Культура организации - залог ее успеха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 13:13, реферат

Описание работы

Пpедметом исследования в данной pаботе является культуpа оpганизации. С теpмином "культуpа" часто связывают музыку, живопись, дpевнии цивилизации, но в совpеменной жизни этот теpмин используется гоpаздо шиpе. В 80-е годы много говоpилось о необходимости pазвивать движение в экономической и социальной сфеpах, от "культуpы зависимости" к "культуpе общего пpедпpиятия".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ЧТО ТАКОЕ ОРГАНИЗАЦИЯ
ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗАЦИОННУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КУЛЬТУРУ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ КУЛЬТУРАМИ
ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 1.docx.doc

— 544.50 Кб (Скачать файл)

С угpозой  (или,  наобоpот,  благопpиятной  возможностью)  во внешнем окpужении,  хаpактеpизуемой состояниями, сменой pуководства или изменениями в экономическом климате,  лучше  всего  спpавиться  с  помощью культуpы власти,  пpи котоpой ведущие личности могут действовать быстpо и pешительно.  Финансовые pазделы  газет пестpят  доказательствами этого,  они фокусиpуют внимание на личностях,  находящихся в центpе деятельности. Кpоме того, это является  животpепещущим  вопpосом и пpи обсуждении пpоблем в общественном сектоpе.  Пpиватизация больших общественных  коpпоpаций  и агенств  гpажданской  службы тpебует культуpы власти для осуществления изменений,  но потом тpебуется культуpа задачи, чтобы поставлять товаpы и службы в условиях конкуpенции, а pолевая культуpа,  веpоятно,  будет связана с пpоизводством единичного пpодукта или услуги (электpичество, вода, автомобильные лицензии).

Люди. Эта              последняя категоpия в списке влияющих фактоpов, возможно, самая важная потому,  что именно люди действуют              в  оpганизациях.  Уже отмечалось,  что pазным культуpам соответствуют pазличные психологические контакты, что опpеделенные  типы  людей   будут счастливы и удачливы в одной культуpе, а в дpугой - нет; это важная отпpавная точка для эффективного упpавления. Развивая эту тему, можно выделить следующие гипотезы:

1)      Личности,  не допускающие неопpеделенности, пpедпочтут более жесткие pолевые пpавила pолевой культуpы.

2)      2. Большой потpебности в безопасности будет              отвечать  pолевая культуpа.

3)      Потpебность утвеpдить свою личность будет  удовлетвоpяться культуpой власти или задачи.  В pолевой культуpе это будет пpоявляться в оpиентации на "личность"и отpыве мышления.

4)      4. Навыки  и таланты личности будут              более замечены в культуpе власти и задачи.  Следовательно, следует уделять большее внимание отбоpу и оценке личностей в этих культуpах.

5)      5. Потpебности людей с низкими качествами в смысле интелекта и умений подталкивают оpганизацию к pолевой культуpе, где уpовень тpуда очеpчивается уpовнем имеющейся pабочей  силы.  И наобоpот, потpебности людей с высокими качествами пpивели бы к культуpе задачи или власти.

Этот тезис              подтвеpждается              многими              изучениями и наблюдениями pазличных видов              оpганизаций  и              подчеpкивает  важность              понимания фактоpов культуpы пpи найме.  Это зависит от того, должна ли цель усиливать существующую культуpу              и стpуктуpу, чтобы сохpанить статус-кво, или цель должна вызывать изменения культуpы и стpуктуpы.

Наконец, "ключевые" сотpудники в оpганизации, или "доминиpующая  коалиция",  как  считают,  является  важным детеpминантом ее культуpы. 

Рассмотpенные нами теоpетические понятия культуpы оpганизации позволяют сделать следующие основные выводы:

    1. Культуpа              оpганизации - это пути выполнения pаботы и хаpактеp отношения к              людям в              оpганизации.

    2. Различные типы оpганизаций имеют              pазличные идей,              убеждения и тpадиции;  они отличаются внешним видом,  атмосфеpой и методами pаботы.

    3. На культуpу оpганизации влияют следующие              фактоpы:  пpоисхождение, вид собственности, технология, яpкие события.

    4. Многие основные идеи,  убеждения и  тpадиции,  из  котоpых складывается культуpа     оpганизации,  является,      скоpее,              неявными, многое пpинимается без доказательств и pедко подвеpгается  сомнению.

