещении. Общение за пределами офиса снимет оковы формальности и поможет сотрудникам открыться с новой стороны. Длительность тимбилдинга - от нескольких часов до нескольких дней, в зависимости от возможностей компании и поставленных задач.  
     Среди наиболее распространенных форм тимбилдинга можно выделить:

  • командные спортивные игры и мероприятия (пейнтбол, пешие и велосипедные походы, сплавы по реке и т.п.)
  • мероприятия творческого характера (командные конкуры, интеллектуальные соревнования, ролевые игры)
  • активные тренинги, ориентированные на взаимодействие в команде (более всего известен так называемый "веревочный курс")

     Выбор формы тимбилдинга зависит от его целей, а также от особенностей коллектива. Спортивные мероприятия хороши, если рабочий коллектив состоит из молодых людей, если же его состав разновозрастной - лучше подобрать более спокойный способ сплочения. Для формирования командного духа подойдут командные соревнования, но если стоит задача, к примеру, научить сотрудников эффективно распределять обязанности, более уместной будет ролевая игра с акцентом на групповое взаимодействие.  
     Сценарий тимбилдинга следует продумать заранее. Это можно поручить сотрудникам, отвечающим за персонал, или же обратиться к профессионалам (существуют организации, предоставляющие услуги тимбилдинга для компаний). Чаще всего над разработкой сценария тимбилдинга трудятся сразу несколько специалистов, ведь необходимо придумать яркий и запоминающийся сюжет мероприятия, учесть массу психологических аспектов (ведь изначальная цель тимбилдинга - не просто развлечься, а сплотить коллектив) и сделать так, чтобы придуманный сценарий можно было реализовать на практике.  
     Сценарии тимбилдинга могут быть самыми разными. Довольно востребованы сценарии ролевых игр,основанные на сюжетах известных фильмов или книг. Проведенный по такому сценарию тимбилдинг будет атмосферным, запоминающимся, а необходимость исполнения той или иной роли покажет черты характера сотрудников, которые они, возможно, раньше не проявляли.  
     Еще один популярный формат тимбилдинга - это квест (приключение). Это соревнование подразумевает достижение определенной цели путем выполнения последовательности заданий. Выполнение одного задания дает возможность приступить к следующему. Этот вид тимбилдинга позволяет сплотить команду и наладить взаимодействие между сотрудниками.  
Творческие мероприятия могут быть самыми разнообразными. Чаще всего они подразумевают командную работу над определенным проектом: газетой, фильмом, фотовыставкой. Участникам могут даже предложить открыть свой ресторан, снабдив все команды одинаковым набором продуктов. Все это помогает не только проявить творческие способности, но и научить сотрудников распределять обязанности при работе в команде.  
     Косвенно к тимбилдингу можно отнести празднование дней рождения сотрудников и Нового года, корпоративные вечеринки по другим поводам. Особенно популярны в последнее время тематические костюмированные вечеринки.  
      Тимбилдинг предотвращает конфликты в коллективе и помогает создать сплоченную и эффективную команду сотрудников, готовых усердно трудиться не только ради личной выгоды, но и на благо общего дела.

Информация о работе Контрольная работа по "Социально - культурное лидерство"