ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет педагогического
и художественного образования
Кафедра педагогики
Реферат на тему:
«Коррекция страхов
и тревожности у детей дошкольного возраста»
Подготовила: студентка 3 курса,
группы ПДД-112
Павличенко Александра
Проверила: Карпушкина Л. В.
Саранск 2014
Содержание:
- Введение
3
- Причины возникновения тревожности у
детей
дошкольного возраста
4
3. Последствия тревожных переживаний
5
- Методы коррекции тревожных состояний
в дошкольном возрасте
6-8
- Заключение
9
- Список используемой литературы
10
1.Введение
Страх основан на инстинкте самосохранения,
имеет защитный характер и сопровождается
определенными физиологическими изменениями
высшей нервной деятельности. В самом
общем виде эмоция страха возникает в
ответ на действие угрожающего стимула.
Он всегда подразумевает переживание
какой-либо реальной или воображаемой
опасности. Состояние повышенной тревожности
и как следствие – возникновение чувства
страха у детей явление достаточно частое.
Дети боятся темноты, неизвестности, боятся
потерять родителей и множество других
страхов.
В настоящее время
современная психология предлагает различные
формы решения этой проблемы. Издавна
психологи и психиатры подчеркивали, что
одной из самых распространенных причин
появления детских страхов является неправильное
воспитание ребенка в семье, сложные семейные
отношения. Однако страх в дошкольном
возрасте не является устойчивой чертой
характера, и относительно обратим при
адекватном к нему подходе со стороны
взрослых. Исходя из этого, можно повлиять
и убрать страхи у детей, к тому же существуют
различные методы, которые помогают этого
достичь.
2.Причины возникновения тревожности
у детей дошкольного возраста
Основной причиной повышенного
уровня тревожности дошкольников является
нарушения в отношениях между детьми и
родителями. Как утверждают специалисты,
формирование детской тревожности является
следствием неправильного или недостаточно
правильного воспитания малышей. Как правило,
родители, чей ребенок проявляет тревожность,
очень часто требуют от ребенка того, что
ему не по силам: идеального поведения,
хороших отметок, победы на соревнованиях
или проявления лидерства среди сверстников.
Такие завышенные требования родителей
к ребенку очень тесно связано с собственной
неудовлетворенностью и желанием воплотить
собственные мечты в своем чаде. Однако
иногда такие завышенные требования могут
быть связаны и с другими причинами. Если
один из родителей по жизни лидер, добился
высокого положения в обществе или материального
благополучия, то, не желая видеть в своем
ребенке «лузера», предъявляет к нему
вот такие завышенные требования.
Очень часто, у тревожных детей сами родители
страдают повышенной тревожностью, вследствие
чего сами настраивают ребенка на такое
поведение. Стремясь уберечь свое чадо
от всех реальных или мнимых угроз, формируют
у него чувство неполноценности и беззащитности.
Все это, естественно, не способствует
нормальному развитию малыша, что мешает
ему полностью раскрыться и вызывает страх
и тревогу даже в простом общении со сверстниками
и взрослыми.
3.Последствия
тревожных переживаний
Состояние чистой
или как говорят психологи, "свободно
плавающей", тревоги крайне трудно перенести.
Неопределенность, неясность источника
угрозы делает поиск выхода из положения
очень трудным, сложным. Испытывая гнев,
я могу бороться. Испытывая печаль, я могу
искать утешения. Но в состоянии тревоги
я не могу ни защищаться, ни бороться, потому
что не знаю против чего бороться и защищаться.
Как только возникает тревога, в душе
ребенка включается целый ряд механизмов,
которые "перерабатывают" это состояние
во что-то другое, пусть тоже неприятное,
но не столь невыносимое. Такой ребенок
может внешне производить впечатление
спокойного и даже самоуверенного, но
необходимо научиться распознавать тревожность
и "под маской".
