Контрольная работа по "Зоопсихологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:21, контрольная работа

Описание работы

Согласно общепринятым представлениям, в основе поведения животных в сообществе лежит взаимодействие двух факторов:
1) общественного инстинкта, побуждающего их объединяться с сородичами и поддерживать с ними постоянные контакты;
2) внутривидовой агрессивности, которая позволяет установить и поддерживать определенный порядок в сообществе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I Формы поведения………………………………………………….4
1.1 Устройство стаи волков………………………………………………..4
1.2 Коммуникация и социальная организация…………………………...8
1.3 Формы поведения……………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………..18
Источники и литература………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

зоопсихология.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ

 

Родительское  поведение

Первые элементы родительского  поведения у волков появляются в  возрасте восьми месяцев. Попытки провокации родительского поведения осуществляются у более юных зверей. Так, 5-месячным волчатам предъявляли щенков собаки. В этом возрасте обычно развивается охотничье поведение. Только к восьми месяцам у волчат появляются первые элементы родительского поведения. К их числу можно отнести исследовательскую реакцию (без пробы на зуб) с помахиванием хвоста и поскуливанием. В течение нескольких часов реакция усиливается, и волчонок пытается охранять новорожденного щенка. В дальнейшем развивается подставка к сосанию (после непосредственного контакта). В наших наблюдениях звери начинают применять отрыжку не ранее 10—11 месяцев. При возможности выбора годовалыми волками между новорожденными волчатами и новорожденными щенками собак предпочтение отдавалось волчатам, но когда предъявлялись только собачьи щенки, родительское поведение развивалось в полной мере. Сравнивая поведение по отношению к собственным волчатам и к приемышам как половозрелых, так и неполовозрелых волков, мы не нашли никакой разницы между самками и самцами. Примечательно, что иногда у нерожавших половозрелых самок при этом начиналась лактация. Наблюдая в естественных условиях за развитием месячных волчат после того, как их мать убили (остался ли в живых самец неизвестно), было отмечено, что щенков выкармливали два переярка.

 Развивающийся с  8-месячного возраста родительский  инстинкт способствует выживанию прибылых в самых жестких условиях и вместе с тем ко времени полового созревания переярков у них уже сформированы все компоненты родительского поведения. Напрашивается сравнение этих наблюдений с игрой детей в куклы — раннее появление потребности самых разных животных в освоении родительского поведения.

 Все сказанное подводит  к заключению, что в основе  формирования поведения волка  находится пищевое поведение.  Даже чисто социальные стороны группового поведения в определенной мере вытекают из решения пищевых проблем. Корни родительского поведения также обнаруживаются в пищевом поведении. Ни экспериментальные исследования, ни полевые наблюдения в отдельности недостаточны для полного понимания онтогенеза поведения волка. Только в сочетании обоих приемов исследования видится возможность новых выводов в решении крайне интересной проблемы.[6]

Развитие охотничьего  поведения

Исследование поведения  волчат при первом предъявлении им живой жертвы (волчатам в возрасте 3 месяцев предъявлялись мыши и кролики) показали, что у волчат активизируется игровое поведение, которое постепенно переходит в активную исследовательскую реакцию с попыткой «пробы на зуб». Во всех случаях, когда жертва убегает, хищник преследует и обычно убивает. После этого продолжает трепать и жевать ее; жует в основном уши и пахово-брюшную область, в конце концов, повреждает кожный покров и тогда уже поедает. При повторном предъявлении жертвы полностью отсутствует игровая и исследовательская активность и, независимо от того, двигается жертва или нет, развивается типичное охотничье поведение. Когда необученным щенкам предъявлялось чучело кролика, проявлялась исследовательская активность. Если чучело падало или перемещалось, у щенков моментально развивалась игровая активность, которая постепенно; снижалась до полной потери интереса.[5]

 Приблизительно таким  же образом реагируют более  взрослые (от семи месяцев-до года) необученные волки на первое  предъявление жертвы. Но в их  поведении полностью отсутствуют игровые элементы, заменяемые пассивно-оборонительным поведением. Оно тоже исчезает в течение 5—10 мин, и хищник продолжает исследовательскую активность с пробой на зуб. При сопротивлении жертвы включается агрессивное поведение, завершающееся умерщвлением жертвы. Если он убивает жертву, не повреждая шкуру (2 случая из 10), то некоторое время хищник сохраняет исследовательскую активность, а затем теряет всякий интерес к ней. Как скоро это происходит? Оказалось, что волк довольно долго следит за убитой жертвой и старается пресечь попытки посторонних приблизиться к трупу. Отогнав соперника, он возобновляет исследовательскую активность, снова тискает труп зубами, вылизывает брюхо. При повторном предъявлении жертвы поведение почти взрослых волков развивается так же, как у 3-месячных волчат.[6]

 В контрольном эксперименте было наблюдение за поведением выпущенных в лес трех ручных, но необученных охоте, 4-месячных волчат. Первые три дня они ничего не ели (корм им не давали), на четвертый стали собирать и поедать опавшие плоды кизила и ежевики, на шестой поймали первую мышь, а на восьмой день уже все они питались мышами. На пятнадцатый день волчата начали успешно охотиться за привезенными на участок их обитания кроликами. Итак, на основе инстинктивной реакции преследования и схватывания движущейся живности для 3—12-месячных волчат возможно самостоятельное обучение охоте.

