Кооперативное движение стран Запада в постиндустриальную эру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 19:25, доклад

Описание работы

В 60-х годах ХХ столетия страны Запада, а также Япония вступили в стадию постиндустриального развития. В последние три десятилетия кооперативное движение в этих странах испытывало большие трудности в адаптации к быстро сменяющейся среде. Несмотря на то , что в 60-е годы продолжался стабильный рост кооперативного сектора экономики в мире как по числу членов , так и по объемам хозяйственной деятельности и темпам развития (таблица 4.5.) стали наблюдаться кризисные явления в кооперативном движении, которые коснулись прежде всего потребительской кооперации.

Файлы: 1 файл

Кооперативное движение стран Запада в постиндустриальную эру.docx

— 17.97 Кб (Скачать файл)

Кооперативное движение стран Запада в постиндустриальную эру.

В  60-х годах ХХ столетия страны Запада,  а также Япония вступили в стадию постиндустриального развития. В последние три десятилетия кооперативное движение в этих странах  испытывало большие  трудности в адаптации к быстро сменяющейся среде. Несмотря на то , что в 60-е годы  продолжался стабильный рост кооперативного сектора экономики в мире как по числу членов , так и по объемам хозяйственной деятельности и темпам развития (таблица 4.5.) стали наблюдаться кризисные явления в кооперативном движении, которые коснулись прежде всего потребительской кооперации. В Англии, Франции, Германии и некоторых других европейских странах наметилось устойчивое отставание в темпах роста кооперативной розничной торговли от крупных частных оптово- розничных  объединений.

 
Виды кооперативов

Кол-во к-вов в (тыс.)

Число членов (млн)

1958

1969

1958

19698

Потребительские

49,0

51

71,5

114,7

Кредитные, страховые

269,3

264

40,7

82,0

Сельскохозяйственные

101.9

123

19,9

39,7

Всего

479,5

561

198,5

267,8





Таблица 4.5. 
Кооперативное движение в мире в 1958-1969гг.

 

 

 
Однако, в начале 60- годов в Англии, Франции, Германии и некоторых других европейских странах наметилось устойчивое отставание в темпах роста  кооперативной розничной торговли от крупных капиталистических оптово-розничных  объединений. 
Это не означало повсеместного свертывания деловой активности потребительских кооперативов. Динамика роста кооперативно-коммерческой деятельности продолжала оставаться практически на прежнем уровне. 
Но крупные торговые акционерные фирмы делали все значительно масштабнее и быстрее, привлекая огромные, по сравнению с кооперативами капиталовложения и высококвалифицированных специалистов маркетинга. 
Естественно, что массовое вторжение на рубеже 60-х годов монополистического капитала на традиционные рынки сбыта потребительской кооперации существенно ослабило конкурентоспособность кооперативных хозяйственных предприятий.  
В результате в Европе (за неполным исключением скандинавских стран и с определенными национальными особенностями) возникла общая тенденция сокращения в относительных величинах кооперативной сферы торговли и услуг по сравнению с частным сектором. 
Это был поворотный пункт в развитии западноевропейской потребительской кооперации. 
Содержанием этой тенденции стало:

  1. уменьшение доли кооперативной розничной торговли в общем товарообороте страны, например, с 1960-1985 гг в Великобритании с 12 до 5 %;Бельгии с 25 до 11%; Финляндии с 33 до 30 %
  2. ухудшение финансового положения, прекращение выдачи дивидендов, рост задолженности;
  3. почти повсеместное сокращение и старение членской базы кооперативов;
  4. падение социальной активности членов кооперативов, их интереса к деятельности своих обществ;
  5. сокращение участия рядовых членов в принятии жизненно важных решений, касающихся распределения прибыли, капиталовложений;
  6. усиливающиеся трения между профессиональным наемным персоналом – менеджерами и непрофессиональными управляющими – выборными представителями, членом правлений, уполномоченными (делегатами).

Каковы  же основные причины упадка потребительских  кооперативов? 
Подъем экономики и жизненного уровня населения и структурные сдвиги в социальном составе общества (резкое увеличение более обеспеченных слоев, превращение капиталистических стран в общества массового потребления). 
Частные торговые фирмы выдавали дивиденд в форме 10 % торговой скидки каждому покупателю одновременно с его покупкой за наличные, в то время как в кооперативах дивиденд «тощал» и выдавался раз в год. 
В результате, традиционный имидж социально справедливой кооперативной торговли стал разрушаться. Потребительская кооперация начала утрачивать привлекательность для средних слоев и особенно для молодежи.


Информация о работе Кооперативное движение стран Запада в постиндустриальную эру