Криминалистическая субкультура и её становление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 09:47, реферат

Описание работы

Являясь существующей объективной реальностью, криминальная субкультура занимает свое, определенное место в системе человеческих ценностей. Изучение криминальной субкультуры помогает понять внутренние законы, по которым живет преступная среда, оценить происходящие в ней изменения и изучить внутренние вопросы воспроизводства преступности.

Содержание работы

Содержание: стр.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Криминальная субкультура и ее становление……………………….4
2. Основные элементы криминальной субкультуры…………………...6
Заключение………………………………………………………………13
Список используемой литературы……………………………………..14

Файлы: 1 файл

Криминалистическая субкультура и её становление.docx

— 29.62 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

                                  Реферат

  На тему: «Криминалистическая  субкультура и её становление»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск  2012

 

 

 

                                      Содержание:                                                         стр.

Введение…………………………………………………………………..3

1. Криминальная субкультура и ее становление……………………….4

2. Основные элементы криминальной  субкультуры…………………...6

Заключение………………………………………………………………13

Список используемой литературы……………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Являясь существующей  объективной реальностью, криминальная  субкультура занимает свое, определенное место в системе человеческих ценностей. Изучение криминальной субкультуры помогает понять внутренние законы, по которым живет преступная среда, оценить происходящие в ней изменения и изучить внутренние вопросы воспроизводства преступности.

Криминальная субкультура, благодаря наличию в ней определенной доли романтических моментов, таинственности, необычности, привлекательности, сравнительно легко усваивается, особенно молодежью. Немаловажную роль играет и то, что  криминальной субкультуре свойственен  игровой и эмоциональный характер.

Приобщение к криминальной субкультуре происходит относительно быстро и является своеобразным способом компенсации неудач, преследующих личность; особенно это касается лиц молодёжного  возраста.

О криминальной субкультуре, её значении и роли как в преступном мире, так и в обществе в целом, в последнее время написано не мало. Если до 1985 года эта тема замалчивалась, считалось, что криминальной субкультуры  просто не может существовать, то после  так называемой "перестройки" появилось немало работ, посвященных  изучению криминальнойсубкультуры. К  сожалению, работы эти издаются ограниченными  тиражами, а в большинстве случаев  они носят, кроме того, вид различных  словарей уголовного жаргона и только.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Криминальная  субкультура и ее становление. 

Важнейшей психологической  характеристикой криминальной среды  является субкультура. В переводе с  латинского термин «субкультура» (sub —  под; под чем-то) означает часть основной культуры. Криминальная субкультура  — это духовная жизнь относительно ограниченной части общества, а именно граждан криминальной направленности. Когда говорят о субкультуре, то имеют в виду криминальные традиции и обычаи, жаргон и татуировки, неформальные нормы поведения и особенности  проведения досуга.

Криминальная субкультура  и ее атрибуты проявляются не только среди членов преступной группировки, в местах лишения свободы (здесь  она имеет •наиболее ярко выраженный характер), но и в других социальных общностях. Например, в профессионально-технических  училищах и даже в общеобразовательной  школе, где есть авторитеты и «изгои»; в армии и военном училище, где распространена «дедовщина»; на предприятии и стройке, где работает много бывших осужденных; на дискотеке  и в казино, где завсегдатаями  или по крайней мере частыми гостями  являются преступные элементы.

Криминальная субкультура  сплачивает правонарушителей, выступает  в качестве регулятора их поведения. Но главная ее опасность в том, что она искажает общественное сознание, трансформирует преступный опыт, расшатывает  добропорядочность населения, блокирует  процесс социализации молодежи, формирует  общественное мнение о целесообразности нарушения определенных правовых норм (например, уклонение от налога), создает  положительный имидж некоторым  категориям преступников и, наоборот, осуждает граждан, способствующих правоприменительным  органам в их задержании. Другими  словами, криминальная субкультура  является основным механизмом криминализация общностей и прежде всего молодежной среды.

Говоря об истоках криминальной субкультуры, важно отметить не только социально-экономические, но и психологические  факторы, в частности, механизмы  самоутверждения, интеграции, психологической  защиты. Криминальная субкультура —  это все же культура меньшинства. Она вступает в противоречие с  общечеловеческой культурой. Общество отторгает преступников, изолирует  их в специальных учреждениях  и тюрьмах. Для того чтобы чувствовать  себя комфортно, восстановить ценность своей личности, не чувствовать отторгнутым, изгоем, люди криминальной направленности объединяются в общности подобных себе людей, вырабатывают свою идеологию, противопоставляют себя законопослушному обществу («мы» — «они»).

