Курс лекций по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:08, лекция

Описание работы

На протяжении веков человек является предметом изучения многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек. В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми.

Файлы: 1 файл

Lektsii_po_psikhologii.doc

— 759.00 Кб (Скачать файл)

15. Будьте наблюдательны, приучайте  учащихся систематически и целенаправленно наблюдать и видеть существенное в явлениях.

 

3.4. Принцип прочности

 

Принцип прочности  - основательное изучение материала, при котором учащиеся всегда могут воспроизвести его в памяти или воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях.

Принцип прочности подытоживает теоретические  поиски ученых и практический опыт многих поколений учителей по обеспечению прочного усвоения знаний. Прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения обусловливается организацией обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к  прочному усвоению знаний, позволяет  добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения.

1. В современном обучении мышление  главенствует над памятью. Следует экономить силы учащихся, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.

2. Препятствуйте закреплению в  памяти неправильно воспринятого  или того, что учащийся не понял.  Запоминать учащийся должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное.

3. Чтобы освободить учащихся  от заучивания материала, имеющего  вспомогательный характер, приучайте  их пользоваться различными справочниками-словарями    (орфографическими, толковыми, техническими, географическими и т.д.)

4. Материал, требующий запоминания,  должен быть заключен в короткие  ряды. Из подлежащих запоминанию  рядов исключайте все лишнее.

5. Помните, что забывание изученного  наиболее интенсивно идет сразу  после обучения, поэтому время  и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания.

6. Интенсифицируя непроизвольные  запоминания учащихся, не давайте  прямых заданий или указаний: лучше заинтересуйте учащихся, время  от времени “подогревайте” возникший интерес.

7. Приучайте каждого ученика работать в соответствии  с его возможностями, но в то же время - в полную силу. Боритесь с ленью, формируйте оптимальный темп деятельности.

8. Не приступайте к изучению  нового, предварительно не сформировав  двух важнейших качеств: интереса  и положительного отношения к новому.

9. Следите за логикой подачи  учебного материала. Знания и  убеждения, логически связанные  между собой, усваиваются прочнее,  чем разрозненные сведения.

10. Не злоупотребляйте произвольным  вниманием учащихся, без необходимости не перегружайте его, не увлекайтесь прямыми заданиями и указаниями. Приучайте учащихся прислушиваться к вашим словам. О наиболее интересных для них вещах говорите сдержанно. Практикуйте на уроках  увлекательные “отклонения”, домашние заготовки, экспромты. Знайте меру. Вместо очередной “нотации” - притча, легенда, басня, шутка - учащиеся вас поймут.

11. Опирайтесь на установленный  наукой факт: важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение. Поэтому шире используйте, умело направляйте процессы самообучения.

12. Развивайте память учащихся: учите их пользоваться  различными  мнемотехническими приемами, облегчающими  запоминание.

13. Для прочного усвоения применяйте  яркое эмоциональное изложение,  наглядные пособия, технические  средства, дидактические игры, учебные дискуссии, проблемно-поисковое обучение.

14. Не давайте легких и однообразных  видов работы: они мало развивают  и быстро утомляют.

  

3.5. Принцип доступности 

 

Принцип доступности  обучения - это соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося.

Принцип доступности обучения вытекает из выработанных многовековой практикой  обучения требований, с одной стороны, учета закономерностей возрастного  развития учащихся, а с другой - организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся.

Известны классические правила, относящиеся  к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще  Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения.

1. Не забывайте наставления Я.А  Коменского: все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предполагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.

2. Помните также, что умы учащихся  должны быть подготовлены к  изучению какого-либо предмета.

3. Учитывайте жизненный опыт  учащихся, их интересы, особенности развития.

4. В процессе обучения обязательно  учитывайте индивидуальную обучаемость каждого учащегося, объединяйте в дифференцированные подгруппы учащихся с одинаковым уровнем  обучаемости.

5. Учебный процесс следует вести  в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действия у средних и слабых.

6. Обучение требует известной  напряженности. Когда она отсутствует,  учащиеся отвыкают работать в  полную силу. Темпы обучения, установленные самими учащимися, как правило, ниже возможных и посильных для них. В соответствии с конкретными условиями устанавливайте оптимальные темпы, при необходимости измените их.

7. Для доступности широко используйте  аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: дайте  толчок мысли учащихся, покажите им, что даже самые сложные знания доступны для понимания.

8. При изучении нового и сложного  материала привлекайте сильных  учащихся, а при закреплении - средних и слабых.

9. Введение каждого нового понятия  должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.

