Креативность. Критерии креативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:00, доклад

Описание работы

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Файлы: 1 файл

psikhodiagnostika.docx

— 24.99 Кб (Скачать файл)

Креативность. Критерии креативности.

Креати́вность — (созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. [источник не указан 648 дней][уточнить]

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Критерии креативности:

Возможности развития креативности.

Развитие креативности напрямую связано жизненным опытом, уровнем знаний, образом жизни человека, с его межличностными взаимоотношениями. Расширив свой кругозор — став больше читать, путешествовать, общаться с интересными людьми – вы делаете большой шаг в сторону развития креативности своего мышления. Ведь креативное решение —  это, по сути, результат сплетения различных знаний.

Если у вас  небольшой запас знаний либо они  сильно поверхностны, или что еще  хуже — если весь ваш багаж знаний сосредоточен лишь в одной сфере, то шансы на рождение креативных мыслей и принятие креативных решений, из-за незначительного количества исходного материала, сильно малы. Так что коллекционируйте знания, эмоции и впечатления.

Креативность не является единичной способностью —  это совокупность качеств личности и особенностей ее интеллекта. Поэтому  желая развить креативное мышление надо:

Воспринимать себя как человека творческого и разносторонне  развитого;

Быть способным  оспорить чужие предположения, а  также иметь готовность и желание  действовать путем «А что если?!»;

Креативность и творчество. Сходство и различие.

Креативность означает еще  и умение генерировать неожиданные  идеи. В этом смысле «креативный» –  не то же самое, что «творческий». «Сущность  творчества – в открытии и создании чего-то качественно нового, имеющего значительную ценность, – объясняет  филолог Алексей Шмелев. – Это  могут быть эстетические ценности, факты и законы, технические устройства. 

«креативность», «креатив»  используются в области рекламы, маркетинга и управления персоналоми подразумевают нестандартный подход к выполнению поставленной задачи или даже «поточное производство» идей. В номенклатуре специальностей появились «креативщик» и «криэйтор»; смешно было бы видеть объявление о вакансии творца».

Креативность определяется знаниями и кругозором, личностными  чертами и мотивацией, средой, в  которой мы росли и живем. Не менее важны интеллектуальная гибкость и умение мыслить «в разные стороны». Чем больше мы можем предложить разных вариантов решения проблемы, тем больше шансов натолкнуться на нечто оригинальное. Но умножать идеи недостаточно – нужно еще менять ракурс рассмотрения проблемы, «угол атаки». 

 

 

 

  • беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
  • удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Торренсу

 

Быть любознательным, восприимчивым, непредубежденным, готовым  к чему-то новому;

Быть энергичным человеком, легким на подъем;

Иметь проницательность и наблюдательность;

Уметь совмещать  несовместимое;

Уметь преподнести  свои идеи и мысли, убедить человека;

Обладать чувством юмора и игривостью…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческие способности  могут достигать пика в разном возрасте. Исследователь Дэвид Галенсон (David Galenson) на основе биографий знаменитостей ХХ века выделил два типа личностей. Одни, как Пикассо, проявляют себя во всем блеске очень рано. Другие, как Сезанн, созревают медленно, их высшие достижения приходятся на вторую половину жизни. Но многие из нас вообще не готовы признать в себе творческий дар, считая себя безнадежно заурядными. 

«Иногда этот ресурс действительно  заблокирован, – объясняет МаринаХазанова. – Скажем, если в семье или в школе ребенка убедили, что он ни на что не способен, он, скорее всего, и став взрослым, будет убежден именно в этом». «Быть креативным – значит уметь представить себе нечто новое, отличное от того, что есть, – считает руководитель Института прикладной креативности (Германия) Петер Вайль (Peter Weil). – Каменщик, который умеет строить крепкую стену, взяв меньше кирпичей, креативен. Как и домохозяйка, которая в крохотной кухне так умно расположилавещи, что поместилось все»

Ошибочно думать, что все  наши творческие способности – только врожденные. «Креативность развивается  при обучении и занятиях творческой работой, – объясняет Марина Хазанова. – Но, пожалуй, главное – мотивация. Креативная личность чувствует 

  • Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму
  • Беглость — способность продуцировать большое количество идей;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

внутреннее побуждение к  творчеству – будь то сооружение кукольного домика или построение теории поля. Именно наше любопытство, а не только знания и видение мира делает нас  теми, кем мы хотим быть».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Креативность. Критерии креативности