Внутренняя задача, которая стоит перед
эмоционально неустойчивым ребенком:
в море тревоги найти островок безопасности
и постараться как можно лучше его укрепить,
закрыть со всех сторон от бушующих волн
окружающего мира. На начальном этапе
формируется чувство страха: ребенок боится
оставаться в темноте, или опоздать в школу,
или отвечать у доски. Страх - первая производная
тревоги. Его преимущество - в том, что
у него есть граница, а значит, и всегда
остается какое-то свободное пространство
вне этих границ.
Страх отражается почти на всех сферах
жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшая
его самочувствие и осложняя отношения
с окружающими людьми.
4.Методы коррекции тревожных
состояний в дошкольном возрасте
1. Устранение страхов
с помощью арт-терапии.
Рисование предоставляет
естественную возможность для развития
воображения, гибкости и пластичности
мышления. Действительно, дети, которые
любят рисовать, отличаются большей фантазией,
непосредственностью в выражении чувств
и гибкостью суждений. Рисуя, ребенок дает
выход своим чувствам и переживаниям,
желаниям и мечтам, перестраивает свои
отношения в различных ситуациях и соприкасается
с некоторыми пугающими, неприятными и
травмирующими образами.
Отождествляя себя
положительными и сильными, уверенными
в себе героями, ребенок борется со злом:
защищает близких, побеждает врагов и
т.д. Рисование, таким образом, выступает
как способ постижения своих возможностей
и окружающей действительности, моделирования
взаимоотношений и выражения эмоций, в
том числе и отрицательных, негативных.
Однако это не означает, что активно рисующий
ребенок ничего не боится, просто у него
уменьшается вероятность появления страхов,
что само по себе имеет немаловажное значение
для психического развития.
2. Метод избавления от страхов с помощь
игр.
Как показывают наблюдения,
игра может оказать серьезную помощь в
борьбе с детскими страхами вплоть до
полного их исчезновения.
• Подвижные игры.
Данный метод избавления от страхов включает
в себя несколько этапов, первый из которых
- это простые подвижные игры. Желательно
проводить их на воздухе, но, если нет такой
возможности, можно проводить их дома,
желательно, в присутствии нескольких
сверстников.
• Ролевые игры
Следующий, и наиболее важный этап игровой
терапии страхов - это так называемые ролевые
игры. Этот метод широко применяется в
психологии как один из эффективнейших
методов преодоления фобий. Ролевые игры
проводятся в группе детей и взрослых.
Подготовительный период ролевых игр
заключается в следующем: взрослые вместе
с детьми читают сказки, наблюдая за реакцией
детей при появлении персонажа страха.
Чтение сказки не должно быть односторонним.
- Метод анатомирования
и манипулирования страхами.
Метод анатомирования
страхов - один из наиболее старых методов,
успешно использующийся в комплексной
терапии детских страхов. Те опасные и
страшные качества, которые ребенок приписывает
персонажу, предмету или явлению, пугающему
его, зачастую появляются в его воображении
только оттого, что ребенок не понимает
этого явления. Эти проблемы в сознании
ребенка и порождают страх.
Метод анатомирования
страха направлен на то, чтобы ребенок
осознал и принял ситуацию, которая вызывает
у него страх.
Манипулирование предметом
страха также в ряде случаев дает хорошие
результаты в борьбе с детскими страхами.
Суть этого метода
заключается в следующем: исходя из способности
детского воображения абстрагироваться
от действительности, ребенку предлагается
некий предмет его страха (Баба Яга, красочно
разрисованная и вырезанная из картона,
кукла в виде Кащея Бессмертного и прочее).
Возможность манипулировать, т.е. управлять
предметом страха очень часто становится
для ребенка способом его преодоления.
- Песочная терапия.
Песочная игра - это
самый органичный для ребенка способ выразить
свои переживания, исследовать мир, выстраивать
отношения, и способ привычный, хорошо
знакомый, это его реальность. Малыш играет
в то, что у него «болит». Отыгрывая свои
эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит.
