Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 22:00, лекция
Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.
Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям (не важно, есть она у данного человека или нет).
Семинарское занятие №2 « ЛИЧНОСТЬ » 30.10.13
Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.
Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям (не важно, есть она у данного человека или нет).
Индивид – Человек как индивид –это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Индивидные характеристики – возрастно-половые и индивидуально-типические, нейродинамические свойства мозга; функциональная геометрия мозга (ассиметричность). Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.
Личность – основная форма развития. Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.
Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность - есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.
Соотношение социального и биологического в личности
Соотношение социального
и биологического в поведении
человека не является статичным. В процессе
развития организма и общественного
развития человека это соотношение
изменяется.
1. Развитие человеческого
организма. Преобладают биологические
факторы. На биологическое развитие индивидуума
оказывают влияние 3 фактора: 1)
генетические (наследственные); 2)
экологические (влияние внешней среды); 3)
индивидуальные (образуются под влиянием
названных факторов).
В настоящее время наукой не доказано
существование каких-либо прирожденных
программ социапьно-попожительно го или
же преступного поведения Генетика доказала,
что приобретенные при жизни признаки
наследовать невозможно, но при этом о
биологическом элементе забывать не следует.
2. В процессе
формирования личности биологический
элемент выражен гораздо слабее, чем в
предыдущем, а социальный - значительно
сильнее.
В процессе формирования личности существенное
значение имеют следующие биологические
факторы: пол, возраст, состояние физического
и психического здоровья, а также наличие
патологических отклонений.
Наибольшее влияние на формирование личности
оказывают возрастные признаки. На разных
возрастных этапах воздействие социальной
среды на личность не одинаково.
Так, незрелость нервной системы в раннем
возрасте, неподготовленность организма
ко многим психическим проявлениям, особенности
юношеского восприятия окружающей действительности,
повышенная эмоциональность и неумение
реально оценить возможные последствия
при неблагоприятных обстоятельствах
могут способствовать совершению преступления.
3. Зарождение
преступного намерения и реализация преступного
замысла.
В этом звене взаимодействуют 2 социальных
фактора:
- конкретная жизненная ситуация, имеющая
значение для повода к совершению преступления;
- личность преступника со сложившейся
криминогенной мотивацией.
Это звено ближе всех других стоит к акту
преступного поведения.
В поведение человека включаются воля,
творчество, эмоциональная сфера. Для
индивидуальной специфики поведенческой
реакции существенное значение имеют
особенности биологии человека. Данное
звено является реальным показателем
соотношения социального и биологического
факторов в личности, это соотношение
влияет на характер и механизм совершаемого
личностью преступления.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.
Она имеет определенные формы и характеризуется некоторыми качествами.
Уровень – это общественная значимость направленности человека. В общественной направленности человека проявляется его моральный облик. Высокий уровень общественной направленности называют идейностью личности.
Широта направленности – количество интересов.
Широкая направленность – явление полезное, однако при этом существует опасность дилетантства, т. е. разбросанности, отсутствия глубоких устойчивых знаний в определенной области. Дилетант судит обо всем, но поверхностно, неквалифицированно и чаще всего неверно. Широкая направленность предполагает наличие одного центрального, главного интереса.
Интенсивность – эмоциональная окраска направленности. Имеет большой диапазон выраженности: от смутных, нечетких влечений до полной убежденности.
Устойчивость – характеристика направленности во времени. В первую очередь это качество связано с настойчивостью как проявлением воли.
Действенность – активность человека в реализации целей в деятельности.
Структура в общем поминании – это совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Когда рассматривается структура личности, то возникает множество вопросов: что относить к компонентам личности, какие связи между выделенными компонентами являются системообразующими.
Это приводит к тому, что практически каждый специалист, изучающий личность, создает собственную структуру личности. Среди большого количества структур личности, предложенных отечественными психологами, наиболее общепринятой является структура К.К. Платонова. Он выделял в структуре личности четыре основных компонента: направленность, опыт, психические процессы и биопсихические свойства.
Направленность, согласно К.К. Платонову, непосредственно связана с убеждениями, мировоззрением, идеалами, склонностями, интересами, желаниями и влечениями личности, причем все эти компоненты социально обусловлены.
Опыт личности непосредственно
проявляется в привычках, умениях,
навыках, знаниях. Эти структурные
составляющие личности также являются
преимущественно социально
Психические процессы, такие
как ощущения, восприятия, память, мышление,
воображение, а также воля и чувства,
несмотря на существенные индивидуальные
особенности, представляют собой системообразующие компон
Биопсихические свойства проявляются в темпераменте, половых и возрастных особенностях, во врожденных патологических отклонениях в развитии организма. Эти компоненты личности обусловлены наследственностью и социального начала практически не несут.
Отдельно в этой структуре
представлены еще два системных
фактора – способности и
«Я-КОНЦЕПЦИЯ» ЛИЧНОСТИ
«Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я», а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект». В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной .
Составляющая |
Описание |
«Духовное Я» |
Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок |
«Материальное Я» |
То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.) |
«Социальное Я» |
Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль |
«Физическое Я» |
Тело человека, его первичные биологические потребности |
«Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.
«Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.
«Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью.
Восприятие человеком
Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.
«Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.
«Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой
Самооценка - оценка человеком своих собственный качеств, достоинств и умений. Уровень притязаний - степень трудности задач, которые человек ставит перед собой. Очевидно, что это вещи разные, хотя и взаимосвязанные. А если они взаимосвязаны, то как?
От уровня притязаний самооценка зависит, но не напрямую, а косвенно. Нельзя сказать, что высокий уровень притязаний поднимает самооценку, а низкий - опускает. Точнее говорить, что самооценка зависит от адекватности притязаний, от соответствия или не соответствия своему уровню притязаний.
Если девушка
из провинции тяжело переживает, что
на ее открытку с признанием в любви
не откликнулся известный
С другой стороны, если
автор этих строк займет последнее
место в соревновании тяжелоатлетов
на Олимпиаде, его самооценка сильно
поднимется. Не потому, что он проиграл
все состязания, а потому что просто
оказаться с олимпийской
Уровень притязаний определенно зависит от (не)адекватности самооценки. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям.
В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.
Зависит ли уровень притязаний от уровня самооценки? Зависит, но весьма сложным образом. Снижение уровня самооценки от высокого к среднему обычно снижает притязания человека, однако дальнейшее снижение самооценки может уровень притязаний неожиданно, парадоксальным образом поднять: возможно, человек ставит на самую высокую цель, чтобы то ли отыграть свои неудачи, то ли снизить разочарование от уже ожидаемой неудачи.