Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:55, контрольная работа
История развития психологии как науки, один из самых распространенных вопросов. Существует очень много заблуждений на эту тему, причиной тому могут служить средства массовой информации, незнание людей и даже история. Психология в прикладной и академической сфере, наука, которая изучает человеческий разум и поведение. Исследования в области психологии стремятся понять и объяснить, как мы думаем, действуем и чувствуем.
Введение………………………………………………………………........3
Ранняя психология…..……………………………………………………..4
Начало XVII века.………………………………………………………….5
1910-1920 годы.…………………………………………………………….6
Настоящее время.…………………………………………………………..8
Заключение…………………………………………………………………9
Список литературы……………………………………………………….10
ГБОУ ВПО
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
Кафедра теории и методики профессионального образования
Дисциплина «Психология»
Тема: «Краткий исторический очерк развития психологии как науки»
Выполнил: студент 2 09-31гр. 1 курса
Факультетагомунитарного образования и спорта
Фамилия Хмелинин
Имя Илья
Отчество Вячеславович
Научный руководитель:
Д.п.н, доцент
Фамилия Бирюкова
Имя Наталья
Отчество Сергеевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Ранняя
психология…..……………………………………………
Начало XVII века.………………………………………………………….5
1910-1920 годы.…………………………………………………………….6
Настоящее
время.…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
История развития психологии как науки, один из самых распространенных вопросов. Существует очень много заблуждений на эту тему, причиной тому могут служить средства массовой информации, незнание людей и даже история. Психология в прикладной и академической сфере, наука, которая изучает человеческий разум и поведение. Исследования в области психологии стремятся понять и объяснить, как мы думаем, действуем и чувствуем. Обращение людей к психологии включает лечение психических заболеваний, повышение производительности, самопомощь, мотивация, и другие области, влияющие на здоровье и состояние человека в повседневной жизни.
РАННЯЯ ПСИХОЛОГИЯ
Психология возникла из философии и биологии. Эти два предмета существуют со времен ранних греческих мыслителей, таких как Аристотель и Сократ. И само слово «психология» происходит от греческих слов ψυχή – что означает «душа» и λόγος – «разум».
Во времена античности – предметом психологии является душа. В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Основоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон (душа – это начало бессмертное; это частица всемирного космоса или мира абсолютных идей, тело тленное. Материалистическое направление в понимании души разрабатывалось Демокритом, Анаксагором, Анаксименом, школой стоиков. Основная идея – душа материальна, состоит из атомов различных веществ. Родоначальником психологии считается Аристотель, который в своей работе «О Душе» обобщил имеющиеся на то время знания о душе, понимая под этим способ организации живого тела, он выделил три вида души: растительная душа, душа животная и душа разумная
Начало XVII века
Развитие
психологии как науки с начала
в XVII в. были заложены методологические
предпосылки научного понимания
психики и сознания. Так, Р. Декарт
считал, что животные не обладают душой,
и их поведение является рефлексом
на воздействия извне. По его мнению,
человек обладает сознанием и
в процессе мышления устанавливает
наличие у себя внутренней жизни.
А.Д. Локк, утверждая, что в разуме
нет ничего, что не прошло бы через
органы чувств, выдвинул принцип атомистического
анализа сознания, согласно которому
психические явления могут быть
доведены до первичных, далее неразложимых
элементов (ощущений) и на их основе
сформированы через ассоциации более
сложные образования. Позднее в XVII
в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли
развили детерминистское
XIX век – Вильгельм Вундт. Его подход назвали структуролизмом, т.к. Вундт основной задачей психологии считал изучение структуры сознания. Вундт считается родоначальником экспериментальной психологии. Вундт и сотрудники выделил 3 основных компонента сознания: ощущения, образы и чувства.
Американский психолог Уильям Джеймс основал другое направление в изучении сознания – функционализм (предназначение). Задачей психологии он считал изучение функций сознания. Основной функцией сознания он считал адаптацию.
1910-1920 годы
Данный этап характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать. Это могли быть поступки или реакции человека, его поведение и т.д. Таким образом, на данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии;
В XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований их психики
XX в,.США – возникает бихевиоризм.
Бихевиоризм отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды.
Основоположником
бихевиоризма считается Дж. Уотсон.
Предметом психологии становится поведение.
Суть бихевиоризма Уотсон выразил в
формуле S > R, где S – внешние стимулы,
R – ответная реакция или поведение.
В классическом бихевиоризме отрицалась
роль сознания в поведении. Считалось,
что при формировании поведенческих
навыков сознание не играет никакой
роли, а навыки формируются путем
механического многократного
Социобихевиоризм – это когда человек может овладеть поведением не путем собственных проб и ошибок, но наблюдением за опытом других и за подкреплениями, сопутствующими тому или иному поведению
Отмечалась очень важная роль когнитивных структур, в частности процессов восприятия памяти и мышления.
Когнитивизм – направление развития психологической мысли исследующее психологические явления, характеризующиеся пониманием человеком, группой окружающего
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей.
Но необходимо помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования этого предмета. В психологии как особой отрасли знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и социальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущуюся «несовместимость», они все тем не менее относятся к единой области знания. В конце концов, их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений – психических. Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология, экспериментально и теоретически разрабатывающая основные психологические проблемы. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин один и тот же. Это – человек, его психические процессы, состояния и свойства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Краткий исторический очерк развития психологии как науки