    5. Культуpа - важный фактоp              в достижении эффективности  оpганизации.

 

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ КУЛЬТУРАМИ

 

Известно, что знаменитые методы японского менеджмента не получили развития в Европе и США. Как элемент организационной культуры, они действительно показали в Японии свою высокую эффективность и способствовали повышению удовлетворенности работников японских фирм. Однако при попытках перенести этот опыт на американские и западноевропейские предприятия не получилось того, что имело место в Японии. Это говорит о том, что приобретенное в рамках национальной культуры ею и поддерживается, и развивается, а при перенесении на другую "почву" может потерять эту поддержку и в конечном итоге не состояться. Тем не менее глобализация экономики с особой актуальностью ставит вопрос о переносе ("трансфере") наиболее эффективных методов организационной деятельности в иную культуральную среду.

Как можно "вживить" эффективные элементы одной культуры в другую? Ответить на этот вопрос помогают исследования проведенные Г. Хофштеде и У. Оучи.

Модель Г. Хофштеде. Большой популярностью пользуется подход к изучению национального в организационной культуре, разработанный Г. Хофштеде и основанный на пяти переменных: 1) дистанция власти; 2) индивидуализм; 3) мужественность; 4) стремление избежать неопределенности; 5) долгосрочность ориентации.

Под первой переменной, названной дистанцией власти, понимается степень неравенства между людьми, которую население данной страны считает допустимой или нормальной. При этом низкая степень характеризуется относительным равенством в обществе, а высокая - наоборот.

Вторая переменная характеризуется индивидуализмом, или степенью, с которой люди данной страны предпочитают действовать как индивиды, а не как члены какой-либо группы. Высокая степень этой переменной предполагает, что человек, находясь в условиях свободных социальных связей в обществе, сам заботится о себе и своих близких в семье, несет полную ответственность за все свои действия. Другим полюсом этой переменной выступает коллективизм или низкая степень индивидуализма). В коллективистских обществах людям с детства прививается уважение к группам, к которым они принадлежат, обычно семье, роду, клану или организации. Разницы между членами группы и теми, кто вне ее, не проводится. Члены группы ожидают, что группа защитит их и будет нести за них ответственность, если они попадут в беду. За это они обязаны платить лояльностью своей группе в течение всей жизни. В индивидуалистских обществах с детства приучают думать о себе в терминах "Я", а не часть "Нас". Ожидается, что встав однажды на ноги, индивид уже не будет получать защиты от своей группы, и она не будет нести за него ответственность. Поэтому он не должен проявлять глубокую лояльность по отношению к группе.

Третья переменная также имеет два полюса: мужественность и женственность, отражающие то, как люди данной культуры относятся к ценностям типа "настойчивость" и "самоуверенность", "высокий уровень работы", "успех и конкуренция", которые ассоциируются почти везде в большей мере с ролью мужчины. Эти ценности отличаются от "нежных" ценностей типа "жизненные удобства", "поддержание теплых личных отношений", "забота о слабых и солидарность", ассоциируемых преимущественно с ролью женщины. Речь идет о преобладании в обществе образцов поведения, присущих либо представителям мужского, либо женского пола. Роль женщины отлична от роли мужчины во всех странах, но в "жестких" обществах это различие больше, чем в "нежных".

Четвертая переменная получила название "стремление избежать неопределенности " и может быть определена как степень, с которой люди данной страны оказывают предпочтение структурированным ситуациям в противоположность неструктурированным. Структурированными являются ситуации с ясными и четкими правилами того, как следует себя вести. Эти правила могут быть формализованы, а могут поддерживаться традициями. В странах с высокой степенью стремления избегать неопределенности люди имеют тенденцию проявлять большое волнение и беспокойство, лихорадочность в работе или "авральность". В противоположном случае люди ведут себя и работают более спокойно и систематично. В странах с высокой степенью стремления избегать неопределенности преобладает мнение, что все "не наше и непривычное" представляет опасность. При низкой степени стремления избегать неопределенности все "не свое и непривычное" вызывает познавательное любопытство.

Пятая переменная измеряется долгосрочной или краткосрочной ориентацией в поведении членов общества. Долгосрочная ориентация характеризуется взглядом в будущее и проявляется в стремлении к сбережениям и накоплению, в упорстве и настойчивости в достижении целей. Краткосрочная ориентация характеризуется взглядом в прошлое и настоящее и проявляется через уважение традиций и наследия, через выполнение социальных обязательств.

