Контрольняа работа по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:34, контрольная работа

Описание работы

Термин «культура» выходит к латинскому cultura, что означает «возделывание», «обрабатывание», «уход». Здесь речь идет о возделывании земли, поддержание ее плодородия. В то же время «культура» означает «воспитание», «образование», т. е. развитие человека, его способностей и природных задатков. Третье значение слова «культура» - «поклонение», «подчинение», свидетельствует о родстве терминов cultura и «cultus» (культ).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Язык и его роль в культуре…………………………………………………….4
2. Знак и символ. Понятие семиосферы …………………………...……………….6
3.Символическое поведение человека…………………………………………12
Заключение………………………………………………………………...……..13
Список литературы………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 33.46 Кб (Скачать файл)

 

                                                  СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Язык и его роль в культуре…………………………………………………….4

2. Знак и символ. Понятие семиосферы …………………………...……………….6

3.Символическое поведение человека…………………………………………12

Заключение………………………………………………………………...……..13

Список литературы………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Термин «культура» выходит  к латинскому cultura, что означает «возделывание», «обрабатывание», «уход». Здесь речь идет о возделывании земли, поддержание ее плодородия. В то же время «культура» означает «воспитание», «образование», т. е. развитие человека, его способностей и природных задатков. Третье значение слова «культура» - «поклонение», «подчинение», свидетельствует о родстве терминов cultura и «cultus» (культ).

Культура - это «возделанная»  природа, совокупность норм совместной жизни и объектов, созданных в  дополнение к природным. На фоне природы культура-это продолжение и преобразование того, что дано человеку природой. В совместном преобразовании мира человек формирует и воспитывает себя.

При этом природа не выходит  из сферы поклонения и почитания, прежде всего богов и родителей, и боги выступают представителями  природы. Культура-это одновременно и «воспитание» и «культ». Культура каждого народа хранит в своей  глубине сакральные (священные) пласты, которые решают самые важные вопросы  социального бытия человека - его  сопричастность родине, народу, его  истории и судьбе.

Человек не стоит один на один с миром и поэтому не создает свой культурный мир в одиночку. Человек – существо социальное; лишь совместными усилиями создает он культурную среду обитания и в этом процессе он изменяется, развивается сам.

Вся культура держится на нормах, которые человек сначала от имени  Бога, а затем от имени общества формирует для себя и следит за их выполнением. Поэтому культура-это  ценностно-нормативное, смысловое основание  общественной жизни. Следование членов общества этим нормам поддерживает целостность  и специфику данного общества. Системы социальных целей, идеалов, норм, правил передаются из поколения  в поколение и обеспечивают воспитание человека, его социализацию.

                         1.ЯЗЫК И ЕГО РОЛЬ В КУЛЬТУРЕ

           Язык человека принято называть “второй сигнальной системой”. Она возникла исторически в процессе развития коммуникации и культуры, как инструмент познания и преобразования мира. Главная отличительная особенность второй сигнальной системы состоит в том, оперируя условными знаками-символами и составленными из них предложениями, человек может выйти за границы инстинктов и выработать неограниченные по объему и разнообразию знания.

          Интересно, что все попытки научить человекообразных обезьян звуковому языку были безуспешны, так как звуковой аппарат животных не в состоянии воспроизводить разнообразные членораздельные звуки человеческой речи, однако удалось научить нескольких шимпанзе пользоваться рядом жестов языка глухонемых. Подобные опыты лишь подтверждают тот факт, что человеческая речь в ее современном виде появилась не сразу, а прошла длинный и трудный путь становления культуры, сопровождая этот процесс, развиваясь вместе с ним.

          С древнейших времен до наших дней люди часто приписывают именам людей и названиям предметов магический смысл, волшебное значение. У многих народов, например, сохранилась традиция давать человеку множество имен, в том числе и такое, которое не произносилось: оно считалось подлинным и настоящим. Запретным для употребления считалось в некоторых религиозных верованиях, например, у тибетцев или иудеев, “настоящее имя бога”. Люди полагали, что знание имени чего-либо или кого-либо дает определенную власть над носителем этого имени. Недаром же Адам, первое, что сделал после своего сотворения, это дал имена всему, что окружало, ибо Бог, согласно Библии, назначил ему “владеть всем”.

