Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 03:57, творческая работа
Под кризисами имеются в виду переходные периоды от одного этапа развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение одного этапа развития и начало другого. Такие периоды характеризуются отмиранием старого, когда теряет немалое из приобретенного прежде. Основной смысл переходного периода состоит в позитивных изменениях личности, которые дополняются отмиранием старого лишь настолько, насколько этого требует развитие новых свойств и черт.
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Уссурийский |
Вид работы |
Творческая работа |
Название дисциплины |
Психология развития и возрастная психология |
Тема |
Кризисы возрастного развития |
Фамилия студента |
Катрич |
Имя студента |
Ольга |
Отчество студента |
Владимировна |
№ контракта |
10101100709843 |
Кризисы возрастного развития…………………………
1Под кризисами имеются в виду переходные периоды от одного этапа развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение одного этапа развития и начало другого. Такие периоды характеризуются отмиранием старого, когда теряет немалое из приобретенного прежде. Основной смысл переходного периода состоит в позитивных изменениях личности, которые дополняются отмиранием старого лишь настолько, насколько этого требует развитие новых свойств и черт.
Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Значительные сдвиги в развитии, ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых. Аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими людьми.
Значительно менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности.
Знание возрастных биологических кризисов личности поможет избежать многих трудностей, возникающих при взаимоотношениях между людьми.
1.1 Кризис новорожденности.
Первый критический период развития – период новорожденности. Акт
рождения в известном
смысле есть переход от паразитарного
типа существования к форме индивиду
Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было бы взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. Наблюдая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учиться. Терморегуляция еще отсутствует. Единственно, что может ребенок,- это принимать внутриутробную позу (поджать ножки и прижать к себе ручки) и этим уменьшить площадь теплообмена.
Таким образом, период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности.
1.2 Кризис первого года жизни.
Общения ребенка с взрослым определяет все основные новообразования этого возраста. Как указывала Л.И.Божович, на протяжении первого года постепенно развивается сознание младенца: в нем выделяются основные психические функции, проявляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов. В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться в предметах окружающей действительности.
С точки зрения возникновения новообразований возраста период младенчества можно поделить на подпериоды: с 2 до 5-6 месяцев и с 5-6 до 12 месяцев.
Хватание, направленное к предмету стимулирует возникновение сидения, перед ним открываются новые предметы, которые начинают так интересовать ребенка, что это приводит к разрыву слитности ребенка с взрослым. Как указывал Д.Б.Эльконин, в процессе развития у ребенка появляется нечто, взрывающее
под влиянием общения изнутри самое общение. Ребенок становится на ноги.
В результате расширяется его пространство, он может передвигаться в нем, сам подползти, и взять какой – либо предмет. Потребность в непосредственно-эмоциональном общении с взрослым должна уменьшаться. Рождается жест, который означает: «Дай!», затем он начинает сопровождаться словом. Потом остается только слово. Наконец, возникает ходьба. Ситуация слитности ребенка и взрослого разрывается из нутрии. Появляются двое. В этом заключается суть кризиса первого года.
1.3 Кризис 3 лет.
Граница между ранним и
дошкольным возрастом – один
из наиболее трудных моментов
в жизни ребенка. Меняется
Ярко проявляется тенденция
к самостоятельности: ребенок хочет
все делать и решать сам. В принципе
это положительное явление, но во
время кризиса
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны с взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Кризис трех лет связан
с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок впервые может поступать вопреки своим желаниям.
1.4Кризис семи лет.
Может начаться в семь лет, а может
сместиться к шести или восьми
годам. Открытие значения новой социальной
позиции – позиции школьника,
связанной с выполнением высоко
ценимой взрослыми учебной
Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий.
Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.
1.5 Кризисы подросткового возраста.
Подростковый возраст зачастую называют «переходным», или критическим
периодом. Кризис подросткового возраста - самый сложный из всех возрастных кризисов для ребенка, т.к. именно в этот период он впервые по-настоящему глубоко заглядывает внутрь себя и оказывается способным осознавать многое из того, что с ним происходит, но далеко не всегда может понять причины происходящего.
Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Поэтому, как бы нам, взрослым, ни хотелось обратного, путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст. Такими новообразованиями, помимо обретения самостоятельности, являются: появление интереса к своему внутреннему миру; бурное развитие критического мышления; потребность в близких отношениях и признании окружающих.
1.6 Кризис 17 лет имеет хронологические рамки от 15 до 17 лет.
Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие - на поиски работы. Ценность образования - большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.
Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.
Устремленность в будущее - период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем - мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.
1.7 Кризис 30 лет.
Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Проблема смысла во всех своих вариантах, от частных до глобального – смысла жизни – возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел.
У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.
Человек остро переживает
неудовлетворенность своей
В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я - концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.
1.8 Климактерический возрастной кризис.
Считают, что более болезненно он протекает у женщин.
Может сопровождаться
вегетативными расстройствами, сенестопатиями,
истерическими и
У мужчин критическими периодами считаются 40 или 50 лет, которые могут сопровождаться депрессивными состояниями, алкоголизацией, психосоматическими заболеваниями.
1.9 Кризис ухода на пенсию.