10. Доступность, так же как  убедительность и эмоциональность,  зависит от ясности изложения  и речи учителя: четко и однозначно  формулируйте понятия, избегайте монотонности, обучайте образно, используя яркие факты, примеры из жизни, литературы.

11. Не увеличивайте длительность  монологов, тонко чувствуйте, что  необходимо объяснить, а что учащиеся поймут самостоятельно.

12. На первом этапе обучения  изучайте не весь объем знаний, а лишь основное, чтобы учащиеся основательно усвоили главное, затем при закреплении вводите новые примеры, факты, уточняющие изученное.

13. Доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, приучайте учащихся осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность, мы снижаем барьер доступности обучения.

 

 

 

 

3.6. Принцип научности 

 

Принцип научности, как известно, требует ,чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.

Практика прогрессивных дидактических  систем выработала ряд правил реализации данного принципа:

1. Реализуя принцип научности,  обучайте на основе новейших  достижений педагогики, психологии, методики. Настойчиво внедряйте в практику рекомендации по научной организации педагогического труда.

2. Раскрывайте логику учебного  предмета, обеспечивающую с первых шагов его изучения надежную основу для подведения к новым научным понятиям.

3. Воспитывайте у учащихся диалектический  подход к изучаемым предметам, явлениям, формируйте элементы научного диалектического мышления.

4. В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление учащихся, подводя их к поисковой, творческой работе в мышлении.

5. Систематически информируйте  учащихся о новых достижениях  в науке, технике, культуре; связывайте новые достижения с формируемой у учащихся системой знаний.

6. Не упускайте возможности ознакомить  учащихся с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки.

7. Применяйте новейшую научную  терминологию, не пользуйтесь устаревшими терминами, будьте в курсе самых последних научных достижений по своему предмету.

8. Не обходите спорные научные  проблемы, в доступной форме раскрывайте их содержание и перспективные пути решения; если позволяют условия, организуйте дискуссию.

9. Поощряйте исследовательскую  работу учащихся. Найдите возможности ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения изобретательских задач, обработкой первоисточников и справочных материалов, архивных документов.

 

3.7. Принцип связи теории  с практикой 

 

Основой данного принципа является центральное положение классической философии, согласно которому точка зрения субъекта - первая и основная точка зрения познания.

Практика - критерий истины, источник познавательной деятельности; правильно  поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности. Чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Практическая реализация принципа связи теории с практикой основана на творческом соблюдении ряда правил.

1. Обучая, идите от жизни к  знаниям или от знаний к  жизни; связь “знания - жизнь” необходима.

2. Настойчиво приучайте учащихся проверять и применять свои знания на практике. Используйте окружающую действительность и как источник знаний, и как область их практического применения.

3. Не должно быть ни одного  урока, ни одного занятия, на  которых бы учащийся не знал практичного значения своей работы.

4. Проблемно-поисковые и исследовательские  задания - лучшее средство связи  теории с практикой: широко  используйте их в различных  сочетаниях.

5. Внедряйте НОТ в учебный  процесс. Помогайте учащимся овладевать  теорией и практикой научно организованного труда, учите их применять наиболее продуктивные и экономичные методы, анализировать, программировать и прогнозировать свою деятельность.

6. Воспитывайте у учащихся стремление  к постоянному улучшению  результатов своей работы, развивайте соревновательность.

7. Побуждайте учащихся к самостоятельной  работе по приобретению знаний  сначала в полюбившейся области  науки, техники, искусства; используйте связь обучения с жизнью как стимул для самообразования.

8. Развивайте, закрепляйте и переносите  успехи учащегося в одном виде  деятельности на другие: от эпизодического  успеха к высоким постоянным  достижениям. 

 

3.8. Методы обучения 

 

Метод обучения - это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой, с природной и общественной средой. Метод обучения реализуется в единстве познавательной деятельности педагога и обучаемых, уяснении учащимися знаний, овладении умениями и навыками. Прием, конкретный способ представляет собой часть, элемент метода. Если рассказ учителя - метод, то вопрос, обращенный к учащимся во время рассказа, будет методическим приемом.

Методы обучения могут быть представлены в различных классификациях с  учетом их практических функций и  возможностей организации обучающего взаимодействия педагогов и учащихся. Однако целостный процесс обучения обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики.

Рассмотрим оптимально подходящую для использования в педагогической практике классификацию методов обучения по основным этапам обучающе-познавательного процесса: методы этапа восприятия-усвоения, методы этапа усвоения-воспроизведения, методы этапа учебно-творческого выражения. Эти поэтапные группы методов обучения, индивидуально усвоенные учителем, становятся основой его творческой методической системы.

Каждый метод обучения любой  группы имеет свою конкретную сущность, сферу применения, приемы обучающего взаимодействия.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"