Разработка мер по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью  предполагает понимание психологических  механизмов функционирования криминальной субкультуры. [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные элементы  криминальной субкультуры.

  Центральным элементом субкультуры является криминальная психология, т.е. система неписаных социальных ценностей и представлений в сознании людей, которая оправдывает и поощряет преступный образ жизни и совершение правонарушений. Среди социальных ценностей следует обратить внимание на такие, как: человеческая жизнь, семья, чувство гражданского долга, порядочность, честность, ответственность за данное слово и другие нравственные ценности.

Собственность как социальная ценность — это краеугольный камень межличностных отношений в современной  криминальной среде. Проблема в том, что между старыми (советского периода) ворами и молодой «российской  братвой» возникают существенные разногласия  в вопросе использования криминально  добытых денег, распределения так  называемого «общака» и т.п. Не случайно после заказного убийства очередного российского «вора в законе»  в феврале 1999 г. в одной из московских газет сообщалось: «Криминальные  войны в Москве и в ближайших  к ней областях разгораются с  новой силой. Правоохранительные органы зафиксировали странное явление - массовый отстрел в столичном регионе  «воров в законе» и преступных авторитетов. С начала года число  «именитых» жертв приблизилось уже  к десятке».

Рост числа убийств  в России, даже воров, указывает на то, что такая социальная ценйость, как «человеческая жизнь», существенно  девальвирована. Если в дореформенный  период большинство криминальных элементов  придерживалось правил: «Не носить холодного оружия», «Не совершать  убийств» и т.п., то в настоящее  время для многих преступников (и  не только их) главная жизненная  ценность — материальные блага, собственность, для приумножения которых хороши все средства, в том числе лишение  жизни других людей. Средства массовой информации переполнены подобными  сообщениями, что еще отрицательнее  сказывается на правосознании граждан.

Для криминальной субкультуры  такие социальные ценности, как чувство  гражданского долга, любовь к Родине — не типичны. Однако опыт Великой  Отечественной войны показал, что  когда Родина оказалась в опасности, многие преступники проигнорировали  воровские требования — «не служить  в армии, не брать в руки оружие», порвали с криминальной средой и  пошли на защиту Отечества.

Претерпело изменение  в криминальной субкультуре и  отношение к семье как социальной ценности. Прежние авторитетные преступники  не имели права «связывать» себя семейными узами, а современные  воры считают "своим долгом не просто создать семью, но и обеспечить ей должное существование.

Специфический смысловой  оттенок в криминальной среде  приобретают нравственные ценности: «порядочность», «честность», «свобода», «ответственность за данное слово» и  т.п. Например, все осужденные, за небольшим  исключением, ценят свободу (не случайно существует даже клятва «Век свободы  не видать»). Однако «порядочный» осужденный не имеет права освобождаться  досрочно, сотрудничать с администрацией. Достаточно высока ответственность  преступных элементов друг перед  другом за данное слово, за высказанную  оценку в адрес другого. Причина  этого не в их высокой нравственности (по отношению к законопослушным  гражданам эти ценности абсолютно  не соблюдаются), а в том, что за нарушение криминальной идеологии  следует нести ответственность  и более сурово, чем по законам  правового государства.

 

Для реализации социальных ценностей, их поддержки и наказания  виновных в преступной среде вырабатываются криминальные нормы (правила) поведения. Их основная функция — регулировать взаимоотношения и поведение  представителей криминального сообщества. Криминальные нормы — это важнейший  элемент субкультуры. Они регулируют все сферы жизнедеятельности  криминального сообщества: социальный статус его членов и их права;

- отношение к правоохранительным органам и администрации исправительных учреждений;

- поведение в местах лишения свободы и в быту;

- отношение к труду;

- порядок разрешения межличностных конфликтов;

- ритуалы приема новых членов в преступное сообщество («прописку»); порядок проведения «сходок» и коронации «воров в законе» и т.д.

В качестве механизма поддержания  криминальных норм существует система  санкций по отношению к лицам, допускающим их нарушение. Это и  простое порицание за незначительные и неосознанные отступления от предписаний  и понижение в статусе (например, могут «опустить» за неоправданную жестокость «к своим»), физическое воздействие и даже лишение жизни. Поэтому мотивом соблюдения криминальных норм выступают не только внутренние убеждения, но и страх наказания.

