Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 16:39, курсовая работа
Цель курсовой работы: сравнительный анализ феноменов акме и кризис среднего возраста.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть акмеологию как науку и феномен акме.
2. Изучить Феномен середины жизни в возрастной психологии.
3. Сопоставить понятия среднего возраста и возраста акме.
Китайская пиктограмма слова кризис отражает идею кризиса. Она состоит из двух основных радикалов: один изображает возможность, другой опасность.[18, с.290]
В настоящее время можно найти множество определений кризиса. Рассмотрим некоторые из них.
В большом энциклопедическом словаре кризис определяется как резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние; острое затруднение с чем-либо, тяжелое положение. Современная энциклопедия трактует кризис как острый недостаток, нехватку чего-либо. Даль считает кризисом перелом, переворот, решительную пору переходного состояния. В кратком психологическом словаре Л.А.Карпенко, А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского под кризисом понимается эмоционально-значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни. В кратком толковом психолого-психиатрическом словаре под ред. Игишева, кризис определяется как состояние, вызванное столкновением личности с препятствиями на пути удовлетворения важных жизненных целей, в случае, когда подобные препятствия не могут быть преодолены обычными способами разрешения проблем.
Головин в своем Словаре практического психолога дает определение кризиса – «это состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью собой и взаимоотношениями с внешним миром». Здесь же он дает понятие возрастного кризиса: «особые, относительно непродолжительные (до года) периоды онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями. Они могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его отношений социальных, деятельности и сознания».[19]
Можно заметить, что на сегодняшний день, понятие «кризис» в психологии отличен от изначально данного греками понятия. Здесь кризис представляется в большей степени как некое эмоциональное событие, переживание, определенное состояние психики человека. Но в то же время остался и некий смысл перехода на новую ступень, поворотного пункта, перемен, изменений.
Исходя из вышеизложенного, можно развести феномены «кризиса среднего возраста» и «возраста акме» .В целом возраст акме представляется как творческий возраст. Человек в это время находится на пике своих возможностей (в основном творческих). Возраст акме определяется как наивысшая точка в развитии, вершина пути. В психологии же понятие кризиса, в частности возрастного, базируется на эмоциональных переживаниях, психических изменениях, происходящих с человеком при переходе на новый возрастной, и соответственно, психологический уровень его развития. Согласно статистическим данным, возраст, на который приходится большая часть разводов в стране, 40-45 лет. Связано ли это с кризисом середины жизни? Можно предположить, что да. Мужчины и женщины, прожившие в браке 20-25 лет, находятся в этом возрасте на пике своих эмоций и возможностей. Осознание того факта, что дети выросли и ушли из семьи, может сбить их с ног. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство опрошенных считают, что в разводе виноваты оба супруга (64%). 24% считают, что на развод толкает измена.[14]
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕМУ ПАРАГРАФУ
Феномен кризиса интересовал людей еще с древности. Изначальный вариант понятия, означающего решение, поворотный пункт, постепенно стал переходить в другие науки и получать там свой характерный оттиск и сейчас имеет множество определений.
При сопоставлении феноменов «кризис средины жизни» и «возраст акме» можно выделить следующие аспекты: возраст акме в большей степени определяется как время творческого подъема, успеха, а кризису середины жизни по большей части относят душевные, психологические, эмоциональные переживания. Кризису в большей степени подвержены женщины, чем мужчины, это связано с их психологическими особенностями. Следует отметить, что кризис переживают 80% людей, и всего лишь для 20% данный период возраста проходит незаметно. Отмечается «спад» в начале кризиса и «подъем» на пути выхода из него. После нахождения пути выхода из кризиса человек может достигнуть возраста акме, тем самым, находясь в «творческом порыве», может подняться в должности, или сменить работу и даже сферу деятельности.
Таким образом, можно прийти к выводу, что «кризис среднего возраста» и «возраст акме» все же являются разными понятиями и их следует отличать друг от друга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, кризис среднего возраста и достижение акме являются одними из наиболее важных факторов в развитии человека и формировании его личности. Каждому человеку свойственно переживать эти периоды, различие только в степени их выраженности. На самом деле, эти феномены, хоть и являются критическими, не так страшны и опасны для человека. Это всего лишь переходный период между очередными стадиями развития. То, как воспримет эти перемены человек, зависит от него самого и от поддержки его окружающих. Данные периоды являются весьма контролируемыми, поэтому к ним можно быть готовым и, в связи с этим, контролировать весь процесс прохождения данных этапов.
В работе были рассмотрены такие аспекты как акмеология как наука и феномен акме, изучен феномен середины жизни в возрастной психологии, сопоставлены понятия среднего возраста и возраста акме.
Подводя итог, можно сказать, что понятие акмеология было введено Н.А. Рыбниковым и означает комплексную науку о человеке, находящемся в периоде его зрелости, берущую свои начала еще в Древней Греции. Целью акмеологии является совершенствование человека. Объектом- прогрессивно развивающаяся зрелая личность. Предметом можно считать процессы и закономерности совершенствования человека как индивида. Также были сформулированы семь групп задач данной науки. Выделяются факторы, способствующие достижению акме: это социальные макро- и микрофакторы и фактор саморазвития.
Различные исследователи называют кризис среднего возраста: одни – середина жизни, другие – десятилетие роковой черты. На момент наступления кризиса человек находится в укорененном состояние, поэтому наступивший кризис может выбить его из колеи. Тогда он может оказаться перед трудностями, но это поправимо и контролируемо.
Слово кризис уходит своими корнями в Древнюю Грецию. Изначально термин «кризис» использовался в медицине и обозначал перелом болезни. Затем, постепенно, он стал переходить в другие дисциплины и получать характерные оттенки. Сегодня, понятие кризис заметно отличается от первоначального значения.
В целом кризис среднего возраста отмечается как период психических изменений, переживаний, при которых возможны неудачи в работе, разлады в семье. В то же время в период акме были замечены творческий и духовный подъем. Также можно отметить, что достижение акме может быть возможным непосредственно после выхода из кризиса, тогда у человека может появиться повышенная активность, он способен и хочет заняться новым ему делом, улаживает семейную жизнь или строит новые отношения.
Таким образом, можно считать, что цели и задачи, поставленные в начале работы, нами были достигнуты и успешно раскрыты. Изучение феноменов «кризиса среднего возраста» и «возраста акме» действительно являются актуальными и интересными на сегодняшний день. В связи с этим следует подробнее изучать данные вопросы, для достижения более высоких задач.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