 При изучении (в  опыте) приемов борьбы с крупной  жертвой неопытным волкам старше одного года предоставляли возможность охоты на ослов. Во всех случаях, увидев жертву, волк обходил вокруг нее и нападал сзади, хватая ее за круп или реже за хвост и ноги. Хищник перебирает варианты для более успешной остановки и умерщвления жертвы. Надо заметить, что в пробах умерщвления доминировали хватки в область брюха. В рассматриваемом случае жертва была убита после хватки ее за горло. Во всех последующих предъявлениях крупной жертвы хищник начинал борьбу с того приема, который до этого был удачным. Таким образом, охотничье поведение развивается на базе инстинктивных поведенческих реакций и элементов, которые в процессе онтогенеза обрастают приобретенными условно -рефлекторными элементами.

 

 

Игровое поведение  у волчат

Игровое поведение у  волчат появляется не ранее 20-дневного возраста. Вначале его элементы представляют собой в основном манипуляцию лапами и так называемые садки на спину с Т-образного подхода. В дальнейшем этой реакцией демонстрируется попытка подчинения себе второй особи. К 30-дневному возрасту репертуар игрового поведения расширяется и, кроме непосредственной борьбы между животными, развиваются элементы преследования, затаивания и подкрадывания. Во время борьбы щенки имитируют укусы в область шеи, плеч и реже — живота и конечностей. Обороняющийся старается подставить под укусы плечо и отталкивает соперника тазом, борьба, как правило, кончается убеганием обороняющегося. Далее роли меняются. Эти игры не имеют ничего общего с преследованием во время борьбы, так как в первом содержатся функции поведенческих элементов социального характера, а во втором развиваются приемы охоты. Все элементы преследования и схватывания, затаивания и подкрадывания являются основными инстинктивными элементами, на базе которых в дальнейшем развивается охотничье поведение. К 5-месячному возрасту появляются игровые элементы полового поведения.[6]

 Запасание корма  — один из видов инстинктивного  пищевого поведения, лучше изученного у грызунов.

 Подобно другим  хищным млекопитающим, волк делает  запасы корма, на это явление  слабо изучено в природе, а  развитие поведения запасания в. онтогенезе и совсем не исследовано.

 Сведения о запасании  остатков пищи волками дает Мич упоминания об этом есть у отечественных натуралистов. В опытах выросшие в изоляции от сверстников волчата первые попытки запасания корма делали на 45-й день, а те которые содержались в группе — на 30-й день жизни. При групповом содержании конкурентные элементы поведения стимулируют более раннее развитие поведения запасания.

 Первые попытки  запасания были нескоординированными, полностью координировались они в течение трех-четырех дней. Изучалась память на место запрятывания, учитывая время запоминания местонахождения: предъявленной нами пищи после ее комплексного восприятия голодными животными, и время запоминания собственной кладовой.

 Эксперименты по изучению памяти голодных животных на местонахождение пищи начинались с пятимесячного возраста по модифицированной для полевых условий методике - И. С. Беришвили. К заранее вырытой яме с мясом (15X15 см) подводили голодное животное, которому давали возможность увидеть, понюхать и съесть несколько кусков приманки, после чего животное уводили, а приманку засыпали землей, утрамбовывали и маскировали. Животное отводили к месту старта и привязывали. Расстояние от места старта до приманки составляло (в зависимости от возраста) 50—200 м. Через разные интервалы времени животное отпускали и следили за его движением к приманке. Правильным считали те целенаправленные побежки, когда, волки находил приманку, выкапывали и поедали ее, во всех случаях приманка находилась по ветру от места старта. В связи с тем, что у подопытных животных мог выработаться условный рефлекс направления движения к спрятанному мясу по нашему следу, мы ставили контрольный вариант эксперимента. Животное кратчайшим путем идет к приманке. Время запоминания местонахождения приманки составляло 10—15 мин для пятимесячных волчат и до 4 час у волков в возрасте года и более. В двух случаях время запоминания составило 9 час. Всегда при запоминании животными конкретного местонахождения приманки общее направление поиска сохранялось, причем иногда они находили ее после продолжительного поиска. Столь короткое время запоминания места приманки кажется парадоксальным. Ведь во всех случаях места запрятывания мяса не имели ориентира. Тогда начали закапывать приманку, как у естественных, так и у искусственных ориентиров и обнаружили, что все животные в подобных опытах помнили место приманки не менее трех суток.

