Копинг-стратегии как способ совладания со стрессом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития. Neal под копингом подразумевает постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними (Neal, 1998). R. S. Lazarus (1966) дает следующее определение копинга: «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности».

Файлы: 1 файл

копинг.docx

— 26.49 Кб (Скачать файл)

Копинг-стратегии как способ совладания со стрессом

Впервые термин появился в  психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития. Neal под копингом подразумевает постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними (Neal, 1998). R. S. Lazarus (1966) дает следующее определение копинга: «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности». Coyne J. рассматривает копинг как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям. Подобное смещение в понятиях адаптации к неблагоприятным факторам позволило рассматривать копинг в качестве центрального звена стресса, как стабилизирующего фактора, который может помочь личности поддерживать психосоциальную адаптацию в период воздействия стресса. Более того, после выхода книги R. Lazarus «Psychological stress and the coping process» в 1966г. произошла постепенная смена модели стресса, разработанная Г. Селье.

Массивное движение по пропаганде копинга начало формироваться в 60-е годы работами I. Jams (1958), M. Arnold (1960), D. Mechanic (1962), L. Murphy (1962), J. Rotter (1966), R. Lasarus, (1966).

Co временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации. Содержание копинга при этом осталось тем же: копинг — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах. Таким образом, копинг - это поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями человек-среда. При этом подчеркивается, что реакции индивида на стрессовую ситуацию могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Непроизвольные реакции — это те, что основаны на индивидуальных различиях в темпераменте, а также те, что приобретены в результате повторения и больше не требуют сознательного контроля.

В российской психологической  литературе термин переводят, как адаптивное «совладающее поведение» или «психологическое преодоление». Отметим, что согласно словарю Владимира Даля (1995), слово «совладание» происходит от старорусского «лад» (ладить) и означает справляться, привести в порядок, подчинить себе. Образно говоря, «совладать с ситуацией» – значит подчинить себе обстоятельства, сладить с ними.

Современный подход к изучению механизмов формирования совладающего поведения основан на мнении, что человеку присущ инстинкт преодоления (Фромм, 1992). По мнению Аршавского и Ротенберга (1984), одной из форм проявления инстинкта является поисковая активность, обеспечивающая участие эволюционно-программных стратегий во взаимодействии субъекта с различными ситуациями.

Копинг-поведение предполагает приспособление к обстоятельствам и умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность.

Психологи, занимающиеся проблематикой  копинг-поведения, придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания. Если во многих теориях учитывается, что копинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными, то существуют авторы, с точки зрения которых неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность; они определяют совладание как «адаптивные действия, целенаправленные и потенциально осознанные».

Поскольку интерес к копинг-стратегиям возник в психологии относительно недавно и из-за сложности самого феномена совладания с трудностями, исследователи ещё не пришли к одной единой классификации копинг-поведения. Работы по копинг-стратегиям пока ещё являются достаточно разрозненными, поэтому чуть ли не каждый новый исследователь при изучении проблематики копингового поведения предлагает свою собственную классификацию. При этом, чтобы хоть как-то систематизировать имеющиеся подходы к копинг-стратегиям, уже прилагаются усилия по классификации самих классификаций.

Стратегии совладания разрабатываются на этапе вторичной оценке стрессора, в результате чего формируется один из трех возможных способов борьбы со стрессом:

– непосредственные активные поступки индивида с целью уменьшения или устранения опасности (нападение  или бегство, восторг или любовное наслаждение);

– косвенная или мыслительная форма без прямого воздействия, невозможного из-за внутреннего или  внешнего торможения, такие как вытеснение («это меня не касается»), переоценка («это не так уж и опасно»), подавление, переключение на другую форму активности, перенаправление эмоции с целью  ее нейтрализации и т. д.;

– совладание без эмоций, когда угроза личности не оценивается как реальная (соприкосновение со средствами транспорта, бытовой техникой, повседневными опасностями, которых мы успешно избегаем).

Существует достаточно большое  количество различных классификаций  стратегий копинг-поведения.

Выделяются следующие  способы совладающего поведения:

– разрешение проблем;

– поиск социальной поддержки;

– избегание.

В целом большинство исследователей придерживается единой классификации  способов совладания:

– копинг, нацеленный на оценку;

– копинг, нацеленный на проблему;

– копинг, нацеленный на эмоции.

На основании исследований Fineman (1987, 1983), Lazarus (1966) можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации:

1. Эмоциональный/проблемный:

1.1. Эмоционально-фокусированный  копинг, направленный на урегулирование эмоциональной реакции.

1.2. Проблемно–фокусированный, направленный на то, чтобы справиться  с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

2. Когнитивный/поведенческий:

2.1. «Скрытый» внутренний  копинг – когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.

2.2. «Открытый» поведенческий копинг – ориентирован на поведенческие действия, используются копинг–стратегии, наблюдаемые в поведении.

3. Успешный/неуспешный:

3.1. Успешный копинг – используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.

3.2. Неуспешный копинг – используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации.

Человек, оказавшийся в  трудной ситуации, может использовать как одну, так и несколько стратегий  совладания, поэтому каждая используемая человеком стратегия копинга может быть оценена по всем вышеперечисленным критериям. Таким образом, можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает.

В то же время способы  совладания подразумевают необходимость проявить конструктивную активность, пройти через ситуацию, пережить событие, не уклоняясь от неприятностей.

