Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 21:57, контрольная работа
Описание работы
Основные механизмы лечебного действия психотерапии целесообразно рассмотреть в соответствии с тремя важнейшими планами функционирования человека: эмоциональным (корригирующий эмоциональный опыт), познавательным/когнитивным (конфронтация) и поведенческим (научение).
Для создания в психотерапевтической
группе эффективной системы обратной
связи необходима определенная атмосфера,
характеризующаяся, прежде всего, взаимным
принятием,чувством психологической безопасности, доброжелательностью,
взаимной заинтересованностью, а также
наличием у пациентов мотивации к участию
в работе психотерапевтической группы
и проявлением "размораживания",
при котором участники группы готовы и
могут быть искренними, открытыми и отказаться
от привычных, сложившихся способов восприятия
и взаимодействия, обнаружив их недостаточность
и несовершенство. Обратная связь в группе
более эффективна, если она не отсрочена,
то есть если предоставляется пациенту
непосредственно в момент наблюдения
его поведения, а не через некоторое время,
когда ситуация перестает быть актуальной
и значимой или когда уже вступили в действие
механизмы психологической защиты. Эффективная
обратная связь является в большей степени
описательной или содержит скорее эмоциональные
реакции на поведение участника группы,
чем интерпретации, оценки и критику. Более
эффективной будет также дифференцированная
обратная связь, поступающая к пациенту
от нескольких участников группы, поскольку
она представляется ему более достоверной
и может оказать на него большее влияние.
В самосознании или
образе Я выделяют 4 области: открытую
- то, что знает о себе сам человек и знают
о нем другие; закрытую или
неизвестную - то, что человек не знает
о себе и не знают о нем другие; скрытую
- то, что человек знает о себе сам, но не
знают другие; слепую -
то, что человек не знает о себе, но знают
другие. Обратная связь несет информацию,
позволяющую пациенту уменьшить именно
последнюю, слепую область самосознания
и тем самым расширять и повышать адекватность
собственного образа Я.
Корригирующее эмоциональное
переживание, или коррективный эмоциональный
опыт включает несколько аспектов, и прежде
всего - эмоциональную поддержку. Эмоциональная
поддержка означает для пациента принятие
его группой, признание его человеческой
ценности и значимости, уникальности его
внутреннего мира, готовность понимать
его, исходя из него самого, его собственных
отношений, установок и ценностей. Конструктивная
переработка содержания обратной связи,
становление адекватного самопонимания
предполагает принятие пациентом новой
информации, которая часто не соответствует
собственным представлениям. Низкая самооценка,
эмоционально неблагоприятное отношение
к себе затрудняют восприятие этой информации,
обостряя действие психологических защитных механизмов. Более
позитивная самооценка, напротив, снижает
уровень психологической угрозы, уменьшает
сопротивление, делает пациента более
открытым новой информации и новому опыту.
Это означает, что самооценка и отношение
к себе играют чрезвычайно важную роль
в становлении адекватного самопонимания
и могут как способствовать, так и препятствовать
этому процессу. Эмоциональная поддержка
оказывает положительное стабилизирующее
воздействие на самооценку, повышает степень
самоуважения и, таким образом, корригирует
такой важнейший элемент системы отношений,
как отношение к себе. Реконструкция отношения
к себе происходит, с одной стороны, под
влиянием нового знания о себе, а с другой
- в связи с изменением эмоционального
компонента этого отношения, которое обеспечивается
в основном за счет эмоциональной поддержки.
Принятие пациента группой способствует
развитию сотрудничества, облегчает усвоение
пациентом групповых психотерапевтических
норм, повышает его активность, ответственность,
создает условия для самораскрытия.
Корригирующее эмоциональное
переживание также связано с переживанием
пациентом своего прошлого и текущего
(актуального) группового опыта. Возникновение
в группе различных эмоциональных ситуаций,
которые были у пациента ранее в реальной
жизни и с которыми он тогда не смог справиться,
позволяет в особых психотерапевтических
условиях вычленить эти переживания, проанализировать
и переработать их, а также выработать
более адекватные формы эмоционального
реагирования. При этом вовсе не обязательно,
чтобы эти ситуации были абсолютно идентичными
по содержанию, в данном случае речь идет
скорее о повторении эмоциональных состояний,
совпадении сопровождающих их эмоций.
Еще один аспект корригирующего эмоционального
переживания связан с проекций на групповую
ситуацию эмоционального опыта, полученного
в родительской семье. Анализ этих переживаний
на основе эмоционального взаимодействия
в психотерапевтической группе позволяет
пациенту в значительной степени переработать
и разрешить эмоциональные проблемы, уходящие
корнями в детство.
Научение в процессе групповой психотерапии
осуществляется как прямо, так и косвенно.
