Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 00:05, контрольная работа
Эксперимент №1.
Цель эксперимента: установить зависимость между качеством ориентировочно-исследовательской деятельности зверьков в ходе освоения ими «жилой комнаты» и полнотой ее отражения.
Экспериментальные условия: помещения площадью 6м/2с мебелью и разными предметами домашнего обихода.
Эксперимент №2.
Цель эксперимента: выявить способности крыс к обучению
посредством подражания. Экспериментальные условия: Т-образный лабиринт, ранее обученная крыса.
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "
«Кафедра психологии и педагогики»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Зоопсихология»
Выполнила:
Студентка 1 курса «№3 гр.» группы
Факультета клинической
Петрова Виктория Максимовна
Эксперимент №1.
Цель эксперимента: установить зависимость между
качеством ориентировочно-
Экспериментальные условия: помещения площадью 6м/2с мебелью и разными предметами домашнего обихода.
Описание эксперимента: дикоживущих рюкюйских мышей
и синантропных домовых мышей выпускали
в подготовленное помещение, где создавали
для них различные ситуации новизны. При
этом у дикоживущих рюкюйских мышей обследование
обстановки имело преимущественно локомоторный
характер; эти зверьки знакомились с объектами
либо пробегая мимо них на большой скорости,
либо обегая один или несколько раз вокруг.
В непосредственный тактильный контакт
с ними рюкюйские мыши в отличие от синантропных
домовых мышей почти не вступали. К тому
же и сама ориентировочно-
во всем объеме помещения, в той же ситуации с поворотом коробки мы наблюдали короткую остановку перед стенкой, обегание коробки вдоль одной из боковых стенок и заход внутрь (за сухим молоком). При последующих подходах к этой коробке домовые мыши уже не останавливаясь следовали вдоль ее боковой стенки и сразу проникали внутрь.
Анализ эксперимента: Из эксперимента видно, что
чем лучше развит процесс ориентировочно-
Эксперимент №2.
Цель эксперимента: выявить способности крыс к обучению
посредством подражания.
Экспериментальные условия: Т-образный лабиринт, ранее обученная крыса.
Описание эксперимента: В работе Миллера и Долларда (Miller, Dollard, 1941) крысы должны были научиться следовать за особью, обученной ранее, в тот же отсек Т-образного лабиринта, а в другой серии опытов — не следовать за этой крысой, а направляться в противоположный отсек. До получения подкрепления обучающиеся особи не проявляли четкой тенденции следования или не следования за крысой-лидером. При введении подкрепления быстро устанавливалась условная связь и вырабатывался необходимый навык — направляться вслед за лидером или в противоположный отсек. Показательно, что имел место широкий перенос навыка в другие ситуации: замена одного лидера другим, перемена мотивации (с голода на жажду), помещение в иную экспериментальную установку.
Анализ эксперимента: После проведения эксперимента, можно утверждать, что способность крыс к обучению посредством подражания является важным механизмом поведенческой адаптации крыс, особенно в условиях антропогенной среды.
Эксперимент №3.
Цель эксперимента: Сравнить поведение человеческого ребенка и детеныша шимпанзе.
Экспериментальные условия: самка шимпанзе — Гуа, в возрасте 7,5 месяцев и супруги Келлог, взявшие ее на воспитание с собственным сыном Дональдом в возрасте 10,5 месяцев.
Описание эксперимента: . В течение 9 месяцев Гуа и Дональд жили и воспитывались вместе. Гуа воспитывалась совершенно одинаково с Дональдом. Она носила теплую одежду и укрывалась одеялом. Кормили ее на детском кресле около стола, с ложечки и из чашки, а после еды и питья она вытирала себе губы тыльной стороной кисти. Режим кормления для Гуа был такой же, как и для Дональда; шимпанзе получала 600 г молока ежедневно, ела овощное пюре, бисквиты, варенье, фрукты, яйца всмятку, желе, пудинги, пила апельсиновый сок После двух месяцев «цивилизации» Гуа, ей дали кровать с сеткой и матрацем, а также пижаму. Матрац Гуа приняла с большой радостью, и когда его временно взяли, обезьянка плакала так сильно, что его пришлось вернуть ей. Поведение шимпанзе во время сна очень похоже на человеческое. Сонная Гуа трет глаза кулаком, голова клонится на грудь. До 9-месячного возраста Гуа спала дольше Дональда, и притом всегда спала после еды. Через несколько недель, проведенных
среди людей, Гуа перед сном каждый раз разбрасывала свою постель(инстинкт гнездостроения). Когда она находила какой-нибудь предмет, как, например, одежду, лоскуток, веревку, цепочку, то надевала себе на шею и ходила с ним (инстинкт собственности). Игрушкой для шимпанзе может быть буквально все, что можно грызть, бросать, трясти. Гуа дышала на оконное стекло и рисовала на нем пальцем; сидя на земле, пересыпала руками песок и рыла в нем ямки. Иногда она отнимала у Дональда какую-нибудь игрушку и позволяла себя догонять, улыбаясь при этом, когда тот с громким смехом семенил за ней. В отношении ко взрослым Гуа была недоверчивой, и снискать ее ласку было нелегко. Что касается других животных, то вначале она дружественно реагировала на некоторых из них, но, напуганная как-то лаем маленькой собачки, она начала ее бояться.(инстинкт страха) Когда детям дали живого майского жука, Гуа едва дотронулась до него пальцем(инстинкт самосохранения), Дональд же взял его в руку...
Анализ эксперимента: Несмотря на схожесть поведения человеческого ребенка и детеныша шимпанзе, как следствие из эксперимента можно утверждать, что у детеныша во всех видах деятельности, в большей степени, проявляются инстинкты: питания, страха, самосохранения, гнездостроения, собственности, половой инстинкт и инстинкт свободы.
Список используемой литературы:
Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии / Ред.-сост.
Х917 Н.Н.Мешкова, Е.Ю.Федорович. 4-е изд. — М.: УМК «Психология»;
Московский психолого-
1. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Постановка А.Н.Леонтьевым проблемы филогенеза образа мира и современные исследования в зоопсихологии.
2. Мешкова Н.Н. Шутова М.И. Особенности психической деятельности серой крысы.
3. Ян Дембовский Психика молодого шимпанзе.