            Любая культура опирается подобно библейскому Адаму на раздачу “имен” всем предметам и явлениям мира. Культура находит яркие, запоминающиеся имена, позволяющие воссоздать в памяти образы отсутствующих предметов, создает огромную систему значений, благодаря которой можно различать, дифференцировать оттенки восприятий и переживаний внешнего мира, выработать сложную иерархию оценок, в которой сконцентрирован опыт многих поколений. Дать имя предмету значит сделать первый шаг на пути к его познанию. А, следовательно, язык выполняет в культуре гносеологическую функцию, о которой подробно речь пойдет ниже.

        Только благодаря языку возможно само существование культуры и мышления, как основополагающего фактора ее формирования и функционирования. Ряд антропологов полагает, что неандерталец, живший 200-40 тысяч лет назад в силу слаборазвитых речевых центров мозга, о чем свидетельстве анализ найденных археологами останков, почти не умел говорить. Однако данные археологических раскопок свидетельствуют и о том, что в этот период строились жилища, осуществлялась загонная охота, т.е. существовало определенное достаточно эффективное средство общения, которое позволяло осуществлять совместные действия, не уподобляясь строителями Вавилонской башни. Сопоставление этих данных позволяет сделать вывод о том, что язык как способ коммуникации формируется в человеческом сообществе постепенно, что отражается и на самом физиологическом строении “человека говорящего”.

 

 

 

 

 

 

 

               2.ЗНАК И СИМВОЛ. ПОНЯТИЕ СЕМИОСФЕРЫ

Знак — это чувственно воспринимаемый субъект (звук, изображение и т. д.), который замещает, представляет другие предметы, их свойства и отношения. Возможности понимания и трансляции культуры могут реализовываться с помощью различных знаковых систем (или языков культуры): естественного языка, фольклора, традиций, предметов быта, охоты или другого вида деятельности, ритуалов, обрядов, церемоний, этикета, типа жилища, посредством художественных образов разных видов искусства, письменного текста и много другого. Язык культуры — это совокупность всех знаковых способов словесного и несловесного общения, с помощью которых передается культурно-значимая информация.

Вся совокупность этих знаковых средств может быть представлена следующими типами;

  • знаки-обозначения, являющиеся, например, осно ванием естественного языка. Единица языка — слово, обозначающее предмет, действие, свойство и дру гие характеристики окружающего человека мира.  
    К знакам-обозначениям относятся также знаки-признаки (приметы, симптомы), знаки-копии (репродукции), знаковое поведение (имитация);
  • знаки-модели. Они также являются заместителями реально существующих объектов и действий. Так, например, в пределах культурного мифологического кода модель реального предмета, наделяясь магическими силами, становится культурным образцом — «вторичной предметностью». В этой модели скрыта информация о смысле и способах действия с предметом;
  • символы — такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл.

Различение понятий «знак» («сема») и «символ» («симболон») проводилось уже в древнегреческой философии начиная с Платона. Они были противопоставлены друг другу содержательно: знаки считались достоянием обыденной жизни и низкой подражательной поэзии. С помощью мифологических символов человеку передается божественный дух. И хотя божественным символам присуща ясность и прозрачность, но к человеку они обращены своей загадочной и таинственной стороной, которую нужно распознать, пользуясь «сметливостью своего ума». Натурализм стал подвергаться осуждению за бессодержательную подражательность, а вершиной искусства стали признавать символическую поэзию (символы которой глубоки и многозначительны). Такой символизм был воспринят в Византии и западном христианстве. Так, в богословии различают профанную историю, где события не имеют скрытого смысла, и сакральную историю,где одни события являются символами других. :

Символ как способ образного  освоения мира, как художественный иносказательный образ широко используется в искусстве. Смысл символических  образов нельзя расшифровать прямолинейно, его нужно эмоционально пережить и прочувствовать, нужно распознать, пользуясь «сметливостью своего ума». Способность символов передавать общечеловеческое содержание была подвергнута анализу еще в 30-е гг. XX в., когда стали различать «конденсационные символы» и «референциалъные символы». Если первые «значат гораздо больше, чем обозначают», и связаны с политическими или религиозными эмоциями, то вторые — эмоционально нейтральны и логически обоснованы. Именно референциальные символы общеприняты и рациональны и образуют знаковые системы современной культуры. Известный советский культуролог Ю.М. Лотман понимал символ не только как знак некоторого искусственного языка (например, химические или математические символы), но и как выражение глубинного сакрального смысла. Символы такого рода обладают большой культурно-смысловой емкостью (крест, круг, пентаграмма и др.), они восходят кдописьменной эпохе и представляют собой архаические тексты, служащие основой всякой культуры. Таким образом, символ — это социально-культурный знак, содержание которого представляет собой идею, постигаемую интуитивно и не могущую быть выраженной адекватно-вербальным способом.