Группа выступает как модель реального
поведения пациента, в котором он проявляет
типичные для него поведенческие стереотипы,
и таким образом создает условия для исследования
пациентом собственного межличностного
взаимодействия, собственного поведения,
позволяет вычленить в нем конструктивные
и неконструктивные элементы, приносящие
удовлетворение или вызывающие негативные
переживания. Групповая ситуация является
ситуацией иного, реального, эмоционального
межличностного взаимодействия, что в
значительной степени облегчает отказ
от неадекватных стереотипов поведения
и выработку навыков полноценного общения.
Эти перемены подкрепляются в группе,
пациент начинает ощущать свою способность
к изменениям, которые приносят удовлетворение
ему самому и позитивно воспринимаются
другими.
Механизмы лечебного
действия семейной психотерапии.
Под семейной психотерапией
принято понимать комплекс психотерапевтических
приемов и методов, направленных на лечение
пациента в семье и при помощи семьи. Семейная психотерапия является разновидностью групповой
психотерапии, поэтому многие психотерапевтические
техники, применяемые в работе с семьями,
относятся к приемам групповой психотерапии.
Основными механизмами лечебного
действия семейной психотерапии считаются
эмоциональное сплочение и поддержка,
обратная связь. Если эмоциональное сплочение
возникает через сопоставление индивидуальных
целей членов семьи, обмен мнениями, надеждами,
опасениями и устойчиво прослеживается
на всех этапах семейной психотерапии,
то обучение членов семьи обратной связи
успешно после присоединения психотерапевта
к семье как к целостной системе. Способность
членов семьи давать и принимать неискаженную
обратную связь является свидетельством
"созревания" семьи и перехода от
присоединения и формулирования психотерапевтического
запроса к этапу реконструкции семейных
отношений.
В семейной психотерапии, так
же как и в групповой, выделяют следующие
механизмы лечебного действия: 1) эмоциональное
сплочение и поддержка; 2) отреагирование
(приобретение навыков соответствующего
адресования и проявления эмоций, особенно
отрицательных); 3) получение обратной
связи от участников психотерапии; 4) предоставление
обратной связи; 5) универсальность; 6) коррективная
рекапитуляция основной семейной группы;
7) научение (обмен опытом решения проблем);
8)идентификация; 9) инсайт, осознание экзистенциальных
аспектов бытия; 10) альтруизм. Наиболее
важными механизмами, которые формируются
первыми и оказывают самое интенсивное
влияние на коррекцию дисфункциональных
отношений в семьях, признаны первые четыре.
В качестве механизмов лечебного
действия рассматривается и ряд других,
специфичных для семейной психотерапии.
В последнее десятилетие разработана
технология присоединения психотерапевта
к семье как системе и к отдельным ее членам,
что существенно катализирует процесс
семейной психотерапии: 1) установление
конструктивной дистанции; 2) приемы мимезиса
и синхронизации дыхания психотерапевта
и заявителя проблемы; 3) присоединение
по просодическим характеристикам речи
к заявителю проблемы и использование
в речи предикатов, отражающих доминирующую
репрезентативную систему этого заявителя;
4) принятие психотерапевтом "семейного
мифа" и сохранение семейного "статус-кво",
то есть публичного защитного образа и
той структуры семейных ролей, которые
демонстрирует семья во время психотерапии.
Эти действия психотерапевта способствуют
снижению уровня эмоционального напряжения
и тревоги, которые есть у членов семьи,
впервые решившихся на раскрытие семейных
тайн объективному наблюдателю.
Разработана технология формулирования
психотерапевтического запроса, создающая
условия для резонанса целей, паттернов
эмоционального реагирования у участников
психотерапии, вследствие чего катализируется
сам процесс семейной психотерапии. Использование
парадигмы системного подхода способствовало
изменению роли семейного психотерапевта:
из роли объективного, директивного, принимающего
и отстраненного интерпретатора он перешел
в роль директивного, эмпатичного и отстраненного,
но включенного в контекст семейных отношений
в качестве одного из элементов. Этот элемент
имеет личностный и профессиональный
ресурс и устанавливает связи между другими
элементами семейной системы путем инициатив,
инструкций, исходя из требований психотерапевтического
запроса. Инициативы психотерапевта адресованы
представителям разных подсистем семьи
с целью активизации их деятельности и
тем самым ослабления активности других
подсистем. Психотерапевт также создает
условия для того, чтобы члены семьи устанавливали
такие внешние и внутренние границы, при
которых был бы возможен свободный обмен
энергией и информацией. Такие действия
психотерапевта вызывают в семейной системе
сильные флюктуации, в результате которых
семейная система пробует усложнять и
дифференцировать свой опыт приспособительного
поведения.
