Контрольная работа по "Специальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 09:07, контрольная работа

Описание работы

Проблемы организации учебно-воспитательного процесса с детьми и подростками, испытывающими временные адаптационные затруднения и сложности в освоении школьных образовательных программ, оказание им психолого-педагогической помощи в преодолении этих затруднений, коррекция негативных межличностных отношений и дискомфортных условий социальной среды, вызывающих отклонения в развитии и поведении детей и подростков, привлекают внимание как специалистов различных отраслей специальной педагогики, так и исследователей новых научных направлений в общей педагогике (социальной, превентивной, коррекционной педагогики и др.).

Содержание работы

Каковы психологические основы коррекционной педагогики 3
Рассмотрите причины и виды нарушений речи. 8
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

специальная психология.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Нередко функциональная дислалия наблюдается у детей, которые  в раннем дошкольном возрасте овладевают сразу двумя языками, при этом может наблюдаться смешение звуков речи двух языковых систем. Дефект носит органический (механический) характер, если он обусловлен анатомическими нарушениями артикуляционного аппарата неправильный прикус, неправильное строение зубов, неправильное строение твердого неба, аномально большой или маленький язык, короткая уздечка языка. Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случае травматического повреждения периферического аппарата- в любом возрасте.

У ребенка с  дислалией может быть нарушение  произношения одного или нескольких звуков, трудных по артикуляции (свистящих, щипящих, «р», «л»). Нарушения звукопроизношения  могут проявляться в отсутствии тех или иных звуков, искажениях звуков, их заменах. У детей с дислалией, как правило, не отмечается нарушений речевого развития, т.е. лексико – грамматическая сторона речи формируется в соответствии с нормой.

Ринолалия - нарушения  тембра голоса и звуков произношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается назализованным (гнусавым) вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. Чем обширнее расщелина, тем сильнее сказывается ее отрицательное влияние на формирование звуковой стороны речи. В тяжелых случаях речь ребенка непонятна для окружающих.

Дети, страдающие ринолалией, нуждаются в ранней диспансеризации и хирургическом лечении.

Дизартрия - нарушение  произносительной стороны речи, обусловленное  недостаточностью иннервации речевого аппарата. Причиной дизартрии в детском  возрасте является поражение нервной  системы главным образом во внутриутробном или родовом периоде жизни нередко на фоне церебрального паралича. Она связана с органическим поражением нервной системы, в результате чего нарушается двигательная сторона речи. Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний. При дизартрии наблюдается расстройства звукопроизношения, голосообразования, темпо - ритма речи и интонации. Степень выраженности дизартрии бывает разной: от полной невозможности произнесения речевых звуков до еле заметной слушателю нечеткости произношения, что зависит от характера и тяжести поражения нервной системы. Различают несколько клинических форм дизартрии, характер которых связан с местом органического поражения нервной системы. В детском возрасте чаще всего встречаются смешанные формы дизартрии, выраженные в легкой и средней степени. У таких детей чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков ( с, з, ц, ш, щ, ж, ч, р, л ). В целом произношение звуков нечеткое, смазанное ( «каша во рту» ). Как правило, при дизартрии речь детей развивается с задержкой, страдает произношение сложных по артикуляции звуков. В целом произношение звуков нечеткое, смазанное.

2) Нарушения  структурно - семантического оформления высказывания.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического  поражения речевых зон коры головного  мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Алалия является одним из наиболее тяжелых и сложных  дефектов речи. При алалии нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств не формируется, страдает мотивационно - побудительный уровень речепорождения.

Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и  слогового состава слов. В зависимости  от преимущественной симптоматики различают  главным образом две формы алалии: экспрессивную и импрессивную. При экспрессивной алалии не формируется звуковой образ слов. Импрессивная (сенсорная) алалия характеризуется нарушением восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. Ведущим симптомом этого нарушения является расстройство фонематического восприятия, которое может быть в различной степени: от полного неразличения речевых звуков до затрудненного восприятия устной речи на слух.

Дети сенсорной  алалии очень чувствительны к  звуковым раздражителям. При экспрессивной (моторной) алалии не формируется звуковой образ слова. Для устной речи таких детей характерны упрощения слоговой структуры слов, пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, а также слов во фразе. Существенно страдает усвоение грамматических структур языка. Эти дети достаточно хорошо понимают обиходную речь, адекватно реагируют на обращение к ним взрослых, однако только в рамках конкретной ситуации. У детей с алалией без специального коррекционного воздействия речь не формируется, поэтому им необходима длительная логопедическая помощь.

