Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:12, доклад
Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии. Долгое время считалось, что леворуких детей необходимо переучивать, подгоняя их под общий стандарт. В результате у детей развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость — не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Заставлять леворукого ребенка писать правой рукой — значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок.
ЛЕВОРУКИЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ.
Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии. Долгое время считалось, что леворуких детей необходимо переучивать, подгоняя их под общий стандарт. В результате у детей развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость — не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Заставлять леворукого ребенка писать правой рукой — значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок.
В процессе насильственного
переучивания ребенок становится вспыльчивым,
капризным, раздражительным, беспокойно
спит, у него снижается аппетит. Позднее
появляются более серьезные нарушения:
частые головные боли, постоянная вялость.
В итоге развиваются
Даже на самых ранних этапах развития психики праворукого и леворукого ребенка заметны значительные различия, связанные с особенностями функциональной специализации их левого и правого полушарий.
Праворукость и леворукость формируются в основном к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает действовать левой рукой и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя. Леворукость — это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма и часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка.
Леворукие дети обычно очень
ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны.
Они хуже привыкают к смене обстановки,
тоньше чувствуют цвет и форму предмета,
видят незначительные отличия предметов,
более индивидуализируют окружающий мир.
Именно поэтому леворуких детей много
в школах для художественно одаренных.
Леворукие часто очень музыкальны,
но методики обучения музыке также рассчитаны
на праворуких людей.
Практические рекомендации
для родителей:
1.Не переучивайте леворукого
ребенка — дело не в руке, а в организации
мозга. Переучивание приведет к невротизации
ребенка.
2. Для леворукого ребенка жесткое
соблюдение режима дня может быть непомерно
трудным.
3. Леворукость — достоинство
ребенка, его уникальность и неповторимость.
4. Обучение леворуких детей
должно быть более ярким и красочным. Необходимо
использовать их визуальное восприятие
и пространственное мышление.
Автор: Материал предоставила
Н.Л. Круглова,
заместитель директора
МОУДО «ИМЦ»
по социально-психологическим
вопросам