 Далее, изучалось время запоминания кладовой, сделанной самим зверем. Единственным тестом служило время, в течение которого животное пыталось охранять собственную кладовую от конкурентов. Оно составило не более 4 час. Затем волк уже не реагировал агрессивно на разорение собственной кладовой (вообще-то волки четко реагируют на всякое копательное движение другой особи).

 Возникает вопрос, какой же биологический смысл может иметь поведение запасания пищи, если местонахождение кладовой не запоминается надолго? Изучалось распределение кладовых на освоенной волками территории. Площадь ее определяли так: группу из четырех и более зверей в возрасте от одного года выпускали на свободу без каких-либо ограничений передвижения. Освоенной считали территорию, границы которой не пересекало ни одно животное после недельного на ней пребывания, она составляла 5—6 км.[6]

 Далее эксперименты проводились в двух вариантах. В первом — экспериментальных животных привязывали к границе освоенной территории, а в центре ее выпускали кролика, у которого заранее был выработан оборонительный условный рефлекс (оставаясь на одном и том же месте более полуминуты, кролик получал электрический разряд). Через 30 мин спускали одного полусытого волка, который по следу жертвы находил, убивал и съедал часть ее, закапывал остатки. Подобные опыты многократно проводились с каждым зверем, чтобы избежать совпадения мест поедания жертвы в разных опытах. Во втором варианте одновременно принимали участие по две группы волков. Каждой группе мясо давали в одном и том же месте через день, а в остальные дни места кормежки были случайными. В первом варианте эксперимента «свои» кладовые на освоенной территории распределены равномерно, без каких-либо концентраций. Выпуская сюда голодного волка, мы заметили, что он отыскивает кладовые случайно и не отличает «своих» от «чужих». Поиск ведет по всей освоенной территории. Поисковая активность высока. При этом условии сам факт высокой вероятности случайного нахождения любой кладовой, возможно, может компенсировать кратковременное запоминание местонахождения собственной кладовой. А кратковременное запоминание должно происходить в силу того, что запасает пищу сытое животное, что, в свою очередь, понижает мотивационно - эмоциональный уровень, необходимый для долгосрочного запоминания.

 Во второй серии  опыта голодный волк начинал  поиск с места обычной кормежки, где плотность кладовых наибольшая. После того как находки закопанного корма становились реже, чем одна в 10—15 мин, поиск распространялся на всю территорию. Отсюда можно допустить, что в естественных условиях хищники в основном целенаправленно ищут кладовые в местах постоянных и удачных охот. Методы транспортировки пищи во время запасания у волков разные. Пища транспортируется в пасти или в желудке, откуда впоследствии отрыгивается. Животные, выросшие в группе с уже сформированным социальным статусом каждой особи, применяют метод транспортировки в зависимости от своего ранга в группе. Доминирующие звери могут транспортировать пищу и в пасти и в желудке, а подчиненные же — только в желудке, чтобы лучше ее сохранить. Расстояние от места поедания до места запасания с возрастом увеличивается. Максимальное расстояние составило по прямой 225 м.

 Возвращаясь к литературным данным, нужно упомянуть, что волки четко находят крупные остатки добычи, т. е. хорошо запоминают место удачной охоты. Данный факт хорошо иллюстрирует А. Д. Поярков. «Волки входят в район ранее добытой жертвы прямо, так как хорошо знают и помнят эти места. Выйдя на такое место, они петляют и рыскают, расходятся, каждый ищет сам по себе». Далее волки находят растасканные куски, видимо, с помощью обоняния. По данным С. А. Корытина, волки могут уловить запах с расстояния до 100 м.[3]

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Что люди знают о волках? То, что они свирепы и опасны, вероломны и коварны. Что их надо уничтожать. Так думают о волках те, кто о них ничего не знает. На самом деле волки очень редко нападают на людей.

Но нужно помнить, что  они, прежде всего хищники и борются  за сохранение своей жизни и своего потомства и их поведение зависит, прежде всего от этих факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бадридзе Я.К. Волк. Вопросы онтогенеза поведения, проблемы и метод реинтродукции // Тбилиси, 1987.– С 143.

2. Бадридзе Я.К. Пищевое  поведение волка: Вопросы онтогенеза // Тбилиси, 1987. – С 56

3. Бибиков Д.И. Волк: происхождение, систематика, морфология, экология // М, 1985. – С 187

4. Крушинский Л.В.  Поведение волка // Наука. –М, 1980. – С 298

5. Очерк о социальном поведении волков по материалам книги Henry R. Askew "Behandlung von Verhaltensproblemen bei Hund und Katze" Hund und Katze" сайт kinolog@dressirovka. spb.ru

6. Сборник статей о волках сайт http://ovolkah.ru/


Информация о работе Контрольная работа по "Зоопсихологии"