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная  локальными поражениями головного  мозга. У ребенка теряется речь в  результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции  или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло, в более старшем возрасте, то говорят об афазии. При афазии главным образом поражаются определенные зоны доминантного по речи полушария. Выделяют несколько форм афазии, в основе которых лежит нарушение либо понимания речи, либо ее производства. В тяжелых случаях при афазии у человека нарушается способность как понимать речь окружающих, так и говорить. В отличии от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.

При нарушении  продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной  письменной деятельности- расстройства чтения.

Дислексия - частичное  специфическое нарушение процесса чтения. Полная неспособность овладения чтением называется алексией. Проявляется в многочисленных повторяющихся ошибок в виде замен, перестановок, пропусков букв, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова. Ошибки при дислексии носят стойкий характер. Различают следующие формы дислексии:

1) фонематическая  дислексия наблюдается у детей  с несформированными функциями  фонематического восптиятия, анализа,  синтеза. Дети в процессе чтения  путают буквы, обозначающие звуки,  сходные по акустико – артикуляционным параметрам;

2) семантическая  дислексия обусловлена несформированностью  процессов звуко - слогового синтеза  и отсутствием дифференцированных  представлений о синтаксических  связях внутри предложения.

Такие дети овладевают техникой чтения, но читают механически, без понимания смысла читаемого;

3) аграмматическая  дислексия наблюдается у детей  с несформированностью грамматической  стороны устной речи. При чтении  предложений наблюдаются ошибки  грамматического характера;

4) мнестическая дислексия связана с нарушением установления ассоциативных связей между зрительным образом буквы и слухопроизносительным образом звука, т.е. дети не могут запомнить буквы и сопоставить их с соответствующими звуками;

5) оптическая  дислексия обусловлена теми же механизмами, что и оптическая дисграфия. При чтении буквы, сходные по начертанию, смешиваются и взаимозаменяются детьми. Иногда может наблюдаться «зеркальное чтение».

Дисграфия - частичное  специфическое нарушение процесса письма. Полная неспособность овладения письмом называется аграфией. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешаниях или пропусках букв, в искажениях звуко - слогового состава слова и структуры предложений. Дисграфия обусловлена дефектами устной речи, несформированностью операций звукового анализа, нестойкостью произвольного внимания. Выделяют следующие виды дисграфии:

1) артикуляционно-акустическая  дисграфия при этой форме дисграфии  у детей наблюдаются различные  искажения звукопроизношения и  недостаточность фонематического восприятия речевых звуков, различающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками;

2) акустическая  дисграфия, у детей с этой  формой дисграфии отмечается  несформированность процессов фонематического  восприятия. Это проявляется в  заменах и смешениях букв, которые обозначают звуки, различающиеся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Кроме этого у детей может отмечаться несформированность звукового анализа и синтеза, что проявляется при письме в виде следующих специфических ошибок: пропуски, вставки, перестановки, повторы букв или слогов. Пропуски букв свидетельствуют о том, что ребенок не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов;

3) дисграфия,  связанная с нарушением языкового  анализа и синтеза, она связана  с тем, что учащиеся не вычленяют в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы. Это ведет к слитному написанию смежных слов, предлогов, союзов с последующим словом, к раздельному написанию частей слова, чаще приставки и корня;

4) аграмматическая  дисграфия, эта форма дисграфии более ярко, чем другие, прослеживается в связи с недостаточностью развития грамматической стороны устной речи у детей. На письме нарушаются грамматические связи между словами, а также смысловые связи между предложениями;

5) оптическая дисграфия связана с недоразвитием пространственных представлений, анализа и синтеза зрительного восприятия.

У ребенка с  дисграфией, как правило, с трудом формируются графические навыки, в результате чего почерк неровный. Затруднения ребенка при выборе нужной буквы придают характерный небрежный вид письму. Оно пестрит поправками и исправлениями.

Таким образом, исследователи выделяют различные  виды речевых нарушений, главные  из них: расстройства фонационного оформления высказывания, нарушения структурно - семантического оформления высказывания, нарушения письменной речи ( нарушение голоса, брадилалия, ринолалия, дизартрия, дисграфия, афазия, алалия, тахилалия, дислексия, заикание).

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. Специальная педагогика./ Под ред. Н.М.Назаровой. - Издательский центр «Академия» - М.,- 2004.- с. 236-247
  2. Ахутина Т.В., Яблокова Л.В. Нейролингвистический анализ речи первоклассников // Мир ребенка и его язык. Материалы международной конференции «Ребенок в современном мире». - СПб.,-2004.- 6 с.
  3. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
  4. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников.- М., 2006.
  5. Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф.Кумариной. - М., 2010.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Специальной психологии"