Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:08, лекция
На протяжении веков человек является предметом изучения многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек. В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми.
В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.
Анкетирование (заочный опрос) имеет также свою специфику. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам либо опросить большое число людей в сравнительно небольшой срок.
Обычно рекомендуется
Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа должна быть всегда планово организована в соответствии с задачами исследования, но не должна носить шаблонно-стандартный характер.
Метод изучения продуктов деятельности широко используется в исторической психологии, в детской психологии.
Разновидностью методов изучения продуктов деятельности является биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д.
Во многих случаях в психологических исследованиях используется не один, а несколько методов, каждый из которых дополняет другие, раскрывая новые стороны психической деятельности.
К методам психологической
Современная психология различными путями оказывает воздействие на практическую деятельность людей. Психологическая помощь чаще всего и эффективнее всего оказывается в ситуации не только существующего объективно, но и субъективно переживаемого неблагополучия. Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в страдании. В таких случаях требуется оказание не только консультативной , но и психотерапевтической помощи. И здесь необходимо говорить о коррекционных методах работы психолога. В настоящее время психокоррекционные методы - это довольно обширный набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей; включают аутотренинг, групповой тренинг.
Зарождение и внедрение метода аутогенных тренировок связывают с именем немецкого психотерапевта И.Г. Шульца. Благодаря его работам во всех странах аутогенная тренировка получила широкое распространение прежде всего как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме. В дальнейшем практический опыт показал, что аутогенная тренировка - действенное средство психогигиены и психопрофилактики, а также управления состоянием человека в экстремальных условиях. В аутогенных тренировках используются три основные пути воздействия на состояние нервной системы:
1) выработка умения полностью расслаблять мышцы тела;
2) использование активной роли
представлений, чувственных
3) регулирующая и
Комплекс упражнений, составляющий суть аутогенных тренировок, и является тем средством, которое не только способствует росту резервных способностей человека, но и постоянно совершенствует деятельность программирующих механизмов мозга.
Под групповым тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции. Что касается методов социально-психологического тренинга, то здесь существует множество классификаций, но, по сути, все они выделяют две большие, частично пересекающиеся области - групповые дискуссии и игры. Метод групповой дискуссии используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа. Среди игровых методов социально-психологического тренинга наиболее широкое значение получил метод ролевых игр.
В настоящее время практика группового
тренинга представляет собой бурно
развивающуюся отрасль
Методы обработки данных - это анализ материала; включают в себя количественный (применение математической статистики, обработка данных на ЭВМ) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
3. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ДРУГИХ НАУК
3.1. Психологические течения
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от латинского “анима” - дух, душа) - древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н. э.) душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и течение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество ( в современном понимании - воля) и вожделения (мотивация). Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделений придает целостность душевной жизни человека. Платон дает такой перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть.
Вершиной античной психологии явилось учение о душе Аристотеля (384 -322 гг.). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является разум, привносимый извне в виде божественного разума.
Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая науку), анимистическая трактовка души Платоном и Аристотелем увязывается с христианским пониманием сущности человека. Душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.
В средние века накапливается конкретный материал об анатомофизиологических особенностях человеческого организма как одной из основ психики. Особенно следует отметить деятельность арабских мыслителей IX - XII вв. Авиценны и Аверроэса.
С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р.Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: “Тело по своей природе всегда делимо, когда как дух неделим”. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Он явился основателем интроспективной психологии, истолковав сознание как непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит.
Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений материи. Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.
Немецкий философ К.Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил - бесчисленных “малых перцепций” (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Лейбниц пытался объяснить связь между психическим и физиологическим в человеке не как взаимодействие, а как соответствие в виде созданной благодаря божественной мудрости гармонии.
В XVIII веке немецким философом Х.Вольфом был введен термин “эмпирическая психология” как одно из направлений психологии, принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Этот принцип стал краеугольным камнем учения родоначальника эмпирической психологии английского философа Дж.Локка (1632-1704). Душу человека Локк рассматривает как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, то есть образовывать сложные идеи.
Выделение психологии в самостоятельную
науку произошло в 60-х годах XIX
века. Оно было связано с созданием
специальных научно-
Основоположником
В начале XX века в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.
Так возникает “бихевиоризм” (от англ. “бихевиор” - “поведение”) - направление, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения как реакцию организма на внешнюю среду. Основоположником этого течения является американский ученый Д.Уотсон (1878-1958). Он считает, что основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений с таким расчетом, чтобы можно было сказать заранее, какой будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение является или результатом научения - индивидуально приобретенного путем слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Руководствуясь мыслью о том, что в поведении человека нет ничего прирожденного и что любое его проявление - продукт внешней стимуляции, Уотсон начал массовое изучение детей младенческого возраста. (В своих работах психолог ссылался на методику И.П.Павлова об условных рефлексах). Уотсон придал понятию “поведение” однозначный смысл. В его доктрине осталась лишь формула “стимул-реакция” как единица отношений организма в среде. И таким образом, под руками бихевиористов психологическая наука превратилась в “психологию без психики”. Тем не менее идеи бихевиоризма оказали существенное влияние на развитие многих наук, в том числе на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения (дидактики).
В атмосфере господства идеалистической философии формируется гештальтпсихология - одно из направлений психологии ХХ в., изучающее психику с точки зрения целостных структур, гештальтов. Свое имя эта школа получила от немецкого слова “гештальт”, что означает “форма”, “структура”, “целостная конфигурация”, то есть организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. Первым теоретическим трудом в этой области была работа В.Келлера “Физические гештальты в покое и стационарном состоянии”. В ней автор стремился перестроить психологический способ объяснения по типу физико-математического. По его мнению, посредником между физическим полем и целостным восприятием должна стать новая физиология - физиология не изолированных элементов и путей, а целостных и динамичных структур, то есть гештальтов. С этой целью Келлер наметил воображаемую физиологию мозга, которая базировалась на физико-химических представлениях. В этой работе главной является идея изоморфизма (элементы и отношения в одной системе соответствуют элементам и отношениям в другой) физиологических и психологических процессов. Но отношение двух рядов явлений (психических, физических) мыслилось по типу параллельности, а не причинной связи. Гештальтисты утверждали не только несводимость психических форм к их частям, но и существование особых законов гештальта. Им представлялось, что психология, опираясь на эти законы, превратится в точную науку типа физики. Неспособность разработать единую схему анализа психической реальности явилась предпосылкой распада школы гештальтпсихологии в предвоенные годы.