Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:53, реферат
Принято считать, что реклама — это, прежде всего, набор слов и графических образов, с помощью которых рекламист имеет целью воздействовать на потребителя. Однако из опыта хорошо известно, что адресованные человеку слова и образы автоматически никогда не превращаются в поступки. Если было бы по-другому, то дети всегда бы слушались родителей, ученики — учителей, а преступники — милиционеров. В жизни мы редко обращаем внимание даже на очень правильные слова, воспринимая лишь те из них, которые соответствуют нашим личным потребностям и установкам.
Технология «25-го
кадра»
Феномен «25-го кадра» обсуждается в широкой
печати с середины 20 века. В настоящее
время большинство ученых, как западных,
так и отечественных, говорит о нем, как
об одной из наиболее ярких мистификаций
в области маркетинга и рекламы. В начале 50-х годов XX века владелец
исследовательской фирмы «Subliminal Projection
Company» Джеймс М. Вайкери (James M. Vicary) выступил
с предложением внедрить в практику рекламного
дела технологию, основанную на принципе
тахистоскопа. Он называл ее «подпороговой
рекламой». Так же, как кратковременная
вспышка тахистоскопа может запечатлеть
на фотопленке некий эпизод быстродвижущегося
объекта, с помощью кинопленки (точнее
вклеенного в нее 25 кадра) можно было, по
его словам, предъявлять зрителям некое
изображение рекламного характера так,
чтобы мозг фиксировал то, что не успевает
увидеть глаз.
Джеймс Вайкери утверждал, что в городе
Форт-Ли американского штата Нью-Джерси
был показан популярный тогда триллер
«Пикник» («Picnic»), где его фирмой были проведены
опыты над 45 699 зрителями. Во время просмотра
фильма со специальными вставками зрители
подсознательно воспринимали два сообщения:
«Ешьте поп-корн» и «Пейте кока-колу».
Д. Вайкери заявил также, что после такого
воздействия объем продаж поп-корна возрос
в целом на 57,7%, а кока-колы - на 18,1%. Однако
он не объяснил разницы в процентах или
каких-либо других деталей опытов, в частности
не указал точное место их проведения.
Д. Вайкери утверждал, что не может раскрывать
суть метода, так как это является содержанием
его заявки на патент.
Результаты эксперимента оказались следующими.
В первой серии испытуемые, которым был
предъявлен сюжет без вставок, выбирали
логотипы и слова практически в случайном
порядке. Во второй серии на предъявленный
в виде вставки логотип указали трое. Еще
двое указали на сходный с ним. Четверо
испытуемых сказали, что они увидели предъявленное
в виде вставки слово (обратили внимание
и сумели прочесть) и приняли решение указать
именно на него, хотя в инструкции ничего
не говорилось, что нужно выбрать именно
то слово, которое предъявлялось в виде
вставки. В результате анализа полученных
данных был сделан вывод, что вставки типа
«25-го кадра» определенным образом могут
повлиять на зрителя, но только на мотивацию
выбора.
Анализ эксперимента показал, что материал
в виде вставок, предъявляемых в течение
достаточно короткого времени на фоне
основного информационного сюжета, может
восприниматься в качестве некоей подсказки.
Но вряд ли он способен напрямую воздействовать
на волю зрителей, заставляя их выполнять
действия, соответствующие установкам,
особенно если эти установки предполагают
попытку искусственно создать потребность
в рекламируемых товарах.
Рекламные шоу
Среди широко распространенных и настоящее
время методой психологического воздействия
на аудиторию, известных еще рекламистам
прошлого, следует назвать метод рекламных
шоу. Если рассматривать этот метод более
подробно, то он представляет собой целый
комплекс психологических приемов, объединенных
единым хорошо продуманным сценарием.
Рекламные шоу сегодня наиболее часто
используются в телевизионном варианте,
что крайне эффективно с точки прения
воздействия при их распространении на
многомиллионные аудитории.
Рекламные шоу, в отличие от традиционной
коммерческой рекламы, проводятся в течение
достаточно длительного времени (в среднем
от 5 до 30 минут). Для этого специальным
образом оформляется телевизионная аудитория.
Сценически это напоминает хорошо известные
«ток-шоу». Анализируя проблему психологических
воздействий в рекламе, можно отметить,
что мнения специалистов здесь не однозначны.
Как было сказано выше, некоторые из них
считают, что существует прямая причинная
связь между рекламой и поведением. Другие
отмечают существенные ограничения эффективности
психологических воздействий в рекламе
и основную движущую силу потребительского
поведения видят в объективных потребностях
человека. Однако, повидемому, «одноразовый
бизнес" еще весьма эффективен, поэтому
различные суггестивные методы рекламного
воздействия пользуются спросом и находят
применение. Эта проблема является одной
из наиболее важных теоретических проблем
современной психологии рекламной коммуникации.
Ее решение определяет основные стратегии
организации маркетинговых мероприятий
на практике. Ведь если прямой причинной
связи между психологическим воздействием
рекламы и поведением потребителя по схеме
«стимул-реакция" не существует, то
что же тогда лежит в основе того, что мы
ошибочно принимаем за эффект такого прямого.
Заключение
Проблема психологических воздействий
(социальных влияний) в психологии рекламы
как отрасли научного знания актуальна
потому что она связана с целым рядом моментов
этического характера. Ведь любое воздействие
или влияние предполагает изменение сознания
человека, препятствие для свободы выбора.
Многие авторы полагают, что все мы полностью
зависим друг от друга и никакого абсолютно
свободного выбора, даже мысленного, вообще
не существует. В рекламе применяется
большое количество различных способов,
методов, приемов социального влияния,
психологического воздействия и манипулирования.
В частности, различные формы гипноза,
внушение, подражание, заражение, убеждение,
социально-психологическая установка.
Для создания эффективных приемов воздействия
используются психологический стереотип,
имидж, миф, механизмы «ореола", идентификации,
технологии рекламных шоу, «25-го кадра»).
Без всякого сомнения, прямые психологические
воздействия могут оказывать стимулирующее
влияние на человека при покупке товаров,
но это будут однократные покупки, если
человек не имеет в них объективной потребности.
Эти покупки могут быть основаны на стимулировании
любопытства, на манипулировании или даже
на психологическом давлении и не дадут
значительных длительных маркетинговых
эффектов. То есть на такой стратегии нельзя
построить долгоживущие бренды.
Методы воздействия наиболее эффективны
в условиях выбора потребителем товаров
из аналогичных или очень похожих друг
на друга, когда потребителю нужна подсказка,
некий внешний толчок. Причем, такой выбор
эффективен именно при наличии потребности
в некоей товарной категории.
Литература
1. А. Н. Лебедев-Любимов «Психология рекламы»
2-е издание 2007г.
2. В. И. Шувалов «Психология рекламы» 2003г.
3. Е. Песоцкий «Реклама и психология потребителей»
Ростов-на-Дону 2004г.