Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:35, контрольная работа
Психическая активность имеет различные формы: инстинктивное поведение, выполнение навыков, «ручное» мышление, т. е. мышление в процессе манипулирования с предметами, ориентировочное поведение. Все формы активности в определенной степени мы можем обнаружить не только у людей, но и у животных. Однако у человека ведущей формой активности становится сознательная деятельность.
Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности.
Введение 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
Понятие о деятельности 4
Строение деятельности человека 7
Основные виды деятельности 11
2. Формирование личности 16
Заключение 19
Литература 20
Первая цель, как правило, носит инструментальный характер, поскольку служит средством на пути к достижению второй цели, которая широко представлена в различных сферах практики (в управлении, в пропаганде, в лечебном процессе (психотерапия), в воспитании, в искусстве).
Труд занимает особо важное место в жизни человека. Игра и учение — это подготовка к труду. Они произошли из труда. Трудовая деятельность может рассматриваться как специфическое видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание, победу над другими видами и использование им сил и веществ природы. Как уже отмечалось, по своей природе трудовая деятельность является общественной. Потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют. Люди в процессе труда, воздействуя на природу, создают все, что необходимо для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В этом сущность трудовой деятельности. Вместе с тем труд — решающее условие формирования личности, ее способностей, умственных, нравственных качеств, ее сознания. Однако далеко не всякий труд оказывает положительное влияние на личность. Так, труд тяжелый, непосильный, монотонный, неритмичный, плохо организованный, к тому же с нарушениями социалистического принципа распределения в соответствии с количеством и качеством выполненной работы оказывает отрицательное влияние не только на здоровье физическое, но на психологию личности, порождая безразличие к общественным интересам, угодничество и рвачество, индивидуализм и потребительство.
Игра — это вид поведения животных и деятельности человека, целью которого является сама осуществляемая «деятельность», а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью. В данное определение понятия «игра» не случайно включено поведение животных. Игровое поведение отмечается для многих видов молодых животных. Это всевозможная возня, имитация драк, беготня и т. д. У некоторых животных наблюдаются и игры с вещами. Так, котенок подстерегает движущийся клубок и бросается на него, щенок таскает по полу и раздирает найденную тряпку. Поведение молодых животных в процессе игры можно рассматривать прежде всего как реализацию потребности организма в активности, разрядке накопленной энергии. Если животное лишить на некоторое время партнеров для игры, то его возбудимость и игровая активность затем резко повышаются, т. е. происходит как бы накапливание соответствующей энергии. Это явление называют «игровым голодом».
Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. Но как и откуда появляются формы игрового поведения? Наблюдения за различными видами животных показывают, что источники действий, совершаемых детенышами, те же, что и у взрослых животных,— видовые инстинкты, подражание, научение. Если у взрослых животных эти действия служат для удовлетворения определенных реальных биологических потребностей (в пище, защите от врагов, ориентировке в среде и т. д), то у малышей те же действия совершаются ради самой «деятельности» и оторваны от их реальных биологических целей. В играх молодые животные не только получают энергетическую разрядку, но и отрабатывают формы приспособительного поведения к изменяющимся условиям среды.
Исследования показывают, что и у ребенка игра служит формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Но игровые действия ребенка с самого начала развиваются на базе человеческих способов употребления вещей и человеческих форм практического поведения, усваиваемых в общении со взрослыми и под руководством взрослых. Игра вызывает у детей повышенное внимание к отдельным предметам и помогает овладеть значением слов. Когда игра становится сюжетной, ребенок овладевает с ее помощью действиями в отношении вещей, а затем и в отношении к другим ролям, как носителям определенных требований (правил).
Распределяя роли в игре, обращаясь друг с другом в соответствии с принятыми ролями (врач — больной, учитель — ученик, начальник — подчиненный и т. д.), дети осваивают социальное поведение, согласовывание действий, подчиненное требованиям коллектива. У них создаются определенные представления о социальных ролях, возникают различные чувства, связанные с переживанием ролевых действий. Благодаря этому расширяются знания о свойствах предметов и их назначении, о взаимоотношениях людей, об их достоинствах и недостатках. В игре формируются нравственные качества человека, потому что она отражает общественные отношения, а поэтому каждый участник игры психологически формируется как личность. Это наиболее характерно для детского и подросткового возраста. Но и игры взрослых (например, спортивные) также активно влияют на развитие их сознания. Кроме того, имеются учебные игры (деловые, сюжетно-ролевые), которые в последнее время получают все большее распространение в процессе обучения, поскольку позволяют отчасти сочетать в себе качества деятельности игровой и учебной.
Учение — это деятельность, непосредственной целью которой является усвоение человеком определенных знаний, навыков и умений. Знания — это информация о значимых свойствах мира, необходимая для успешной организации тех или иных видов теоретической или практической деятельности. Навыки - это действия, которые, будучи сформированы в результате упражнения, характеризуются высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Умения - это способы выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков, в изменяющихся условиях.
Учение — это основной
способ развития человека как сознательной
личности на основе усвоения им теоретического
и практического опыта
Личность формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования человека, в процессе его обучения и воспитания.
В истории психологии было представлено три направления в решении этого вопроса, которые получили название биогенетической, социогенетической и двухфакторной концепции психического развития личности.
