Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 16:59, контрольная работа
1. Психологические причины и динамика образования социальных групп
2. Психология правосознания
3. Термины
– правовую психологию (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.
Отметим, что более точным будет название «Психологическая идентификация с правом»;
– индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т.д.;
– личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления);
– волевой потенциал индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек принимает решения, определяющие правомерность или неправомерность его поведения).
Таким образом, основными структурными элементами правосознания выступают знание правовых предписаний, принятие их и руководство ими.
Правосознание – это отношение людей к существующим и вновь принятым законам. Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, ибо взаимосвязано с другими видами и формами сознания реальности и действительности. Так, достаточно часто высокий уровень правосознания переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения этических категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести и чести и т.д.
Между правом и правосознанием существует тесная взаимосвязь. Эта связь в некоторой степени может проявляться как во влиянии правосознания на право, так и наоборот – во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии – стадии правотворчества. Оно заключается в том, что правосознание пусть в незначительной степени, но вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений.
Определяющее значение правосознания выражается в соблюдении правовых предписаний. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению их уровня. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания каждого члена общества.
Выделяют несколько уровней правосознания. Прежде чем раскрыть их, вспомним, что основными структурными элементами правосознания выступают знание правовых предписаний, личностное принятие их и руководство ими. Основным системообразующим элементом выступает принятие предписаний (минимальные познания в области права есть у каждого, а факт принятия предопределяет руководство правовыми предписаниями в процессе деятельности). Принятие правовых предписаний – очень сложное, многогранное образование. Причины принятия, а следовательно и природа правосознания, неоднородны.
Лица, характеризующиеся доминированием биологического фактора, склонны к правопослушному поведению в силу страха перед наказанием. Страх как детерминанта поведения характерен для многих сфер человеческой деятельности, но в теории правосознания исследователи почему-то пытаются обойти стороной эту важную составляющую феномена правосознания.
Лица, характеризующиеся доминированием социального фактора, склонны к правопослушному поведению в силу привычки, ролевого стереотипа как следствия прочно закрепленной в сознании в процессе воспитания модели должного поведения. Представляется, что данная группа выступает наиболее многочисленной, но, к сожалению, достаточно инертной в плане отношения к правовым новациям.
Лица, характеризующиеся доминированием индивидуально-психологического фактора, склонны к правопослушному поведению в силу глубинного осознания правильности и необходимости данного поведения, базирующегося к тому же на достаточном знании и понимании буквы и духа закона. Проблемой является то, что оптимальная модель правосознания в сознании этих лиц тесно связана с идеей справедливости или идеей целесообразности модификации всего общества в рамках достаточно агрессивной социальной модели. Таких представителей немного, о чем говорилось на прошлой лекции, и они в стабильном обществе базовые социальные тенденции не контролируют.
Возвращаясь к уровням правосознания, традиционно выделяем обыденное, профессиональное и научное правосознание.
Первый уровень представлен обыденным правосознанием. Этот уровень свойствен значительной части общества, он формируется на базе повседневного опыта граждан. Для людей с этими уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, в которых, как правило, правовые воззрения точно переплетаются с нравственными представлениями. Обыденное правосознание складывается в процессе семейного воспитания, под влиянием государственной пропаганды и идеологической обработки граждан. Оно стихийно формируется под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению. Обыденное правосознание – это отношение к праву, оценка правовых норм на уровне бытовой логики, соответствия правовых предписаний положениям морали и принципу справедливости. Именно обыденное правосознание – идеальный объект психологического изучения.
Второй уровень – профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки, в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Формированию профессионального правосознания должно быть уделено особое внимание в современных условиях. Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций и т.д. Несколько неактуально изучение профессионального правосознания в юридической психологии, потому что единственное, пожалуй, что в нем есть психологического, это элемент обладания определенным объёмом информации. Отношение же к этой информации, его генезис и особенности ничем не отличаются от отношения к правовым предписаниям представителей первой группы.
Третий уровень – это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Научное правосознание – это попытка совместить идеологическую компоненту пропаганды законопослушного поведения и реальное знание о процессах правопослушного поведения. Принято считать, вероятно ошибочно, что научное правосознание, в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и социальных исследований социально-правовой действительности.
В идеале именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики. Научное правосознание ориентировано, в том числе, на научное и околонаучное развенчивание идей «отмирания» права, правового нигилизма, представлений о законе как воле государства и т.д.
3. Термины.
Аксиология - философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.
Активность - понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.
Биогенный – связанный с живыми организмами.
Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обусловливает развитие отдельных психических процессов (мышления, памяти, эмоций и пр.), развитие личности ребенка в целом и именно в рамках ведущей деятельности зарождаются новые формы деятельности ребенка.
Действие – это такой процесс, мотив которого не совпадает с его предметом, а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено.
Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.
Жизнедеятельность - внутренняя и внешняя активность личности в конкретных социальных, социально-психических условиях.
Игра - это особый вид деятельности человека, осуществляемый в рамках специально созданных сюжетов, правил, принципов.
Интерес - форма проявления познавательной потребности, удовлетворение которой обеспечивает направленность на осознание целей деятельности и тем самым способствует восполнению пробелов в знаниях человека, ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, вообще более полному и глубокому отражению действительности.
Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта.
Мотивация - динамический процесс внутреннего психологического и физиологического управления поведением человека, включающий его инициацию, направление, организацию и поддержку.
Операция - одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно-предметными условиями достижения целей, т. е. с задачей.
Опредмечивание потребности — процесс преобразования и воплощения душевных человеческих сил и способностей из умственной формы, образа в свойства предмета.
Потребность — это состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.
Предмет — в нем синтезированы различные физические и химические свойства, доступные отражению на уровне ощущений, однако одинаковыми физико-химическими свойствами могут обладать и несхожие предметы.
Сдвиг мотива на цель - механизм формирования новых мотивов.
Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни; все умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства материальных и духовных ценностей; результат деятельности, работы, произведение.
Учение — это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности, для воспитания гражданской зрелости.
Цель – это непосредственно осознаваемый и предвосхищаемый результат деятельности, направленный на удовлетворение актуальной потребности.
Ценностные ориентации - ориентация человека на определенные ценности возникает в результате их предварительной положительной оценки.
Список использованной литературы
1. Бикчинтаева Л.Г. Словарь терминов по дисциплине «Психология»: словарь / Л.Г. Бикчинтаева. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 2008. – 110с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1997. – 336с.
3. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576с.
4. Макарова И.В. Психология: конспект лекций / И.В. Макарова.-2-е изд., доп. - М : Юрайт - Издат, 2007.-238 с.
5. Матусова М.В. Юридическая психология: учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. – С. 120.
6. Психология и педагогика: учебник / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2011.— 490 с.
7. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. М.: Юристь, 2007. 488 с.
8. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: учебник. М.: Проспект, 2006. С. 152.
1 Романов В.В. Юридическая психология: учебник. М.: Юристь, 2007. 488 с.
2 Матусова М.В. Юридическая психология: учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. – С. 120.
3 Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: учебник. М.: Проспект, 2006. С. 152.
Информация о работе Контрольная работа по учебной дисциплине «Психология»