Кризисы возрастного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 03:57, творческая работа

Описание работы

Под кризисами имеются в виду переходные периоды от одного этапа развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение одного этапа развития и начало другого. Такие периоды характеризуются отмиранием старого, когда теряет немалое из приобретенного прежде. Основной смысл переходного периода состоит в позитивных изменениях личности, которые дополняются отмиранием старого лишь настолько, насколько этого требует развитие новых свойств и черт.

Файлы: 1 файл

Катрич О.В. -ТР Психология развития и возрастная психология, Ю -3.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Уссурийский

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Психология развития и возрастная психология

Тема

Кризисы возрастного  развития

Фамилия студента

Катрич

Имя студента

Ольга

Отчество студента

Владимировна

№ контракта

10101100709843


 

Содержание

Кризисы возрастного развития……………………………………………..…………….3

Основная часть

Кризисы возрастного развития

1Под кризисами имеются  в виду переходные периоды  от одного этапа развития к  другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение одного этапа развития и начало другого. Такие периоды характеризуются отмиранием старого, когда теряет немалое из приобретенного прежде. Основной смысл переходного периода состоит в позитивных изменениях личности, которые дополняются отмиранием старого лишь настолько, насколько этого требует развитие новых свойств и черт. 

Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном  стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Значительные сдвиги в развитии, ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых. Аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими людьми.

Значительно менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности.

Знание возрастных биологических  кризисов личности поможет избежать многих трудностей, возникающих при взаимоотношениях между людьми.

1.1 Кризис новорожденности.

Первый критический  период развития – период новорожденности. Акт 

рождения в известном  смысле есть переход от паразитарного  типа существования к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, и многие физиологические системы начинают функционировать заново.

Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было бы взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. Наблюдая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учиться. Терморегуляция еще отсутствует. Единственно, что может ребенок,- это принимать внутриутробную позу (поджать ножки и прижать к себе ручки) и этим уменьшить площадь теплообмена.

Таким образом, период времени, когда  ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности.

1.2 Кризис первого года жизни.

Общения ребенка с взрослым определяет все основные новообразования этого возраста. Как указывала Л.И.Божович, на протяжении первого года постепенно развивается сознание младенца: в нем выделяются основные психические функции, проявляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов. В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться в предметах окружающей действительности.

С точки зрения возникновения новообразований  возраста период младенчества можно поделить на подпериоды: с 2 до 5-6 месяцев и с 5-6 до 12 месяцев.

Хватание, направленное к предмету стимулирует возникновение  сидения, перед ним открываются  новые предметы, которые начинают так интересовать ребенка, что это  приводит к разрыву слитности  ребенка с взрослым. Как указывал Д.Б.Эльконин, в процессе развития у ребенка появляется нечто, взрывающее

под влиянием общения  изнутри самое общение. Ребенок  становится на ноги.

В результате расширяется  его пространство, он может передвигаться  в нем, сам подползти, и взять какой – либо предмет. Потребность в непосредственно-эмоциональном общении с взрослым должна уменьшаться. Рождается жест, который означает: «Дай!», затем он начинает сопровождаться словом. Потом остается только слово. Наконец, возникает ходьба. Ситуация слитности ребенка и взрослого разрывается из нутрии. Появляются двое. В этом заключается суть кризиса первого года.

1.3 Кризис 3 лет.

 Граница между ранним и  дошкольным возрастом – один  из наиболее трудных моментов  в жизни ребенка. Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку.

Ярко проявляется тенденция  к самостоятельности: ребенок хочет  все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности  приводит к своеволию, она часто  неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты с взрослыми.

У некоторых детей  конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно  находятся в состоянии войны  с взрослыми. В этих случаях говорят  о протесте-бунте. В семье с  единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Кризис трех лет связан

с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок впервые может поступать вопреки своим желаниям.

1.4Кризис семи лет.

Может начаться в семь лет, а может  сместиться к шести или восьми годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка  связана с изменением структуры  его поведения. Появляется смысловая  ориентировочная основа поступка –  звено между желанием что-то сделать  и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий.

Чисто кризисным проявлением  дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость  поведения. Эти внешние особенности  так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

1.5 Кризисы подросткового возраста.

Подростковый возраст  зачастую называют «переходным», или  критическим

 периодом. Кризис подросткового  возраста - самый сложный из всех  возрастных кризисов для ребенка, т.к. именно в этот период он впервые по-настоящему глубоко заглядывает внутрь себя и оказывается способным осознавать многое из того, что с ним происходит, но далеко не всегда может понять причины происходящего.

Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Поэтому, как бы нам, взрослым, ни хотелось обратного, путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст. Такими новообразованиями, помимо обретения самостоятельности, являются: появление интереса к своему внутреннему миру; бурное развитие критического мышления; потребность в близких отношениях и признании окружающих.

1.6 Кризис 17 лет имеет хронологические рамки от 15 до 17 лет.

Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие - на поиски работы. Ценность образования - большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.

Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.

Устремленность в будущее - период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем - мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

1.7 Кризис 30 лет. 

Кризис 30 лет возникает  вследствие нереализованности жизненного замысла. Проблема смысла во всех своих  вариантах, от частных до глобального  – смысла жизни – возникает  тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел.

У части людей в  зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами  и их реализацией. Помимо проблем, связанных  с профессиональной деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений.

В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я - концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

1.8 Климактерический возрастной кризис.

 Считают, что более  болезненно он протекает у  женщин.

 Может сопровождаться  вегетативными расстройствами, сенестопатиями, истерическими и эмоциональными  нарушениями, астеническими состояниями.  Могут появляться и личностные нарушения в виде повышенной конфликтности, раздражительности. Чаще всего снижается половое влечение, однако бывают случаи болезненного обострения сексуальности.

У мужчин критическими периодами  считаются 40 или 50 лет, которые могут  сопровождаться депрессивными состояниями, алкоголизацией, психосоматическими заболеваниями.

1.9 Кризис ухода на пенсию.

Информация о работе Кризисы возрастного развития