   Специфическим элементом криминальной субкультуры выступает стратификация, т.е. деление людей на условные иерархические группы в зависимости от их авторитета относительно реальной власти в криминальной среде. Стратификацию криминального сообщества можно сравнить с разделением общества на социальные группы. Наиболее отчетливо стратификация криминальной среды представлена в пенитенциарных учреждениях, но она сохраняется и после освобождения из мест лишения свободы :

1. Лидеры криминальной  среды и их последователи (злостные  нарушители режима, наиболее агрессивные личности).

2. Середняки («мужики») —  считаются с криминальной идеологией, поддерживают лидеров материально,  но активно субкультуру не  отстаивают, в основном соблюдают  установленный режим, работают  на производстве, стремятся к  условно-досрочному освобождению.

3. Актив — представители  данной группы нарушают одну  из главных криминальных заповедей  — не сотрудничать с администрацией. Поэтому в социальной среде  осужденных они не пользуются  авторитетом, испытывают на себе  постоянное давление злостных  нарушителей режима. Но их активно  поддерживает и защищает администрация  учреждения, поэтому с ними вынуждены  считаться.

4. Отверженные — осужденные  с наиболее низким социальным  статусом. Их образ жизни не  только вступает в противоречие  с криминальной идеологией, но  не одобряется и администрацией  учреждения. Эта группа не однородна:  в нее входят осужденные, допустившие нарушение обязательных криминальных норм (например, те, что воровали продукты питания у своих — «крысятники»); не прошедшие «прописки» при поступлении в следственный изолятор или колонию; неряшливые («чушки»); заподозренные в доносительстве («стукачи»); склонные к мужеложству, изгнанные из более высокой страты и т.п.

Среди молодежи, несовершеннолетних иерархия страт носит еще более  дифференцированный характер.

Один из специалистов по изучению криминальной субкультуры  молодежи В.Ф. Пирожков отмечает, что  стратификация налагает существенный отпечаток на психологию личности и  обладает рядом свойств:

- жестким делением на «своих» (соблюдающих криминальные нормы) и «чужих» (нарушающих криминальные нормы);

- ролевыми предписаниями и экспектацией (ожиданиями) в зависимости от принадлежности к той или иной страте;

- наличием клеймения (ярлыков, кличек), отражающего социальный статус представителей преступного сообщества («Пахан», «босяк», «чушка» и т.п.);

- автономностью функционирования каждой страты, невозможностью, запретом дружеских контактов между представителями нижних страт;

- относительной устойчивостью криминального статуса;

- ограниченным продвижением вверх (самых достойных) и легкостью «скатывания» вниз («изгой» никогда не может продвинуться вверх);

- субординацией межличностных отношений между представителями различных страт;

- наличием у высшей «касты» определенных привилегий («мелких исключений»). [2]

Специфическим элементом  криминальной субкультуры выступает  криминальное общение и, в частности, такие средства, как жаргон, клички, татуировки. Жаргон — это условный язык. Главная его функция —  скрыть для окружающих смысл передаваемой информации. В Российском государстве  зарождение криминального жаргонизма связывают в одних случаях  с появлением волжских разбойников, в других — с особенностями  общения офеней (торговцев — разносчиков  мелкого товара). Последние с целью  мошенничества использовали в общении  между собой тайный язык, чтобы  вводить в заблуждение обычных  граждан. Отсюда до настоящего времени  в криминальной субкультуре сохраняется  выражение: говорить «по фене», т.е. на жаргоне. На Руси криминальный язык известен и под названием «блатная музыка». По словам В.И. Даля, эта «музыка» была разработана столичными мошенниками, карманниками и ворами разного промысла, конокрадами и барышниками. [4]

Современный криминальный жаргон характеризуется большой распространенностью, его элементы используются не только в среде явных преступников, но и даже среди сотрудников правоохранительных органов и депутатов Госдумы; неоднозначностью (одно и то же слово  может иметь различные жаргонные  значения, например, слово «доносчик» имеет 125 жаргонных выражений, а «проститутка»  — 180); динамичностью (жаргон меняется в зависимости от социально-экономических  изменений, научно-технического прогресса  и других факторов).

Клички — это персонифицированная  форма жаргонного обращения к  представителям криминального сообщества. Кличка не только заменяет фамилию, имя  человека, но и закрепляет его статус в преступной среде, выполняет одновременно оценочную функцию («хороший», «плохой», «злой», «добрый» человек). Авторитетный преступник никогда не может иметь  оскорбительных кличек.

Информация о работе Криминалистическая субкультура и её становление