Кризис трех лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:26, реферат

Описание работы

Кризис трех лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение устоявшейся системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Выготский пишет, что чисто внешне кризисы характеризуются чертами, противоположными стабильным возрастам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени сосредоточены резкие, капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Очень метко сравнивает Выготский развитие в период кризисов с революцией.

Содержание работы

Введение………………………………….……………………………3
1.Кризис трех лет………………………………..…………………….5
Заключение……………………………………………………………11
Список литературы…

Файлы: 1 файл

реферат1 (1).docx

— 30.82 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

государственный университет

Кафедра дошкольной психологии и педагогики

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

НА ТЕМУ:

КРИЗИС 3-Х ЛЕТ:

В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И  ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ.

 

 

 

Выполнила:

Проверила: кандидат психологических  наук,

доцент    

 

 

Тверь 2011

Содержание 

Введение………………………………….……………………………3

1.Кризис трех лет………………………………..…………………….5

Заключение……………………………………………………………11

Список литературы……………………………………….…………..12

 

 

 

Введение 

Кризис трех лет - граница  между ранним и дошкольным детством - один из наиболее  трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение устоявшейся системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Выготский пишет, что чисто  внешне кризисы характеризуются  чертами, противоположными стабильным возрастам. В  этих периодах на протяжении относительно короткого времени  сосредоточены резкие, капитальные  сдвиги и смещения, изменения и  переломы в личности ребенка.  Очень  метко сравнивает Выготский развитие в период кризисов с революцией. Эти явления сравнимы как по количественной так и по качественной характеристикам происходящих событий.  Выготский выделяет три общих особенности таких периодов. 

1. Границы, определяющие  начало и конец кризиса от  смежных  возрастов, в высшей  степени неотчетливы - трудно определить момент его наступления и окончания. Но в середине периода обычно наступает резкое обострение - своеобразная  кульминация кризиса и состояние наиболее яркого отличия от устойчивых периодов жизни.

2. Значительная часть  детей, переживающих критические  периоды, обнаруживает трудновоспитуемость.  Дети как бы выпадают из  системы педагогического воздействия,  которая еще совсем недавно  обеспечивала нормальный ход  их воспитания и обучения. В  критические возрасты развитие  ребенка часто сопровождается  более или менее острыми конфликтами  с окружающими и с болезненными  внутренними конфликтами.

3. Развитие в эти периоды,  в отличие от устойчивых возрастов,  совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. Прогрессивное  развитие личности как бы затухает, а на первый план выступают  процессы отмирания и свертывания  того, что образовалось на предшествующей  ступени развития.

Содержание позитивного  развития в критические периоды  заключается в возникновении  специфических, свойственных только кризисам, новообразований. Их главное отличие  от новообразований стабильных возрастов  в том, что они носят переходный характер и впоследствии не сохраняются  в том виде, в каком возникают, а поглощаются, трансформируясь, новообразованиями [3,c.58].

 

1. Кризис трех лет

Анализируя кризис, Выготский  отмечает, что здесь нельзя исходить только из теоретической схемы. Необходим  анализ фактических материалов, чтобы  осознать основные теории, которые  были предложены для объяснения этого  материала.  Для осмысления того, что происходит в этот период, Выготский  предлагает прежде всего рассмотреть социальную ситуацию развития и, в частности, симптомы возраста. Те симптомы кризиса, которые выдвигаются на первый план, называется первым поясом симптомов или семизвездием кризиса трех лет. Вторым поясом симптомов называют последствия основных симптомов и дальнейшее их развитие.

Итак, семь симптомов, включенных Выготским в первый пояс.

Негативизм. Это отрицательная  реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться  определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.

Упрямство. Это реакция  на свое собственное решение. Упрямство  не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что  ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается  требование, чтобы с этой личностью  считались.

Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер Это протест против порядков, которые существуют дома.

Своеволие. Стремление к  эмансипации от взрослого. Ребенок  сам хочет что-то делать Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах,  о самостоятельности намерения, замысла обесценивание взрослых. Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: "дура".

Протест-бунт, который проявляется  в частых ссорах с родителями "Все  поведение ребенка приобретает  черты протеста, как будто ребенок  находится в состоянии войны  с окружающими, в постоянном конфликте с ними",- писал Л. С. Выготский.

