Криминальная психология: причины преступности, психология личности преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 14:59, реферат

Описание работы

Юридическая психология – одна из сравнительно молодых отраслей психологической науки. Первые попытки систематического решения неко-торых задач юриспруденции методами психологии относятся к 18 веку.
Юридическая психология изучает взаимодействие между психологи-ей и законом и занимается приложением психологических знаний к реше-нию правовых вопросов. Являясь пограничной наукой между психологией и правоведением, она остается психологической дисциплиной, – ее теоре-тическая основа состоит в закономерностях и особенностях психики чело-века; специфично лишь приложение, учет и использование этих законо-мерностей и особенностей человеческого поведения: юридическая психо-логия рассматривает их применительно к сфере правовой регуляции.

Файлы: 1 файл

Реферат Криминальная психология.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

Прикладные задачи определяются сферами использования ее научных данных.

 

      1. Методология криминальной психологии.

Методология науки представляет собой систему категорий, принципов и методов исследования и научного объяснения психических явлений, относящихся к ее объекту. Она также включает общепсихологические и конкретно-научные (частные) теории, на которых основывается описание и объяснение и психических явлений, детерминирующих преступное поведение и преступность в обществе.

Криминальная психология использует категории общие для психологической науки и опирается на теоретические знания ее отдельных отраслей. К ним относятся психологические теории, раскрывающие основные категории психологии: психического отражения, деятельности, сознания и бессознательного, образа, личности, мотивации, эмоций, установки, социально-психологическая теория группы и др. Она также опирается на категории юридических наук и теоретические положения, раскрывающие их правовую сущность.

В качестве таковых выступают категории уголовного права:

    • личность преступника
    • преступная группа
    • преступная организация
    • преступное деяние
    • умысел
    • неосторожность
    • потерпевший и др.

Используются также категории криминологии:

    • преступное поведение
    • криминогенная личность
    • преступность
    • причины и условия преступности
    • виктимное поведение

А также категория теория государства и права:

    • правосознание и т.д.

Криминальная психология исследует психологический аспект явлений, которые обозначают указанные понятия, опираясь на общепсихологические теории, и разрабатывает собственные конкретно-научные теоретические положения. Она также опирается на определенные понятия и научные данные других социальных и гуманитарных наук: социальной философии, социологии, этики, педагогики, психиатрии и др.

Для того чтобы системно объяснить с позиций психологии просоциальное поведение индивида необходимо знать закономерности и механизмы его диалектической противоположности – противоправного поведения.

Наряду с использованием категорий различных отраслей психологической науки, юридических и других социальных наук, криминальная психология формирует свой специфический понятийный аппарат.

В частности, к понятиям собственно криминальной психологии относятся:

    • психологический механизм (и генезис) преступного поведения
    • криминогенный комплекс личности
    • криминогенная склонность личности
    • антикриминальная устойчивость личности
    • криминогенная мотивация
    • криминогенные социально-психологические явления
    • криминогенные дефекты правосознания
    • криминогенные психологические свойства группы
    • психологический генезис криминогенной личности и др.

Принципы криминальной психологии – это основополагающие идеи и правила получения и объяснения научных фактов, относящихся к объектам и предмету исследования криминальной психологии.

Криминальная психология основывается на философских, общепсихологических и конкретно-научных принципах познания. В качестве философских принципов выступают:

  • принцип детерминизма, в соответствии с которым психические явления и социальные условия должны рассматриваться как имеющие причинные взаимосвязи, в частности - психическая деятельность, детерминирующая социальное поведение индивида (в том числе и преступное) включает процессы индивидуально своеобразного отражения внешних условий и обусловлена результатами этого отражения. В то же время социальное поведение, его результаты оказывают влияние на формирование психологических свойств личности его субъекта;
  • принцип системности, который требует изучения психических явлений в целостной совокупности, выделения наиболее существенных и соподчиненных явлений, построения их структур и раскрытия взаимосвязей;
  • принцип развития, согласно которому психические явления должны рассматриваться как изменяющиеся, формирующиеся, преобразующиеся и прекращающие свое проявление.

Кроме этих принципов криминальная психология использует общие принципы психологической науки:

    • принцип единства сознания и деятельности;
    • принцип личностного подхода;
    • принцип формирования и развития личности в процессе деятельности, познания и общения;
    • принцип взаимосвязи и взаимообусловленности психических процессов, состояний и свойств и другие.

В криминальной психологии складываются и свои конкретно-научные принципы. К ним можно отнести:

  • принцип примата субъектных (личностных) предпосылок преступного поведения, который опирается на идею свободы воли субъекта поведения и определяет, что в детерминации преступного поведения первостепенное значение имеют личностные качества субъекта, выступающие внутренними его предпосылками, а обстоятельства социальной ситуации непосредственно не предопределяют совершение вменяемым лицом антиобщественного деяния;
  • принцип иерархии криминогенных факторов преступности, в соответствии с которым внутренние и внешние причины и условия преступного поведения необходимо рассматривать, дифференцируя по степени существенности;
  • принцип криминогенетического подхода к объяснению формирования личности преступника, который требует учета влияний жизненных событий, воздействий социального окружения, видов деятельности и поступков индивида в его жизненном пути на формирование его правосознания и социально-правовой направленности личности;
  • принцип дифференцированного подхода к психологическому изучению личности преступников, преступных групп и преступленных деяний, определяющий необходимость выделения различных типов преступников (криминогенной личности), преступных групп, генезиса и механизма преступных деяний различных видов и их качественных отличий.

