Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 11:03, контрольная работа
Криминальная психология изучает психические явления, психические закономерности, проявляющиеся в процессе деятельности, связанной с преступлением (формирование преступной установки личности, образование преступного мотива, личности преступника, жертвы и др.) . А также она исследует психологические пути воздействия на преступника. Необходимость изучения личности преступника диктуется прежде всего потребностями практики борьбы с преступностью. В рамках криминальной психологии исследуется психологические особенности личности не только насильственных, но и корыстных преступников, структура и психологические особенности преступных групп.
Криминальная психология. Психология преступника и жертвы преступления.
Психология преступника.
Одной из основных самостоятельных наук является психология.
Психология — буквально — наука о душе (от греч. "psyche" — душа, "logos" — понятие, учение), о внутреннем субъективном мире человека.
Объектом исследования психологии служит человек, его психические процессы, состояния и свойства.
Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.
База всех специальных психологических дисциплин - общая психология.
Существует ряд отраслевых (прикладных) психологий. Одним из видов отраслевой психологии является юридическая (правовая) психология, исследующая проявление и использование своеобразия психических механизмов и закономерностей в сфере регулируемых правом отношений. Как и любая иная система разветвленного научного знания, данная отрасль состоит из нескольких разделов: правовой, криминальной, судебной и пенитенциарной психологии.
Преступность и преступления как социальное явление изучаются многими науками: криминологией, уголовной статистикой, науками уголовного права и процесса, криминалистикой, и конечно, криминальной психологией.
Криминальная психология изучает психические явления, психические закономерности, проявляющиеся в процессе деятельности, связанной с преступлением (формирование преступной установки личности, образование преступного мотива, личности преступника, жертвы и др.) . А также она исследует психологические пути воздействия на преступника. Необходимость изучения личности преступника диктуется прежде всего потребностями практики борьбы с преступностью. В рамках криминальной психологии исследуется психологические особенности личности не только насильственных, но и корыстных преступников, структура и психологические особенности преступных групп. Помимо личности преступника криминальная психология изучает механизмы иммунитета личности в криминогенной ситуации, разрабатывает рекомендации по профилактике преступности.
В структуру криминальной психологии входят:
Основные задачи криминальной психологии:
1) изучение психологии личности преступника, особенностей различных типов преступников, разработка их классификации;
2) изучение психологии
преступления как особого вида
деятельности (мотивы, способы совершения,
механизмы психологической
3) изучение психологии преступных сообществ (виды сообществ— случайно возникшие, организованные преступные группы, преступные организации; особенности действия в них психологических механизмов их существования, сплочения, активности и др.);
4) психологическое изучение
преступности как массового
5) исследование психологических
механизмов воспроизводства
6) разработка психологических аспектов виктимологии (виктимология —учение о жертвах преступного посягательства) и разработка на этой основе психологических мер обеспечения личной безопасной жизнедеятельности.
Одной из центральных проблем в юридической психологии является глубокое и полное изучение личности преступника, которое способствует решению следующих задач:
Психологическое изучение личности преступника включает в себя исследование его внутреннего мира, потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально – волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов). Понять любое поведение, преступное в том числе, невозможно без подлинного знания психологии личности, психологических механизмов и мотивов, социально – психологических явлений и процессов, а нередко и психиатрических факторов.
Понятие «личность» употребляется с целью характеристики человека как общественного, социального существа, его общественно – значимых черт (качеств), которые формируются в результате усвоения человеком форм сознания, поведения и опыта развития человечества.
На личность человека влияет возраст, пол, физические особенности, психологические качества, темперамент, знания, умения, привычки, формы психического отражения, психическая способность к вменению и др.
В отдельном правонарушителе нельзя абсолютизировать какие-то преступные его особенности. В то же время у каждого преступника можно обнаружить то общее, что характерно для всех преступников определенной категории. Только в этом аспекте правомерен термин "личность преступника".
Личность преступника отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей присущи преступные потребности и мотивация, негативные социальные интересы. Причины всегда в личности, а внешние обстоятельства могут играть роль лишь условий, способствующих или препятствующих совершению преступлений.
Преступник – это вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления определенного, указанного в уголовном законе возраста и совершившее предусмотренное законом антиобщественное деяние (действие или бездействие) и признанное виновным в результате судебного разбирательства.
Для личности преступника в обобщенном виде характерны
следующие особенности.
1. Дефекты индивидуального правосознания как результат недостаточной
его социализации: а) социально-правовой
инфантилизм; б) правовая неосведомленность;
в) социально-правовая дезинформированность;
Исходя из дефектов правосознания, всех преступников можно классифицировать на две большие группы: 1) на лиц, совершивших преступления по незнанию законов, хотя незнание законов не освобождает от уголовной ответственности; 2) на лиц, знавших законы, запрещающие данное деяние, но совершивших их.
