Кризис трёх лет
Выполнила: Таскаева
Ю.С.
Кризис трёх
лет может выражаться в проявлении таких
симптомов, как негативизм, упрямство,
строптивость, своеволие, протест-бунт,
обесценивание, стремление к деспотизму.
Впервые их выявила и описала Э. Келер
в работе "О личности трехлетнего ребёнка". Л.
С. Выготский назвал семь наиболее ярких
особенностей поведения ребёнка в период
кризиса трёх лет "семизвездием симптомов".
Рассмотрим эти симптомы более подробно.
- Негативизм — это отрицательная реакция, связанная
с отношением одного человека к другому
человеку. Ребёнок не делает что-то только
потому, что это предложил ему определённый
взрослый человек. Негативизм избирателен:
ребёнок игнорирует требования одного
члена семьи или одной воспитательницы,
а с другими достаточно послушен. Главный
мотив действия - сделать наоборот, то
есть прямо противоположное тому, что
ему сказали.
- Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает
на чем-то не потому, что ему этого очень
хочется, а потому, что он этого потребовал
у взрослого, и отказаться от собственного
решения даже при изменившихся обстоятельствах
ребёнок не может. Упрямство следует отличать
от настойчивости в достижении какой-либо
определённой цели.
- Строптивость направлена в целом против норм воспитания,
системы отношений, образа жизни в семье,
а не против конкретного взрослого
- Своеволие — стремление ребёнка все делать
самому (ключевые слова в речи "Я сам!"),
проявление инициативы собственного действия,
которая неадекватна возможностям ребёнка
и вызывает дополнительные конфликты
со взрослыми. При этом меняется отношение
ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком
движет не только желание узнавать новое,
овладевать действиями и навыками поведения.
Ребёнок начинает активно удовлетворять
познавательную потребность. Это проявляется
в его активности, любознательности. Но
проявление инициативы может вызывать
конфликты со взрослыми, поскольку она
зачастую неадекватна возможностям ребёнка.
Необходимо учитывать то, что ребёнок
пробует свои силы, проверяет возможности.
Он утверждает себя, и это способствует
появлению детского самолюбия - важнейшего
стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.
- Протест-бунт проявляется в частых конфликтах
с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие
люди всерьёз относились к его самостоятельности.
Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются,
что уважают его мнение и желания - он начинает
протестовать. Он бунтует против прежних
рамок, против прежних отношений. Американский
психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте
у ребёнка начинает формироваться воля,
независимость и самостоятельность.
- Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается
все то, что было для него привычно, интересно,
дорого раньше. Симптом обесценивания
может проявляться в том, что ребёнок начинает
ругаться, дразнить и обзывать родителей,
ломать любимые игрушки.
- Деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую
власть по отношению к близким людям, заставляет
родителей делать все, что он требует.
Причины
- Причины возникновения
негативизма, упрямства, своеволия и других
симптомов в поведении объясняются тем,
что ребёнок начинает осознавать себя
самостоятельной личностью и проявлять
собственную волю. Обострение взаимоотношений
со взрослыми может быть следствием авторитарной
модели взаимодействия в семье, ограничения
самостоятельности и личной инициативы
ребёнка, частого и неадекватного применения
запретов и наказаний, а также наличия гиперопеки в воспитании, несогласованности и непоследовательности в требованиях к ребёнку окружающих людей . Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса "скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме". Положительными личностными приобретениями детей на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей. Однако иногда кризис трёх лет может протекать без каких-либо явных негативных проявлений. Мнение о том, что это может как-то негативно сказаться на психическом развитии или становлении личности, ошибочно. В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Появление таких качеств, как воля, самостоятельность, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе.
Рекомендуемое поведение при
взаимодействии с ребёнком
- Существует ряд
общих рекомендаций, использование которых
постепенно приводит к преодолению негативных
симптомов в поведении ребёнка.Избегание авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании.
- Осуществление
единой тактики воспитания в семье.
- Поощрение познавательного
интереса и самостоятельности ребёнка
(в доступных пределах для данного возраста).
- Использование
игровых приемов в общении и обучении
ребёнка самостоятельности.
- Объяснение правил
поведения ребёнку в простой и доступной
для него форме. Проявление спокойной
требовательности к исполнению этих правил.
- Акцент в воспитании
на позитивном разрешении действовать,
а не на запретах и наказании.
- Совместный поиск
компромиссных решений в конфликтных
ситуациях, предоставляющий ребёнку право
выбора.
- Обучение ребёнка
навыкам общения со сверстниками и взрослыми.
1