Лекции по "Юридической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 11:35, курс лекций

Описание работы

Юридическая психология — отрасль и раздел психологии, которая изучает психологические особенности деятельности всех сторон юридических взаимоотношений. Юридическая психология отвечает на вопросы, связанные с тем, чем обусловлено то или иное поведение участников судебного процесса, формированием преступных наклонностей и преступного поведения, а также рассматривает психологические аспекты деятельности работников правоохранительных органов и других юридических подразделений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Юридическая психология в системе научного знания
История развития юридической психологии
Предмет, задачи и система юридической психологии
Принципы юридической психологии
Методологические основы юридической психологии
Классификация методов познания в юридической психологии
Развитие психики
Психика и мозг
Рефлекторная теория психики
Понятие о сознании и личности
Роль труда и общения в развитии сознания и личности
О структуре сознания
Формы сознания
Состояние сознания
Система психических процессов
Память человека
Мышление, интуиция, воображение в решении задач

Файлы: 1 файл

юридическая психология курс лекций готовится по ним.doc

— 834.50 Кб (Скачать файл)

Принцип историзма диалектически  связан с принципом развития и  в психологии означает движение форм психического отражения от биологически обусловленных элементарных форм (ощущений, эмоций) до социально обусловленных (самосознания), превращение индивидуально-психологических особенностей в свойства личности*. В юридической психологии этот принцип конкретизируется в исследовании этиологии противоправного поведения индивида и социальных групп, психологических средств ресоциализации личности правонарушителя.

____________________________________________________________________________

* Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1975, с. 253-254.

Остановимся и на третьем принципе диалектики, используемом в юридической  психологии, а именно на принципе причинности. Он связан с принципами всеобщей связи  и развития, проявляется в одном из важнейших видов связи, в частности генетической связи явлений, в которой одно (причина) при определенных условиях порождает другое (следствие). Причинность как принцип познания позволяет увидеть всеобщность явлений, неизбежность порождения одних другими и так - до бесконечности. Характеристикой причинности является связь со временем и со взаимодействием.

В юридической психологии принцип  причинности означает, что психические явления, процессы и состояния человека, психология социальных групп в сфере, регулируемой правом, являются вторичными образованиями, причинно обусловленными объективной действительностью, и отражением этой действительности. Он предполагает установление причин, породивших отдельное явление. Считается важным принцип причинности в исследовании психологии правомерного и противоправного поведения личности, формирования ее правосознания, юридического мировоззрения. На психологию личности как правонарушителя, так и законопослушного человека постоянно воздействует множество экономических, политических, идеологических, социально-демографических, психологических и других факторов. Одни из них способствуют формированию позитивного отношения к праву, правовым нормам, принятию их как части внутренней позиции личности, другие могут деформировать правосознание. Одни и те же факторы в то же время могут действовать различно, порой полярно, в зависимости от особенностей личности, ситуации, объема и вида информации, времени действия.

Нам следует более детально остановиться и на принципе системности в познании. В отечественной психологии этот принцип связан с именем Л.С. Выготского, который применял его к анализу развития сознания. Центральным в системном подходе Л.С. Выготского является вопрос о природе и структуре сознания, изменении межфункциональных связей и отношений сознания.

Название принципа системности, данное Л.С. Выготским («структурный») сохранялось в психологии до конца 70-х годов. Этот принцип иногда называют системно-структурным, а иногда структурно-функциональным.

Большую роль в развитии системного принципа в нашей психологии в 70-80-х годах сыграл ведущий ученый-психолог Б.Ф. Ломов. Он, правда, в своих работах употреблял термин "системный подход", опираясь на дополнительный ряд принципов более низкого уровня*.

_____________________________________________________________________________

* См.: Ломов Б.Ф. Методологические  и теоретические проблемы психологии. М., 1984, с. 92-94.

Применение принципа системности в юридической психологии означает такой подход к психическим проявлениям личности и социальной группы в сфере, урегулированной правом, при котором отдельные элементы предмета познания и исследования рассматриваются как взаимодействующие, взаимообусловленные, взаимосвязанные части единого целого. С помощью этого принципа, как правило анализируется система науки юридической психологии, выделяются ее новые структурные элементы. С другой стороны, принцип системности позволяет рассмотреть юридическую психологию, входящую одновременно в две другие системы более высокого уровня - в психологию и юриспруденцию. Данный принцип, его целенаправленная реализация обеспечивает непрерывное развитие юридической психологии, позволяет увязывать наличное знание с добытым и прогнозируемым, способствует развитию системы так называемых объяснительных принципов, а также исходя из взаимосвязи принципов, категорий, понятий и законов этой науки.

