Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 14:02, доклад
На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет.
Основная симптоматика кризиса:
1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;
2) манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);
3) симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым
Кризис 7 лет
Кризис семи лет. Симптом потери непосредственности.
На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет.
Основная симптоматика кризиса:
1) потеря непосредственности.
Между желанием и действием
вклинивается переживание того,
какое значение это действие
будет иметь для самого
2) манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);
3) симптом "горькой
конфеты": ребенку плохо, но
он старается этого не
В основе этих симптомов
лежит обобщение переживаний. У
ребенка возникла новая внутренняя
жизнь, жизнь переживаний, которая
прямо и непосредственно не накладывается
на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя
жизнь небезразлична для
Фазы кризиса 6-7-летнего
возраста - Докритическая, критическая
и посткритическая фаза кризиса у дошкольников,
запаздывающих с переходом в школу, а также
у первоклассников слишком рано пришедших
в первый класс.
1. Докритическая фаза. Игра в общей структуре деятельности ребенка постепенно начинает отходить на второй план. Он пытается модифицировать игру, тянется к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У ребенка начинает формироваться субъективное желание стать школьником.
2. Критическая фаза. Объективно и субъективно ребенок готов к переходу к учебной деятельности, но формальный переход к учению запаздывает. Он неудовлетворен своим положением дошкольника, переживает эмоционально-личностный дискомфорт, в поведении появляется негативная симптоматика, направленная в первую очередь на родителей.
3. Посткритическая фаза. Ребенок приходит в школу, где постепенно восстанавливается его внутренний комфорт, исчезает негативная симптоматика.
У первоклассников, рано пришедших в школу. / фаза.Ребенок достаточно удовлетворен игрой. В процессе одинаковой для всех детей подготовки к школе у ребенка даже может сформироваться субъективное стремление к школе, но объективные предпосылки перехода еще не сформированы.
2 фаза. Ребенок приходит в I класс с несформированными предпосылками перехода от игровой к учебной деятельности, получает первые дисциплинарные замечания, переживает неуспех в учебной деятельности и по-прежнему тянется к игре. Ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально-личностный дискомфорт. В поведении появляется негативная симптоматика, направленная на родителей и учителя.
3 фаза. Ребенок вынужден осуществлять параллельно обязательную учебную и желаемую игровую деятельность на равных условиях. В таких условиях восстанавливается эмоционально-личностный комфорт, сглаживается негативная симптоматика.
Для профилактики кризисных явлений в поведении детей воспитателю (или родителю) можно рекомендовать наблюдение за игрой ребенка в группе сверстников, чтобы своевременно выделить детей, которые начинают утрачивать интерес к игре, и тех, которые продолжают играть на примитивном уровне. Первых следует больше занимать продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, конструирование), предлагать игры-задачи, учебные задачи. Вторых следует стимулировать на игры высокого уровня (театральные представления, подготовка к таким представлениям и т. д.). Следует постепенно включать в игры продуктивные действия (изготовление аппликаций, игрушек и т. д.), а также стимулировать общение детей со взрослыми на равных, обсуждая их мнения, рассказывать о школьной жизни.
Причина негативных реакций ребенка - несоответствие родительских отношений и требований с желаниями и возможностям ребенка. Измените, свое отношение к ребенку - он уже не маленький - внимательнее относитесь к его мнениям и суждениям.
Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен.
Если часты скандалы - отдохните друг от друга.
Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми.
Стратегия позитивного оценивания ребенка:
Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался» «Ты умный мальчик (девочка))
Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания или нарушения норм поведения («но сегодня что-то у тебя не получилось»).
Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Посмотри, у тебя получилось наоборот (не совсем так)»)
Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
Выражение уверенности в том, что у него все получится («завтра (скоро) у тебя все получится…»)
Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.
Для детей будет полезно выполнение специальных заданий, поручений, «своих» дел. Их надо больше занимать продуктивными видами деятельности -- рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией. Заставлять их играть не следует, лучше предлагать им специальные игры-задания (задачи на выполнение действия по образцу, задачи, требующие инициативы и самостоятельности). На учебных занятиях таким детям надо предлагать задания, имеющие вид учебной задачи, более сложные, дающие продуктивный результат.
Информация о работе Кризис семи лет. Симптом потери непосредственности