Для детей песочная
терапия - это игровой способ рассказать
о своих проблемах, показать свои страхи
и избавиться от них, преодолеть эмоциональное
напряжение. Ведь игра для ребенка - это
необходимая, естественная и любимая деятельность.
Ребенок выражает на песке то, что спонтанно
возникает в течение занятия. В процессе
работы, ребенок может смешивать песок
с водой, если ему необходимо сформировать
холмы, горы, или создать различные влажные
ландшафты, например, болото. Кроме того,
в работе используется множество миниатюрных
фигур: людей, животных, деревьев, зданий,
автомобилей, мостов, религиозных символов,
и еще много другого. Такое множество фигур
и материалов необходимо для того, чтобы
дать ребенку стимул создавать собственный
мир. Преобразуя ситуацию в песочнице,
он получает опыт самостоятельного разрешения
трудностей и внутреннего, и внешнего
плана. Накопленный опыт самостоятельных
конструктивных изменений ребенок может
перенести в реальность.
- Куклотерапия - одно
из направлений арт-терапии.
Среди известных методов
предупреждения и преодоления детских
страхов в последние годы куклотерапия
начинает приобретать достаточно большое
значение. Работа с куклой в психологии
творчества позволяет отделить страх
от конкретного ребенка. У ребенка появляется
реальная возможность попробовать себя
в роли храброго защитника своей любимой
игрушки. В данном исследовании работу
психолога с детскими страхами мы проводили
с помощью техники песочной терапии.
- Сказкотерапия
Сказкотерапевтическое
воздействие осуществляется с помощью
пяти видов сказок: художественных, дидактических,
психокоррекционных, психотерапевтических
и медитативных. Для каждой ситуации, случая
консультирования либо подбираются, либо
специально сочиняются соответствующие
сказки. Поэтому подготовка сказкотерапевтов
процесс творческий, увлекательный, но
не простой.
Таким
образом, на мой взгляд, сказкотерапия
в коррекции детской тревожности, является
самым безопасным и интересным методом.
С помощью сказки мы можем понять и обсудить
с ребенком причины его неуверенности,
тревожности, боязливости, и что немало
важно ребенок перерабатывает свою проблему
через собственный эмоциональный фон.
5. Заключение
Нестабильность
нашей жизни, многочисленные социальные
проблемы, издержки воспитания детей
в семье и детском саду и
целый ряд других факторов
–причины появления у современных
дошкольников повышенной тревожности
и страхов. Предупредить их формирование
можно, используя комплекс продуманных
социальных, психолого-педагогических
и медицинских мероприятий, имеющих
психопрофилактическую направленность
на эмоциональное развитие ребенка.
Но, прежде всего, необходимо своевременно
диагностировать отклонения в
поведении ребенка, его склонность
к беспокойству и тревоги, неблагоприятно
сказывающихся на самочувствии
ребенка, создающих определенные
трудности в его жизни. На практике
порой бывает нелегко понять:
страдает ребенок, какими либо
отклонениями или же поведенческие
проблемы объясняются недостатками
воспитания и особенностями характера.
В тех детских садах, где есть
психолог, проводится определенная
психолого-диагностическая и психотерапевтическая
работа, помогающая родителям и
воспитателям не усугублять состояния
ребенка, нуждающегося в помощи.
Список используемой литературы:
- Баркан А.И. Практическая
психология для родителей, или Как научиться
понимать своего ребенка. – М., АСТ-ПРЕСС,
1999.
- Овчарова Р.В. Практическая
психология образования: Учеб. пособие
для студ. психол. фак. университетов. -
М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- http://xreferat.ru/77/2623-3-organizaciya-psihokorrekcionnoiy-raboty-so-strahami-i-trevozhnost-yu-u-deteiy-starshego-doshkol-nogo-i-mladshego-shkol-nogo-vozrasta.html
- http://odiplom.ru/pedagogika/korrekciya-trevozhnosti-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-s-pomoszyu-skazkoterapii