Мифологическое сознание закреплялось в таких базовых  символах, которые выражали представления  о происхождении, и устройстве Космоса (например, Мировое Древо — символ, объединяющий все сферы мироздания, обозначающий ось мира, а также  воплощающий идею плодородия; другое мифологическое воплощение столпа Вселенной  — Космическая гора) и т.д. Эти  символы постепенно упрощались, принимая вид геометрических фигур и чисел. Так, Мировое Древо стали изображать в виде креста; лотос отображал  Землю, которая плавает, подобно  водяному цветку по поверхности океана; круг стал обозначать Космос; треугольник  — плодородие (вершиной вверх —  мужское начало, вершиной вниз —  женское). Если же наложить оба разнонаправленных  треугольника друг на друга, то для  индусов это будет означать объединение  созидающего и порождающего начал, знак любви богов ко всему земному, а земного — богам.

В Европе же этот знак был  известен как «звезда Давида». Шестигранник использовался в народных верованиях для защиты от злых сил. Квадрат применялся как символ материального мира, составленного  из четырех стихий. Пятиугольная звезда (пентаграмма) становится знаком «адептов» и звездой магов. Ноль означает не что иное, как окружность, обрисовывающую пустоту, ничто. Змея, кусающая свой хвост, в индийской мифологии была символом круговорота Вселенной или Вечности.

Специфика символа как  знака состоит в способности  вызывать общезначимую реакцию не на сам символизируемый объект, а  на тот спектр значений, который  связывается с этим объектом.

Важную роль в развитии культуры имеет язык. Национальная культура не существует вне языка. Именно язык чаще всего выступает критерием при различении, типологизации культур. М. Хайдеггер отмечал, что «язык — дом бытия».

А. Камю говорил: «Моя родина — это французский язык». Ф. Достоевский  считал, что «язык — народ». Язык является социальным средством хранения и передачи информации, основным средством  общения. Он реализуется и существует в речи. Общее число языков в  мире составляет от 2,5 до 5 тысяч. В современном  мире существуют также языки программирования (машинные, алгоритмические). Языком также  называют любую знаковую систему. Так, существует язык кино, язык математики, язык жестов и т.д.

          Семиосфера - понятие, разработанное в семиотической культурологии Ю. М. Лотмана. Семиосфера - это семиотическое пространство, по своему объекту, в сущности, равное культуре; семиосфера - необходимая предпосылка языковой коммуникации.

         Устройство, состоящее из отправителя, адресата и канала информации, само по себе еще не будет работать. Для этого оно должно быть погружено в семиотическое пространство. То есть участники коммуникации должны иметь предшествующий семиотический культурный опыт.

        В этом отношении язык - сгусток семиотического пространства с размытыми границами семиотической реальности. Границы размыты потому, что нечто, являющееся сообщением для одного, не является таковым для другого (например, не знающего язык, на котором передается сообщение).

             Обязательными законами построения семиосферы являются бинарность и асимметрия.

             С. отличается также неоднородностью. Заполняющие семиотическое пространство языки, различные по своей природе, относятся друг к другу в диапазоне от полной взаимной переводимости до столь же полной взаимной непереводимости.

            При этом разные семиотические языки имеют разные периоды жизни: язык моды, например, гораздо короче, чем литературный язык.

Метафорически определяя  семиосферу, Ю. М. Лотман пишет:

"Представим себе в  качестве некоего единого мира, взятого в синхронном срезе,  зал музея, где в разных витринах  выставлены экспонаты разных  эпох, надписи на известных и  неизвестных языках, инструкции  по дешифровке, составленные методистами  пояснительные тексты к выставке, схемы маршрутов экскурсий и  правила поведения посетителей,  и представим все это как  единый механизм. (...) Мы получим  образ семиосферы. При этом не следует упускать из виду, что все элементы семиосферы находятся не в статическом, а подвижном состоянии, постоянно меняя формулы отношения друг к другу".

Информация о работе Контрольняа работа по психологии