Обесценивание

Ребенок, еще вчера выражавший свою любовь и привязанность к  родителям и близким людям (бабушкам, дедушкам), сегодня начинает обзывать их нехорошими и бранными словами. Ему  перестают нравиться его любимые  игрушки, он также начинает их обзывать, иногда начинает рвать, кидать, разбивать. Поведение малыша в период кризиса  импульсивно, непредсказуемо и в  основном негативно направлено. Это  маленький разрушитель, который  всячески старается отстоять свою точку  зрения, он пытается управлять родителями, хочет, чтобы выполняли его желания. Нередко с ребенком случаются  истерики, настроение резко меняется на противоположное[3,c.59-60].

Второй пояс симптомов - последствия  основных симптомов и их дальнейшее развитие - вытекает как следствие  из установки ребенка на самостоятельность. Благодаря изменениям социальных отношений  ребенка, его аффективной сферы, того, что затрагивает самые сильные, глубокие переживания, ребенок вступает в  целый ряд внешних и внутренних конфликтов. Это часто служит причиной невротических реакций детей, например, энурезы, ночные страхи, заикания, обострения негативизма и упрямства вплоть до  припадков.

Приводя примеры из собственной  клинической практики, Выготский  прослеживает в осложнениях кризиса, которые составляют второй пояс симптомов, одну цепь - от трудного воспитания внутри семьи до того состояния, которое дает невротические, психопатические симптомы.

В семье с единственным ребенком встречается стремление к  деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую  власть по отношению ко всему окружающему  и изыскивает для этого множество  способов.

Западноевропейские авторы выделяют в кризисных явлениях негативные моменты ребенок уходит, отстраняется от взрослых, рвет социальные связи, которые  его раньше объединяли со взрослым. Л. С Выготский подчеркивал, что такая интерпретация неправильна. Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими[3,c.60]. Как считал Д. Б. Эльконин, кризис трех лет -- это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего "Я"[4].

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые  существовали до сих пор между  ребенком и взрослым. К концу раннего  возраста возникает тенденция к  самостоятельной деятельности, которая  знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка  предметом и способом действия с  ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действии и отношений в окружающем мире. Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого  человека. Существуют явные признаки такого отделения, которые проявляются  в симптоматике кризиса трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых). Однако интересно проследить, как  ребенок на протяжении всего раннего  возраста "работает" над выделением своей позиции в семье -- социальной структуре, в которой происходит его развитие. Такой анализ был проведен в исследовании М. Кечки.

В настоящее время показано, что структура семьи влияет на психическое развитие ребенка. Особенно многочисленные исследования проводятся в психиатрии, где семью рассматривают  как социальное образование, играющее важную роль в возникновении и  развитии психических заболеваний. Одна из причин кризиса в потребности делать так, как взрослые. Ее легко удовлетворить в сложно – ролевых играх, но для этого следует играть вместе с ребенком. Когда новые потребности будут удовлетворены, то негативные симптомы кризиса будут наблюдаться меньше. Таким образом, в период кризиса взрослый должен взаимодействовать с ребенком: вместе играть, рисовать, лепить и т.д.  Ребенок ощущает потребность в поддержке и активном, а не пассивно-наблюдательном содействии взрослого. 

Стратегия оценивания детей, при которой отмечаются только неудачи, промахи ребенка, является для них  эмоционально очень трудной и  поэтому, можно думать, малопродуктивной для развития. Негативная стратегия  оценивания, вступая в противоречие с предшествующим опытом ребенка, рождает  у него чувство неблагополучия, направляет детскую активность на поиски выхода из создавшегося положения, нередко  возвращая его к генетически  более ранним формам отношения —  непосредственным аффективно-личностным связям, способствует переносу отрицательных  переживаний на сферу его предметной деятельности. Три года – это развитие самостоятельности, первое понимание того, «что я из себя представляю и значу в этом мире». Вы ведь хотите, чтобы из вашего малыша вырос здоровый человек с адекватной самооценкой, уверенный в собственных силах. Все эти качества закладываются именно здесь и сейчас - путем проб, достижений и ошибок. Дайте возможность своему малышу делать ошибки сейчас, на ваших глазах. Это поможет ему в будущем избежать множества серьезных проблем. Но для этого вы сами должны увидеть в вашем малыше, вчерашнем младенце, самостоятельного человека, который имеет право идти своим путем и быть понятым. Было установлено, что если родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают его попытки самостоятельности, то развитие маленького человечка нарушается: и вместо воли, независимости формируется обостренное чувство стыда и неуверенности[2].

