Кризис семи лет. Симптом потери непосредственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 14:02, доклад

Описание работы

На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет.
Основная симптоматика кризиса:
1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;
2) манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);
3) симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым

Файлы: 1 файл

Кризис 7 лет.docx

— 15.75 Кб (Скачать файл)

Кризис 7 лет

Кризис  семи лет. Симптом потери непосредственности.

На основе возникновения  личного сознания возникает кризис 7 лет.

Основная симптоматика кризиса:

1) потеря непосредственности. Между желанием и действием  вклинивается переживание того, какое значение это действие  будет иметь для самого ребенка;

2) манерничанье; ребенок  что-то из себя строит, что-то  скрывает (уже душа закрыта);

3) симптом "горькой  конфеты": ребенку плохо, но  он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться  и становится неуправляемым.

В основе этих симптомов  лежит обобщение переживаний. У  ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая  прямо и непосредственно не накладывается  на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение  внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения  будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризис требует перехода к  новой социальной ситуации, требует  нового содержания отношений. Ребенок  должен вступить в отношения с  обществом как с совокупностью  людей, осуществляющих обязательную, общественно  необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция  к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Нередко  более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к  семи годам, смешивают с проблемой  готовности ребенка к школьному  обучению. Наблюдения в первые дни  пребывания ребенка в школе показывают, что готовности к обучению в школе  у многих детей еще нет.

Фазы кризиса 6-7-летнего  возраста - Докритическая, критическая и посткритическая фаза кризиса у дошкольников, запаздывающих с переходом в школу, а также у первоклассников слишком рано пришедших в первый класс.  

1. Докритическая фаза. Игра в общей структуре деятельности ребенка постепенно начинает отходить на второй план. Он пытается модифицировать игру, тянется к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У ребенка начинает формироваться субъективное желание стать школьником.

2. Критическая фаза. Объективно и субъективно ребенок готов к переходу к учебной деятельности, но формальный переход к учению запаздывает. Он неудовлетворен своим положением дошкольника, переживает эмоционально-личностный дискомфорт, в поведении появляется негативная симптоматика, направленная в первую очередь на родителей.

3. Посткритическая фаза. Ребенок приходит в школу, где постепенно восстанавливается его внутренний комфорт, исчезает негативная симптоматика.

У первоклассников, рано пришедших  в школу. / фаза.Ребенок достаточно удовлетворен игрой. В процессе одинаковой для всех детей подготовки к школе у ребенка даже может сформироваться субъективное стремление к школе, но объективные предпосылки перехода еще не сформированы.

2 фаза. Ребенок приходит в I класс с несформированными предпосылками перехода от игровой к учебной деятельности, получает первые дисциплинарные замечания, переживает неуспех в учебной деятельности и по-прежнему тянется к игре. Ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально-личностный дискомфорт. В поведении появляется негативная симптоматика, направленная на родителей и учителя.

3 фаза. Ребенок вынужден осуществлять параллельно обязательную учебную и желаемую игровую деятельность на равных условиях. В таких условиях восстанавливается эмоционально-личностный комфорт, сглаживается негативная симптоматика.

Для профилактики кризисных  явлений в поведении детей  воспитателю (или родителю) можно  рекомендовать наблюдение за игрой  ребенка в группе сверстников, чтобы  своевременно выделить детей, которые  начинают утрачивать интерес к игре, и тех, которые продолжают играть на примитивном уровне. Первых следует  больше занимать продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, конструирование), предлагать игры-задачи, учебные задачи. Вторых следует стимулировать на игры высокого уровня (театральные  представления, подготовка к таким  представлениям и т. д.). Следует постепенно включать в игры продуктивные действия (изготовление аппликаций, игрушек  и т. д.), а также стимулировать  общение детей со взрослыми на равных, обсуждая их мнения, рассказывать о школьной жизни.

Причина негативных реакций ребенка - несоответствие родительских отношений и требований с желаниями  и возможностям ребенка. Измените, свое отношение к ребенку - он уже не маленький - внимательнее относитесь к  его мнениям и суждениям.

Тон приказа  и назидания в этом возрасте малоэффективен.

Если часты  скандалы - отдохните друг от друга.

Как можно  больше оптимизма и юмора в  общении с детьми.

Стратегия позитивного  оценивания ребенка:

Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался» «Ты  умный мальчик (девочка))

Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания или нарушения норм поведения («но сегодня что-то у тебя не получилось»).

Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Посмотри, у тебя получилось наоборот (не совсем так)»)

Обсуждение  вместе с ребенком способов исправления  ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.

Выражение уверенности  в том, что у него все получится («завтра (скоро) у тебя все получится…»)

Постарайтесь  быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его  любите и скучаете без него.

Для детей  будет полезно выполнение специальных  заданий, поручений, «своих» дел. Их надо больше занимать продуктивными  видами деятельности -- рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией. Заставлять их играть не следует, лучше предлагать им специальные игры-задания (задачи на выполнение действия по образцу, задачи, требующие инициативы и самостоятельности). На учебных занятиях таким детям  надо предлагать задания, имеющие вид  учебной задачи, более сложные, дающие продуктивный результат.


Информация о работе Кризис семи лет. Симптом потери непосредственности