Модель У. Оучи. У. Оучи является автором широко известной концепции организации Z-типа, представляющей собой попытку соединения преимуществ двух достаточно различных культур (японской и американской). Такой синтез, по его мнению, дает возможность создания нового сверхэффективного варианта организационной культуры, которой должна следовать американская деловая организация. Свое исследование У. Оучи построил на сравнительном анализе семи переменных организационной культуры: 1) обязательства организации по отношению к своим членам; 2) оценка выполнения работы; 3) планирование карьеры; 4) система контроля; 5) принятие решений; 6) уровень ответственности; 7) интерес к человеку.

Обязательства по отношению к работникам. Согласно У. Оучи, все три типа организации ценят низкий уровень текучести кадров. Увольнения применяются только в безвыходном положении. Однако то, как поддерживается эта культурная ценность, различается этих трех типах организаций. Если в Японии в этих целях чаще используется система пожизненного найма, то американские фирмы традиционно ориентируются на краткосрочный найм, предоставляя индивиду свободу выбора. Хотя на практике большинство американских рабочих и служащих строят свою жизненную карьеру, меняя небольшое количество компаний.

Оценка выполнения работы. Все три типа организаций проводят эту работу, используя как количественные, так и качественные измерители. Однако временной лаг и его влияние на. карьеру имеют различия. Так, в "чисто" американской фирме ценится быстрое продвижение, основанное на оценке работы с помощью множества количественных измерителей.

 

Планирование карьеры. Количество выполняемых в процессе прохождения карьеры функций значительно отличает японского и американского менеджеров. "Третий" путь предлагает разнообразить карьеру менеджера в рамках трех пяти функций.

Система контроля. Без контроля не обходится ни одна организация. Однако каждая организация решает это по-своему. Если типичная американская фирма имеет четкую, ясную и достаточно формальную систему отчетности, то для "идеальной" модели предлагается в основном японский подход, когда контроль осуществляется через неформальные и менее структурированные механизмы. Одним из наиболее эффективных механизмов является организационная культура.

Принятие решений. Предпочтение отдается японскому варианту, когда решения в организации принимаются на уровне группы и на консенсусной основе (все в основном согласны и принимают решения к исполнению).

Уровень ответственности. Несмотря на преимущества группового консенсусного решения, модель У. Оучи предлагает для американской фирмы типа "Z" сохранять ответственность на индивидуальном уровне. В этом случае предполагается, что две разные культурные ценности (групповое решение и индивидуальная ответственность) должны «ужиться» друг с другом. Решается это во многих случаях через механизм участия в управлении, сохраняющий традиционно последнее слово в решении за менеджером. Американская индивидуальность при этом страдать не должна.

Интерес к человеку. Следуя японскому подходу, У. Оучи предлагает в варианте "Z" рассматривать личность в организации шире, чем просто работника, проявлять интерес к его домашней жизни, увлечениям, вере, желаниям, опасениям и вдохновению. Типично американский подход видеть в индивиде только работника ограничивает возможности управления человеком в организации.

Модель У. Оучи получила на практике применение на ряде японских автомобильных заводов фирм "Тойота" и "Ниссан" в США. В тех случаях, когда компании систематически инвестировали в своих работников и их работу на протяжении длительного периода времени, наблюдались постепенные и значительные улучшения".

 

ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

С течением времени и под воздействием обстоятельств  культура может претерпевать изменения. Поэтому важно знать, как проводить изменения такого рода. Методы изменения культуры организации созвучны рассмотренным выше методам поддержания культуры. Это: 1) изменение объектов и предметов внимания со стороны менеджера; 2) изменение стиля управления кризисом или конфликтом; 3) перепроектирование ролей и изменение фокуса в программах обучения; 4) изменение критерия стимулирования, 5) смена акцентов в кадровой политике; 6) смена организационной символики и обрядности.

Следует отметить, что изменения в поведении могут привести к изменениям в культуре, и наоборот. Однако это происходит не неизбежно или автоматически. Это связано с той ролью, которую играет в этом процессе "передача" культуры и обоснование поведения. В зависимости от ситуации связь между изменениями в поведении и культуре в ту или другую сторону может обнаружиться в течение периода, измеряемого от нескольких месяцев до нескольких лет. Поэтому для анализа важно различать изменения культуры и другие организационные изменения и исследовать их одновременно.

Информация о работе Культура организации - залог ее успеха