 Конечно, путь свободы  - это не путь попустительства.  Определите для себя те границы,  выходить за которые ребенок  не имеет права. Например, нельзя  играть на проезжей части, нельзя  пропускать дневной сон, нельзя  гулять по лесу без шапки  и т.д. Придерживаться этих  границ вы должны при любых  обсстоятельствах. В других ситуациях предоставьте малышу свободу действовать по его собственному разумению. Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам". Ребенок познает различие между "должен" и "хочу". Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Э.Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.  Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении "могу": он должен научиться соотносить свое "хочу" с "должен" и "нельзя" и на этой основе определить свое "могу". Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции "хочу" (вседозволенность) или "нельзя" (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность.

 Эта сфера деятельности  – в игре. Игра с ее особыми  правилами и нормами, которые  отражают социальные связи, служит  для ребенка тем "безопасным  островом, где он может развивать  и апробировать свою независимость,  самостоятельность" (Э.Эриксон).  Центральным личностным новообразованием, возникающим к концу раннего, является "система Я" и рождаемая этим новообразованием потребность действовать самому; Становление такой системы Я, где точкой отсчета является достижение, полученное во взаимодействии с окружающим миром, знаменует собой переход к дошкольному детству, который А. Н. Леонтьев назвал «периодом фактического складывания личности». Как известно, она выражается в постоянном и настойчивом требовании ребенка - "Я сам". Сила этой потребности настолько велика, что она способна подчинить себе многие другие, также достаточно сильные потребности ребенка. Потребность в реализации и утверждении своего Я в этот  период развития является доминирующей. Это становится характерным проявлением кризиса трех лет. Сущность кризиса трех лет, как и любого кризиса, заключается во "взрыве" прежней социальной ситуации развития[5].

Д.Б. Эльконин проследил этапы развития, приведшие к этому "взрыву". Вначале предметное действие ребенка было "мое", но такое же, какое выполнял взрослый. Затем ребенок "увидел" за вещью человека, а за своими действиями действия взрослого, что в частности, выражается в названии ребенком себя чужим именем. Это в свою очередь влечет за собой выделение своего Я[4].

 

 

 

 

Заключение 

В кризисе трех лет происходит внутренняя перестройка по оси социальных отношений. Негативизм надо отличать от простого непослушания, а упрямство  от простой настойчивости, так как  причины этих явлений разные: в  первом случае - социальные, во втором - аффективные. Семизвездие симптомов  кризиса говорит о том, что  новые черты всегда связаны с  тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой  ситуации, а отношениями с другими  людьми. Кризис трех лет протекает  как кризис социальных отношений  ребенка. процесс формирования ребенка раннего возраста завершается возникновением центрального личностного образования в виде "системы Я". В эту систему входит не только некоторое знание, но и отношение к себе. Все дальнейшее формирование личности теснейшим образом связано с развитием самосознания, имеющего на каждом возрастном этапе свои специфические особенности. Период кризиса возникает незаметно, и очень трудно определить момент его начала и окончания, характерным для любого такого этапа является то, что он имеет в середине своего рода пиковую точку, резкое обострение. Значительная часть детей в период кризиса трудно поддается воспитанию. У ребенка часто снижается успеваемость, работоспособность, ослабляется интерес к бывшим любимым занятиям. Характерны конфликты с окружающими, внутренняя жизнь часто связана с болезненными переживаниями. Однако конкретный характер протекания критических периодов во многом определяется внешними условиями. Таким образом, человеческих проявлений гораздо больше вариаций во время кризисов, чем в стабильные периоды. Негативные внешние характеристики поведения в период кризиса создают впечатление того, что ребенок, развиваясь, не столько приобретает для себя, сколько теряет из приобретенного прежде.

Информация о работе Кризис трех лет