Биогенетическая концепция исходит из того, что развитие личности определяется биологическим, преимущественно наследственным фактором. Поэтому развитие личности носит спонтанный (самопроизвольный) характер. Согласно этой концепции, человек имеет от природы предрасположение не только к некоторым особенностям протекания психических реакций, но и к определенному комплексу мотивов: предрасположенности к преступности (Ч. Ломброзо), к самосовершенствованию в профессиональной деятельности (Ж. Амар), к аварийности и травматизму (К. Марбе), к успехам в административной деятельности и т. п. У человека якобы от природы запрограммированы не только формы его психической деятельности, но и их содержание, а также изначально определены этапы психического развития и порядок их возникновения. При этом личность, по сути, лишалась собственной активности и становилась продуктом фатальных биологических факторов, а роль педагога сводилась к пассивному наблюдению за тем, как реализовалась заложенная в ребенке от рождения программа развития. В 20—30-е годы советские психологи экспериментально доказали ошибочность позиции Ч. Ломброзо, Ж. Амара, К. Марбе.
Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды. Социогене-тики, игнорируя так же, как и биогенетики, собственную активность личности, отводят человеку лишь пассивную роль существа, приспособляющегося к окружающей обстановке.
В двухфакторной концепции развития личности, предложенной немецким психологом В. Штерном, была сделана попытка преодолеть односторонность биогенетической и социогенетической концепций. Согласно этой концепции, человек развивается в результате механического взаимодействия среды и наследственности. Хотя, казалось бы, в этой концепции учитывается влияние и биологического, и социального факторов, но поскольку их взаимодействие рассматривалось механистически, то и ответ на вопрос о движущих силах развития личности уподоблялся отгадыванию номеров в лотерее, что, конечно, не может устраивать практику.
Позиция марксистской психологии при решении проблемы движущих сил развития личности (она сформулирована С. Л. Рубинштейном) опирается на диалектико-материалистическое представление о внутренних противоречиях, разрешение которых и обеспечивает осуществляющийся в развитии переход от низшего (простого) к высшему (сложному). Как уже отмечалось, активность личности обусловливается совокупностью потребностей, побуждающих человека через сложную систему осознанных и неосознанных мотивов к деятельности. Для удовлетворения этих потребностей необходимы материальные средства, определенный уровень готовности личности к деятельности, знания, навыки, умения и т. п. Таким образом, движущие силы психического развития личности выявляются в противоречии между изменяющимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения. Удовлетворение потребностей вновь и вновь воспроизводит ситуацию, в которой обнаруживается противоречие между достигнутым уровнем развития потребностей человека и реальными возможностями их удовлетворения, поскольку в процессе своего удовлетворения потребности развиваются, перестраиваются и изменяются. Например, имея потребность в самоутверждении в группе, учащийся стремится получать более высокие оценки по предметам. С этой целью он начинает более внимательно слушать объяснение на уроке и прорабатывать рекомендованный по теме материал. Однако в процессе такой подготовки перед ним возникает целый ряд вопросов. Ответы на них он может получить в дополнительной литературе, которую он начинает читать. В результате он действительно получает высокую оценку, т. е. удовлетворяет свою первоначальную потребность, и вместе с тем у него развивается потребность в более основательном изучении теперь уже и других тем (познавательная потребность), которая для своего удовлетворения требует прорабатывания по каждой теме как обязательной, так и дополнительной литературы. Это в свою очередь приводит к более глубокому знанию теоретических основ профессии, вызывая потребность к апробированию приобретенных знаний на практике, и т. д.
Таким образом, преодоление противоречий, ведущее к развитию личности, происходит в деятельности путем овладения определенными средствами ее осуществления (приемами, способами, операциями, умениями, знаниями и т. д.), что осуществляется с помощью обучения. При этом удовлетворение потребности посредством активной деятельности закономерно порождает новую, более высокую по уровню потребность. Поэтому развивающаяся личность, постоянно воспроизводя новые и новые потребности (а следовательно, и разветвленную систему мотивации), в свою очередь является результатом развития потребностей. [6, с. 216 -218]
Развитие, отбор и воспитание потребностей, приведение их к той нравственной высоте, которая должна быть свойственна человеку, является одной из центральных задач формирования личности человека.
По итогам проделанной работы необходимо отметить следующее:
Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности.
Главная отличительная черта деятельности заключается в том, что, порождаясь потребностью как источником активности, она управляется сознаваемой целью как регулятором активности.
Через деятельность, в процессе которой осуществляется воздействие на природу, вещи и других людей, устанавливается реальная связь между человеком и окружающим его миром. Реализуя и раскрывая в деятельности свои внутренние свойства, человек выступает по отношению к вещам как субъект, а к людям — как личность. Испытывая в свою очередь их ответные воздействия, он обнаруживает таким путем истинные, объективные, существенные свойства людей, вещей, природы и общества. Вещи выступают перед ним как объекты, а люди — как личности.
Видов деятельности человека существует огромное множество. Но среди их многообразия есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К таким основным видам деятельности относятся: общение, игра, учение и труд.
Что же касается формирования личности, то здесь нужно отметить, что Личность формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования человека, в процессе его обучения и воспитания. В истории психологии было представлено три направления в решении этого вопроса, которые получили название биогенетической, социогенетической и двухфакторной концепции психического развития личности.