Предпринятая попытка  обосновать специфику проявления принципов диалектики в юридической психологии еще далека от совершенства. Однако без исследования принципов, категорий, понятий, законов дальнейшая разработка этих теоретико-методологических проблем юридической психологии невозможна.

В данной работе нами сделана  попытка изложения отраслевых принципов, присущих юридической психологии.

В психологической литературе перечень отраслевых принципов дается разный. Так, Б.Д. Парыгин, применительно к социальной психологии выделяет принципы: 1) отражения, 2) социальной значимости, 3) общения, 4) развития*. Указанная классификация со стороны ученых-психологов вызывает существенные замечания.

_____________________________________________________________________________

*См.: Парыгин Б.Д. Социальная  психология как наука. Л., 1965, с. 81-84.

Отметим, что в отечественной  психологии проблема отражения исследовалась не только применительно к социальной психологии. В частности, А.Н.Леонтьев, подчеркивая важность использования диалектики в познании, говорил о понятии отражения и его применении в психологии вообще*, А.А. Смирнов, посвятивший ряд своих работ взаимосвязи ленинской теории отражения и психологии, писал об отражении как орудии современного психологического исследования познавательной деятельности человека**.

_____________________________________________________________________________

* Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии. Хрестоматия по психологии. Под.ред. Петровского А.В. М., 1977, с.53-61.

**Смирнов А.А. Ленинская теория  отражения и психология. Избранные  психологические труды. М., 1987, ч.1, с. 26-62.

Принцип социальной значимости, о котором писал Б.Д.Парыгин, не расшифровывался даже самим автором. Принцип общения может рассматриваться как социально-психологический, а принцип развития - как общепсихологический лишь после определенной конкретизации явления, интересующего нас.

Мы выше уже говорили о развитии как принципе диалектики, применяемом в психологическом познании. В большинстве работ по теории и методологии психологии этот принцип трактуется как психологический. Принцип развития в психологии иногда называют еще генетическим. Указывается, что с его помощью познаются изменения психических явлений, что правильная и полная характеристика любою психического явления возможна лишь тогда, когда одновременно выясняются характерные его особенности в данный момент, история или причины возникновения, возможные перспективы его последующих изменений*. С учетом содержания психологического принципа развития, возможно, следует называть его конкретизацию в психологии генетическим принципом.

___________________________________________________________________________

* См.: Общая психология (под ред.  Богословского В.В., Ковалева А.Г., Степанова А.А.).с.24-25

По нашему мнению, принцип развития (генетический принцип) имеет важное значение и в юридической психологии. Применение этого принципа имеет особое значение при использовании специальных психологических знаний на практике, в частности для определения механизма эмоционального напряжения, аффективного состояния у правонарушителя в ситуации совершения конкретного правонарушения.

Вторым важным общепсихологическим принципом, применяемым в юридической психологии, является принцип единства сознания и деятельности.

Этот принцип понимания природы  психического, который впервые выделил  С.Л. Рубинштейн (в 1934 г.), - один из важнейших  в нашей отечественной психологии. Он писал, что труд, деятельность, сознание и психика так взаимосвязаны, что открывается подлинная возможность как бы просвечивать сознание человека через анализ его деятельности, в которой сознание формируется и раскрывается. По нашему мнению, содержание этого принципа заключается в утверждении взаимосвязи и взаимообусловленности сознания (психического) и деятельности, т. е. деятельность обуславливает формирование сознания, психических связей, процессов, свойств, а они, в свою очередь, осуществляют регуляцию, человеческой деятельности, являются условием ее адекватного выполнения*. Одни и те же движения могут обозначать различные поступки, и различные движения - один и тот же поступок**.