Стратегии поведения раскрываются в различных формах адаптации. Адаптация рассматривается современными психологами как форма активного взаимодействия человека с социальной средой с целью достижения его оптимальных уровней по принципу гомеостаза и отличающегося относительной стабильностью.

Адаптационный процесс включает в себя различные уровни человеческой жизнедеятельности, обусловливает соматическое, личностное и социальное функционирование, определяющие многофункциональность и разнонаправленность жизненного пути.

Для человека важны ситуации, в первую очередь связанные с социальным, профессиональным статусом. Различные варианты процесса адаптации можно рассматривать как стратегии поведения.

Степень адекватности оценки происходящего не в последнюю  очередь обуславливает успешное разрешение ситуации. Тяжесть последствия  перенесенного стресса может  оказаться результатом рассогласования  между реальной сложностью неприятного  события и субъективной оценкой  его значимости. Успешность выбранного стиля реагирования связана с  тем, будет или нет событие восприниматься как угрожающее.

При анализе значимости конкретной ситуации возникает необходимость  перейти от эмоциональных переживаний  к решительным действиям. Если стадия негативных переживаний затягивается, особенно когда стрессовое событие  получает субъективно высокую оценку, то неизбежен нервный срыв, провоцирующий  неуправляемую и неадекватную реакцию, стресс может перейти в дистресс.

Промежуточным звеном между  случившимися стрессовыми событиями  и их последствиями являются стили  реагирования, проявляющиеся тревожностью, психологическим дискомфортом, соматическими  расстройствами при необходимости  защитного поведения или же душевным подъемом и радостью от успешного  решения проблемы.

 

Стиль реагирования даже у  одного человека может изменяться в  зависимости от сферы жизни, в  которой он проявляется: в семейных отношениях, работе или карьере, заботе о собственном здоровье.

Стрессогенность в/с

Военная служба - особый вид  государственной службы граждан  в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках (пограничные  войска, внутренние войска, войска правительственной  связи, обеспечивающие связь с органами военного управления, железнодорожные  войска РФ, войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных  органах государственной безопасности (Закон РФ "О воинской обязанности  и военной службе").

Современный этап развития Вооруженных сил России характеризуется  значи­тельным усилением внимания к проблеме надежного и эффективного функциони­рования военнослужащего в условиях воинской деятельности. Необходимость укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости военнослужащих срочной службы, повышения их готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки обусловили проводимую в настоящее время военную реформу всей системы вос­питания и обучения личного состава. Кроме того, высокая социальная значимость деятельности военнослужащих в современных условиях определяет необходимость оптимизации основных форм, подходов и технологий психологического сопровождения военнослужащих, проходящих срочную службу в Вооруженных силах Российской Федерации.

Следует отметить, что срочная  служба в Вооруженных силах Российской Федерации отличается своей интенсивностью и напряженностью, которые, прежде всего, связаны с беспрекословным и  точным выполнением приказов, несением боевых дежурств, экстремальностью условий деятельности, необходимостью принятия решений. Все это отражается на здоровье военнослужащих и объясняет достаточно широкую распространенность среди них различных психосоматических расстройств и заболеваний, возникающих под воздействием такого состояния, как психологический стресс.

Военными психологами  исследованы разнообразные формы  проявления негативных психологических  последствий стресса. Различные  аспекты исследуемой проблемы отражены в работах Р. А. Абдурахманова, А. Я. Анцупова, В. Д. Бицоева, A. B. Булгакова, М. И. Дьяченко, С. В. Захарика, В. Л. Марищука, A. A. Камышанова, Л. А. Кандыбовича, А. Г. Караяни, В. П. Каширина, П. А. Корчемного, И. Б. Лебедева, М. В. Леви, О. В. Леонтьева, A. B. Ответчикова, В. А. Пономаренко, В. Е. Попова, А. Н. Тарасова, А. Н. Харитонова, Б.Я. Шведина, А. И. Шипилова.

Проблемный комплекс военнослужащих срочной службы обусловлен возложенными на них обязанностями по вооруженной  защите государства, связанными с необходимостью выполнения поставленных задач в  любых условиях, в том числе, с  возможным риском для жизни. Это  определяет особенности той социально-ролевой  системы, в которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы, а субординационная структура является жестко иерархической. Приказы вышестоящих лиц не обсуждаются  и подлежат неукоснительному выполнению, вне зависимости от отношения  к приказу того лица, которому он отдается. Кроме того, следует упомянуть  отсутствие возможности выбора занятия  и места жительства военнослужащего  срочной службы. Также часто имеет  место наличие неблагоприятных  факторов в виде эмоциональной и  физической перегруженности, воздействия  шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства, монотонии, сенсорной депривации. Испытанием для моральных, эмоциональных и физических сил военнослужащих срочной службы является также влияние постоянного и недобровольного контакта с одновозрастным и однополым коллективом, отсутствие возможностей уединения, межличностная напряженность, тем более, межличностные конфликты. Подобные факторы характерны для службы в любой из воинских частей российской армии.

Состояние стресса у военнослужащих срочной службы возникает уже  на саму ситуацию призыва, смену среды  привычного пребывания, обстановки. Одной  из причин того, что личность не может  справиться со стрессом, является её незрелость, при этом формы поведения соотносимы с отклоняющимися поведенческими реакциями  подросткового возраста. Для такой  личности переживание расставания  с родными может проявляться  в форме депрессии и на её фоне 

Информация о работе Копинг-стратегии как способ совладания со стрессом