Исследования, проведенные
в последние годы, показали, что резонанс
целей, достигаемый в процессе психотерапии,
проработка целеполагания ("создание
рамки психотерапевтических целей"
на фоне трансовых изменений сознания)
также относятся к эффективным механизмам
лечебного действия в семейной психотерапии
и консультировании.
Список литературы
Исурина Г. Л.. Клиническая психология. Словарь… М., 2006.
Карвасарский Б. Д.Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.1998;
Мэй Р. Искусство психологического консультирования.
-- М., 2008.
Мясищев В. Н. Личность и неврозы. -- Л.,
2007.
Носачев Г. Н. Введение в психотерапию. -- Самара, 2007; Направления, виды, методы и техники психотерапии. Т. 1, 2. -- Самара, 2008.
Оклендер В. Окно в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. -- М., 2007.
Руководство по психотерапии. Под ред.
В. Е. Рожнова. -- Ташкент, 2005.
Семинар с доктором медицины Милтоном
Г. Эриксоном (уроки гипноза ). -- М., 2007
Конкретные примеры
методик, используемых психотерапевтами
для изменения поведения, когниций и эмоционального
состояния клиентов:
Разговор - фокусирование на
интеллекте Свободные ассоциации. Психотерапевт
в свободной от оценочных суждений атмосфере
выслушивает сообщения клиента о его психических
образах в том порядке, в каком он предпочитает
высказываться. Интерпретации используются
позднее. Клиенту предлагается отреагировать
словами на слова, подобранные и предъявляемые
в определенной последовательности психотерапевтом;
реакции варьируют от отдельных слов до
кратких предложений. Интерпретируется
как содержание ответа, так и возможные
задержки при ответе.
Анализ сновидений.
Оставшийся в памяти сюжет сновидения
представляет собой его явное содержание;
интерпретация основана на скрытом содержании,
выражающем желание. Поскольку желания
часто связаны с психотравмирующими событиями
прошлого, индивидуум пытается маскировать
истинное значение сна и тем самым минимизировать
душевную боль. Скрытое значение сновидений
может быть рекомендацией внутреннего
Я сознательной личности. Многие сновидения
завершаются решением актуальной проблемы.
Недирективное
интервью. Клиенту предлагается
высказываться при минимальном направлении
в беседе со стороны психотерапевта. Психотерапевт
ограничивает свои комментарии повтором
или перефразированием высказываний клиента
и описанием выраженных им эмоций. Клиенту
предлагается скорректировать или подтвердить
правильность понимания его психотерапевтом.
Воображение. При проведении эйдетической
психотерапии клиенту предлагается вообразить
унижение при неудаче, а затем чувство
гордости в связи с успехом. Требуется
детальное описание эмоций в первом, и
во втором случаях. Скрытым посланием
клиенту является то, что он контролирует
ситуацию и может делать выбор в пользу
чувства успеха или чувства неудачи.
Директивное
интервью. Клиенту предлагается
ответить на фиксированную последовательность
вопросов или заполнить стандартизованный
опросник.
Анализ
видеозаписей поведения. Клиенту предлагается
интерпретировать показанный ему материал
в соответствии с заранее оговоренными
измерениями. Обычно для просмотра предъявляются
записи сегментов поведения самого клиента.
Один из вариантов - непосредственная
конфронтация клиента с только что зафиксированным
эпизодом его поведения. Видеокамеры установлены
в помещении для занятий, психотерапевт
дистанционно управляет съемкой, выбирая
ракурсы по своему усмотрению.
Интерпретация.
В терапии разрешения конфликтов психотерапевт
помогает клиенту концептуализировать
природу конфликта, лежащего в основе
проблемы, а затем предлагает клиенту
найти ее решение.
Румпельштильцхен (гном в немецкой сказке).
Психотерапевт может иногда драматически
воздействовать на поведение "магией"
правильного слова или интерпретативной
фразой. Чутко воспринимающий клиент может
продемонстрировать значительную динамику,
если центральной проблеме дать определенное
имя.
Конфронтация. Психотерапевт при
помощи направленной "атаки" обращает
внимание на отказ клиента взять на себя
ответственность за лечение. Ошибки менее
общего характера (преувеличение жалоб
или неправомерные обобщения) выделяются
и маркируются как иррациональные.
Юмор. В работе с клиентом
используются различные стили юмора: преувеличение
до абсурда, пародирование обреченного
на неуспех поведения, высмеивание неразумных
поступков и сарказм, тщательно сбалансированный
с невербальными проявлениями эмоционального
тепла и принятия клиента.
Противоречивые
сообщения. В провоцирующей терапии
психотерапевт на словах соглашается
с пессимизмом, выражаемым клиентом, но
невербально поддерживает мнение, что
ему можно помочь. Дальнейшее испытание
реальности стимулируется тем, что негативные
высказывания клиента доводятся до логического
предела или немедленного и поверхностного
согласия с высказыванием "я никуда
не гожусь".