_____________________________________________________________________________

*Рубинштейн С.Л. Проблемы общей  психологии. М., 1973, с.22-28

**Рубинштейн С.Л. Основы общей  психологии. М., 1946, с.14-16

Значительный вклад в разработку связи психики и деятельности внес известный психолог А. Н. Леонтьев, который указывал, что при изучении развития психики человека следует исходить из анализа развития его конкретной деятельности. При таком подходе может быть выяснена роль внешних условий в жизни человека, их связь с его задатками, понята ведущая роль воспитания воздействующего именно на деятельность человека, его отношение к действительности и поэтому определяющего его психику, сознание*.

_____________________________________________________________________________

*Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977, с.13

Принцип единства сознания и деятельности свое дальнейшее развитие получил в  трудах А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, О.К. Тихомирова и др. В юридической  психологии с помощью обозначенного  выше принципа единства сознания и деятельности профессиональную деятельность юриста или противоправную деятельность правонарушителя можно понимать как условие возникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека. С помощью этого принципа можно, изучая противоправное поселение, деятельность, выяснить внутренние психологические механизмы совершенного правонарушения, понять мотивы и цели правонарушителя.

От принципа единства сознания и  деятельности К.К.Платонов отпочковал принцип единства личности и деятельности, который применял при изучении личности курсантов авиационных училищ, на основании которого получил подтверждение того, что чем больше деятельность обследуемого сходна по своей психологической структуре с условиями полета, тем более достоверно позволяет судить о его личностных качествах. Принцип единства познания и личности этот ученый также выводит из базового принципа единства сознания и деятельности. В частности, он пишет, что, говоря о сознании, мы всегда подразумеваем сознание конкретной личности, а говоря о деятельности, не должны забывать все известное нам о сознании.

К.К. Платонов, выделив указанные  выше принципы из базового, в дальнейшем синтезирует их и предлагает свой новый принцип - единства сознания, личности и деятельности, формулируя его следующим образом: «...сознание как высшая интегральная форма психического отражения, личность - являющаяся человеком как носителем сознания, деятельность как форма взаимодействия человека с миром, в которой человек достигает сознательно поставленной цели, существуют, проявляются и формируются в своем не тождестве, а триединстве, определяемом взаимодействиями со сменой их причинно-следственных связей» *. Об этом пишут и другие ученые-психологи**.

_____________________________________________________________________________

*Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1975, с. 255-256.

**Абульханова-Славская К.А. Деятельность  и психология личности. М.,1980, с.260

При дальнейшей доработке и достаточном  обосновании этого принципа мы находим, что можно будет ставить вопрос о его использовании в юридической психологии.

Мы также считаем, что в юридической  психологии должен применяться и распространенный в юридических науках принцип гуманизма как морально-этическая сторона познания, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Равноправие - существенный элемент демократии. С ним связан принцип равенства, состоящий в том, что нравственные, правовые и другие требования должны распространяться на всех людей независимо от их общественного, должностного положения и условий жизни. Человечность также конкретизирует принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей и включает ряд важных качеств - сочувствие, уважение к людям, доверие к ним, честность и скромность. Эти нравственно-правовые требования касаются любого психологического исследования, а в юридической психологии в особенности, поскольку от результатов последнего может зависеть правильность решения суда, другого полномочного органа, вид и размер применяемых санкций и т. д.

Важным в юридической психологии является и принцип комплексности. Поскольку сама эта наука интегративная, то и познаваемые ею явления необходимо рассматривать комплексно. Реализация этого принципа означает необходимость развития междисциплинарных связей юридической психологии, ее взаимодействия с психологическими и юридическими науками. Принцип комплексности базируется на идеях Б.Г.Ананьева и Б.Ф.Ломова о комплексном изучении человека*.

_____________________________________________________________________________

*Ананьев Б.Г. Избранные  психологические труды. М., 1980, Т. 1, с. 56; Ломов Б.Ф. Система наук  о человеке. Психологический журнал. 1987, № 1. Т. 8, с. 9-12.

Важное значение в юридической  психологии, по нашему мнению, имеет принцип активности познающего субъекта. Активность человека определяется самой его природой, тем, что он в процессе познания обязательно имеет в виду свою конечную цель, не только воспринимает и перерабатывает информацию, принимает решение, но и обязательно действует, имеет к этому личное отношение. Роль конкретного юриста, согласно принципу активности, состоит не в том, чтобы быть просто придатком системы, в которую входит, а в том, чтобы осуществлять активные функции.

Информация о работе Лекции по "Юридической психологии"