В криминальной психологии используется широкий комплекс методов исследования. В качестве таких методов выступают методы наблюдения, беседы, интервью, тестирования, опроса, биографический метод, методы анализа продуктов деятельности (преступных деяний), независимых характеристик, экспертных оценок, психофизиологического эксперимента (с использованием полиграфа). На основе указанных методов в криминальной психологии осуществляется разработка специальных методик исследования психических явлений, относящихся к ее объектам.

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

    1. Отчуждение личности, как психологическая предпосылка преступного поведения.

Психолого-криминологические исследования свидетельствуют о том, что значительная часть преступников находится на определенной социально-психологической дистанции от общества и его нравственно-правовых ценностей. Они отчуждены и от общества в целом, и от малых групп или существенно ослабили связи с ними. В психологическом плане отчуждение представляет собой как бы уход человека из межличностного взаимодействия, который имеет существенные психологические и социальные последствия, в том числе и криминогенного характера.

Исследователи выделяют следующие аспекты отчуждения личности, значимые для понимания социально-психологических, причин преступного поведения:

  1. Отчуждение затрудняет усвоение человеком социальных норм, регулирующих поведение. Поскольку эти нормы не усвоены личностью, не стали составной частью ее внутреннего мира, они являются для нее «чужими», не обязательными для исполнения.
  2. Отчуждение личности в раннем детском возрасте вследствие невыполнения семьей своей основной функции – включения ребенка в структуру общества посредством интернализации им нравственно-правовых норм по механизму подражания родителям – может заложить основы асоциальной личности, изолированной от социально-позитивной микросреды – семьи, учебных и трудовых коллективов, других малых групп. При отсутствии компенсирующего воспитания это может привести к дезадаптивному противоправному поведению, во многом провоцируя рецидив преступлений.
  3. Отчуждение личности может приводить к формированию у нее устойчивой антисоциальной установки, проявляемой в негативном или даже враждебном отношении к среде, что по механизму проекции способно провоцировать у таких лиц агрессивное поведение.
  4. Отчуждение человека, изоляция от социально-позитивной микросреды побуждает его к поиску микросреды, где он мог бы найти признание и поддержку.
  5. Разрыв связей человека с нормальной микросредой приводит к нарушению социального контроля, несоблюдению установленных норм поведения. Застревание в антисоциальной группе, являющейся для человека референтной, формирует чрезмерную привязанность его к данной группе, идентификацию с ней, готовность совершить любое групповое преступление.
  6. Изоляция, обособление от других, уход в себя оборачивается нравственным оскудением, отсутствием эмпатии, т.е. способности чувствовать, переживать эмоциональные состояния другого человека, сопереживать ему, что содействует совершению особенно тяжких насильственных преступлений.

Как показывают исследования, наиболее отчужденными являются бродяги, а среди них – алкоголики. Другая категория отчужденных – осужденные к длительным срокам лишения свободы. Практические работники исправительных коллективов давно обратили внимание на такое явление: отдельные неоднократно судимые рецидивисты, не имеющие устойчивых семейных и иных эмоциональных связей, после освобождения вновь стремятся вернуться в «зону».

По мнению ученых, «... в целом психологическое отчуждение личности можно определить, как развившуюся чаще всего в результате эмоционального отвергания родителями (психической депривации), из безразличия, социально-психологической дистанции между индивидом и средой изолированность от ценностей общества, не включенность в эмоциональные контакты. Психическая депривация и порождаемое ею отчуждение могут рассматриваться в качестве причины преступного поведения. Сами по себе эти факторы фатально не ведут к совершению преступлений.»

 

 

    1. Тревожность – психологическая основа преступного 
      поведения.

Наряду с отчужденностью личности не меньшей, а, пожалуй, еще большей криминогенностью обладает тревожность, которая представляет собой беспредметный страх, страх вообще. Чаще всего в основе тревожности лежат какие-то неосознаваемые личностью источники угрозы, связанные с депривацией потребности в безопасности. Как личностное свойство она проявляется в постоянном ощущении неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, в преувеличении их могущества и угрожающего характера. Такое перманентное состояние может приводить к дезорганизации поведения, изменению его направленности. В ряде случаев тревожность способна активно стимулировать преступное поведение в том случае, когда человек начинает ощущать необходимость защиты от людей или явлений, которые он субъективно воспринимает как угрожающие или деструктивные.

Крайней формой выражения тревожности является страх смерти, который, как и тревожность, развивается в случае неприятия ребенка родителями. Отверженность как крайняя форма неприятия ведет к отсутствию чувства безопасности, к развитию невротической личности, для которой характерен страх смерти.

Выделяют следующие фазы в развитии психологически отчужденных индивидов:

  • возникновение реакции тревоги;
  • накопление негативных бессознательных переживаний, которые могут носить и скрытый характер;
  • состояние истощения, проявляющееся в насильственных действиях в отношении социальной среды, субъективно воспринимаемой как враждебной.

Криминогенность тревожности состоит не только в том, что она включает в себя беспокойство, ощущение незащищенности, уязвимости, но и в том, что она определяет специфическое восприятие окружающей среды как чуждой и враждебной. По механизму эмоционального переноса такая личность выходит из-под действия социального контроля. Развиваются дезадаптивное поведение и соответствующее отношение к миру. Бессознательно проецируя свои враждебные, агрессивные устремления, побуждения на внешний мир, личность воспринимает и среду таковой.

Таким образом, наличие тревожности, бессознательное ощущение призрачности и хрупкости своего бытия, страх смерти качественно отличают преступника от не преступника и выступают основными психологическими причинами некоторых форм преступного поведения.

«Иными словами, человек совершает преступление, чтобы не разрушились его представления о самом себе, своем месте в мире, его самоощущение, самоценность, не исчезло его биологическое и социальное бытие».

Информация о работе Криминальная психология: причины преступности, психология личности преступника