2. Патология потребностной сферы личности или дисгармония
потребностей личности преступника, которая выражается в следующем:
— в нарушении равновесия (баланса) между материальными и духовными потребностями личности, в результате чего человек становится стяжателем или стремится к обогащению любыми способами;
— аморальный, извращенный характер удовлетворения многих из них. Так, насильника судят не за то, что у него есть половые потребности, а за стремление удовлетворить их способом, опасным для жертвы сексуального насилия и запрещенным законом;
— ослабление самоконтроля за удовлетворением многих из них, в результате чего человек становится рабом своих потребностей;
— большой удельный вес в структуре личности занимают квазипотребности (ложные потребности), не нужные для развития личности (алкоголизм, наркомания, чифиризм и др.).
3. Дефекты в личностных установках. Многие совершает
преступления в связи с наличием в структуре личности дефектов в личностных установках. Здесь возможны следующие варианты:
— один совершил преступление потому, что у него нет твердых установок законопослушного поведения;
— другой совершил преступление, руководствуясь возникшей ситуативной установкой в благоприятной для совершения преступления ситуации;
— третий имеет твердую криминальную установку, поэтому он сам создает ситуацию благоприятную для совершения преступления.
Индивидуальные особенности личности виновного учитываются и при конструкции конкретных составов преступлений, и при индивидуализации уголовной ответственности и наказания (ст.37 УК РФ). Личность виновного является субъективным элементом состава преступления. Законодатель обязывает выявить особенности личности, проявившиеся в совершенном деянии.
Поскольку причины преступного поведения заключены в личности преступника, то, чтобы понять их, необходимо изучить эту личность, выявить те внешние по отношению к ней социальные явления и процессы, которые сформировали ее криминогенные черты.
Изучение личности преступника подразделяются на несколько основных подсистем: социально – демографические, нравственно – психологические, социально – ролевые, кроме того наиболее значимым является вопрос о том, какую природу имеет преступное поведение человека: биологическую или социальную.
Как известно, преступниками не рождаются, а становятся, следовательно, в формировании личностных особенностей преступника ведущее место отводится социальным, жизненным факторам, воспитанию, обучению, влиянию среды. Однако отрицать роль биологических свойств в формировании социальных качеств личности было бы ошибкой, они играют существенную роль условий, способствующих негативному формированию личности. К биологическим свойствам относятся возрастные особенности, физические (состояние здоровья человека, его физические недостатки и т.п.) и психические особенности (тип нервной системы, свойства памяти, мышления, воображения и др.)
Выделяют следующие биологические предпосылки, играющие отрицательную роль в поведении человека :
1. Патология биологических потребностей ,нередко становящаяся причиной сексуальных извращений и половых преступлений.
2. Нервно-психические заболевания ( психопатия , неврастения , ), которые повышают возбудимость нервной системы , обусловливают неадекватную реакцию и затрудняют социальный контроль за действиями.
3. Наследственные заболевания ,особенно отягощенные алкоголизмом , которым страдают 40 % умственно отсталых детей .
4. Психофизические нагрузки , конфликтные ситуации ,изменение химического состава окружающей среды , использование новых видов энергии, которые приводят к различным психосоматическим, аллергическим токсическим заболеваниям и служат дополнительным криминогенным фактором.
Социально – демографические свойства личности не находятся в причинной связи с преступностью, но их анализ позволяет составить обобщенный портрет преступника. К таким свойства относятся пол, возраст, уровень образования, семейное положение, социальное положение и др.
К ним тесно примыкает характеристика уголовно – правовая: направленность преступного посягательства, устойчивость антиобщественного поведения, степень организованности преступников, совершение преступлений рецидивистами и несовершеннолетними.
Социально – демографические признаки не дают исчерпывающего представления о личности преступника, ибо характеризуют ее только с внешней стороны. Поэтому особое внимание здесь следует уделять нравственно – психологическим свойствам личности.
Нравственно – психологическая характеристика включает в себя прежде всего социально обусловленные черты, определяемые как индивидуальными особенностями психических процессов, свойств и состояний, так и приобретенным опытом. Особое значение имеют морально - политические, мировоззренческие и нравственные качества человека: взгляды, убеждения, оценки, ценностные ориентации.
В психологической и юридической литературе предпринимались попытки из всего многообразия качеств, потребностей и притязаний личности выделить наиболее существенные. Например, отношение к обществу, труду, семье, женщинам, детям, посторонним людям, собственной персоне, уровень и характер потребностей, а также избранные способы их удовлетворения (легальные, неправомерные, общественно – опасные).
К нравственно-психологическим особенностям относятся интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества личности. Интеллектуальные свойства- это уровень умственного развития, объем знаний, жизненный опыт, широта или узость взглядов, содержание и разнообразие интересов и т.д. основу эмоциональных свойств личности составляют сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов (темперамент). Волевые свойства характеризуют умение человека сознательно регулировать свою деятельность.
Из всех элементов преступления ближе всего к нравственно-психологической характеристике личности стоит субъективная сторона, а в ней – мотивы преступления и цели, поставленные перед собой преступником. Потребности, мотивы, эмоции непосредственно не наблюдаемы, они познаются опосредованно, путем умозаключений. У преступников отсутствуют побуждения к соблюдению социальных норм.
Информация о работе Криминальная психология. Психология преступника и жертвы преступления